Методическая разработка для проведения родительского собрания на тему Умеют ли ваши дети распоряжаться временем?


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
гимназия №39 имени Фридриха Шиллера г.Орла

Орёл - 2012 год
Классный руководитель 11 «Б» класса,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
кандидат педагогических наук
Савостикова Анна Борисовна
3009902852420Конспект родительского собрания на тему: «Умеют ли ваши дети распоряжаться своим временем?»

Аннотация к разработке родительского собрания
« Умеют ли ваши дети распоряжаться своим временем»
Форма проведения данного родительского собрания выбрана в виде обмена мнениями между участниками мероприятия.
Разработка собрания предполагает решение следующих задач:
Знакомство родителей о целесообразности и эффективности использования свободного времени ребенка
Выяснение причин недостатка времени для подготовки домашних заданий и самообразования учащихся.
Выработка рекомендаций по эффективному использованию свободного времени учащихся
Для решения поставленных задач, используются такие формы работы с родителями:
Проблемный диалог;
Работа родителей в группах над выяснением причин недостатка времени для подготовки домашних заданий и самообразования учащихся. .Разработка собрания предполагает использование авторской мультимедийной презентации, с целью повышения эффективности просветительской работы родителей в области педагогики.
Данное родительское собрание можно проводить в классах среднего и старшего звена.
Цель: способствовать формированию представления о целесообразности и эффективности использования свободного времени ребенка
Задачи:
- актуализировать у родителей понимание важности поставленной проблемы
- путем мониторинга выявить проблемные вопросы для обсуждения
- выработать «золотые правила» эффективного построения жизни ученика
- формировать представление о рациональности использования внеурочного времени детей как основного условия психологической стабильности и личной успешности ребенка
Продолжительность мероприятия- 30 минут
Классный руководитель на подготовительном этапе разрабатывает анкеты для мониторинга родителей, изучает психолого-педагогическую литературу по проблеме, изготавливает памятки-книжки для каждого родителя, создает презентацию по теме.
Оборудование: мультемедийная установка, книжки-памятки родителям, анкеты.
Оформления помещения: на доске записан эпиграф: «Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего». Л. А. Сенека
Просмотр отрывка из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»
Классный руководитель: здравствуйте, уважаемые родители. Неслучайно, сегодняшнее наше собрание я решила начать с отрывка из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». Безусловно, все вы хорошо помните содержание этого произведения. Почему же именно она предваряет наш разговор? Дело в том, что одиннадцатый класс-это та черта в жизни вас и ваших детей, которая подводит своеобразный итог всей школьной жизни. И то, каким он будет, зависит в большей степени от того, как наши дети умеют правильно организовать свое время. Часто, интересуясь неудачами школьников при выполнении домашнего задания, я слышу ответ: « Я не успел». И это правда. Наши дети не лукавят. Жизнь, наполненная социальными сетями, друзьями, общением, подготовкой к вузу, секциями дополнительного образования – это полноценная жизнь. Но почему же дети ничего не успевают? Потому что в сутках не 36 часов? Или причина все же лежит в иной плоскости?
Родитель: я думаю, что, как пелось в мультфильме, наши дети очень часто убивают, прожигают, проматывают время зря.
Классный руководитель: я полностью с вами согласна. Хочется обратиться к словам знаменитого философа Л. А. Сенеки «Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего». Это касается не столько нас с вами, сколько наших детей, которые вступили в сложную пору отрочества. Для них умение сегодня организовать свое свободное время - завтрашний характер, а значит - судьба. Научатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.
Условия проведения детьми своего свободного времени последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал уже не столько телевизор, сколько компьютер. Безусловно, вы много времени проводите на работе, иногда много времени отнимают поездки к месту работы. В результате непосредственные контакты детей и взрослых сводятся к минимуму. Часто мы не знаем, как планирует свое время ребенок. Умеет ли он эффективно спланировать свой день так, чтобы все успеть, гармонично сочетав учебу, подготовку к вузу, отдых и общение с друзьями?
Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты, чтобы понять, умеет ли ваш ребенок планировать свое время (Приложение).
Классный руководитель: спасибо за искренние ответы, попробуем суммировать полученные баллы. В зависимости от суммы баллов интерпретация следующая:
11–17 баллов. Ваш ребенок дорожите временем и способен организовать свой день так, чтобы успеть сделать всё из запланированного. Дисциплинированность — крайне полезное свойство характера, но помните, что растущий организм должен разумно чередовать отдых и занятость.
18–25 баллов. Осознав, что объять необъятное невозможно, ваш ребенок примирился со временем, сделав своим девизом библейскую мудрость: «Всему под небесами свой час», — и, надо признать, размеренная жизнь, почти лишённая суеты, как нельзя лучше подходит для сохранения гармони.
26–33 балла. Вашему ребенку следует более бережно относиться ко времени, ибо мудрость гласит: «Время, затраченное впустую, есть существование; время, употреблённое с пользой, есть жизнь». Хотя мы вполне допускаем, что в душе он философ, не подчиняющийся законам времени и пространства…
Классный руководитель: пожалуйста, поднимите руки, у кого получилось меньше 20 баллов. Спасибо, я вижу, что я не ошиблась с выбором темы сегодняшнего разговора. Большой процент родителей убедились, что их ребенок не умеет правильно организовать свое время, что может привести к состоянию эмоциональной угнетенности, депрессии.
Как же мы можем ему помочь в организации собственного времени?
Я думаю, что вы со мной согласитесь в том, что мы часто должны заниматься вещами, которые не приносят нам радости, но без таких вещей человек иногда не может обойтись. Так и наши дети. Часто для поступления в военные вузы необходимо заниматься усиленно спортом. Простые занятия спортом можно совместить с просмотром телевизора. Получается, что он и получит удовольствие и при этом будет заниматься полезным делом, что в следствии способно высвободить определенное количество свободного времени.
Итак, первое золотое правило, которое мы можем записать в книгу «Золотого времени»:
Попробуйте организовать время вашего ребенка таким образом, чтобы он мог совмещать приятно вместе с полезным
Классный руководитель: как вы думаете, что еще можно посоветовать, чтобы наши дети не теряли время попусту?
Родитель: Еще есть пословица, – не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. С моей точки зрения, надо осознать, что бывают дни, когда у вашего ребенка нечем заняться, а бывают такие в которые нет свободной минуты. Вот вам и предлагается в случае высвобождения свободного времени организовать выполнение вашим ребенком будущей работы.
Классный руководитель: я полностью согласна с предложением. Данное правило можно сформулировать следующим образом:
Помогайте вашим детям делать дела наперед
Классный руководитель: кто еще хочет высказать свои мысли по обсуждаемому вопросу? Пожалуйста.
Родитель: Часто у человека бывает такое, что мы себе говорим, – Сделаю это завтра. Завтра повторяется ситуация и так до того момента, когда уже деваться некуда и надо выполнить действие. Часто такое бывает у наших детей, когда они готовятся к экзамену или написанию контрольной работы.
Классный руководитель: таким образом, мы можем сказать, что не стоит откладывать все на последний момент. Правило будет выглядеть следующим образом:
Не допускайте, чтобы ваш ребенок откладывал все на последний момент.
А для это, мне кажется, попробуйте для начала помочь вашему ребенку составить план на следующий день. Определить четко, какие действия он хочет выполнить и в какой последовательности. Так он не упустит важных моментов, и это только положительно сыграет на оптимизации его дня.
Из этого вытекают сразу два правила:
Научите ребенка планировать свои действия на будущее и придерживаться намеченного плана.
Хотелось бы к вышесказанному добавить еще одно золотое правило:
Наведите порядок на рабочем столе ребенка (самостоятельно или вместе с ребенком)
Если будет порядок на столе, то он уже не потеряет на поиски нужных вещей время. Это позволит ребенку не отвлекаться на посторонние задачи и отвлечет от сознания того, что еще так много дел. Вот такие незамысловатые пять советов, которые помогут вам помочь ребенку правильно организовать время.
Спасибо вам за активную работу, надеюсь на наше дальнейшее сотрудничество. Дарю вам на память ваши «Золотые книги времени». Надеюсь, что помогла вам сформировать представление о рациональности использования внеурочного времени детей как основного условия психологической стабильности и личной успешности ребенка.
-784860-586740
7677151673860Приложение
Тест:
1. Ваш ребенок пользуется ежедневником?
а) Нет — 3. 
б) Он у него есть, но пользуется он им не всегда — 2. 
в) Да, он ему необходим — 1. 
2. Как ваш ребенок встаёт по утрам?
а) Просыпается до того, как прозвенит будильник, — 1. 
б) Сразу, как услышит трель будильника,  — 2. 
в) Услышав звонок, любит ещё понежиться в постели — 3. 
3. Каким из принципов он, с вашей точки зрения, руководствуется, приступая к работе?
а) «Сделал дело — гуляй смело» — 1. 
б) «Поспешишь — людей насмешишь» — 2. 
в) Делу — час, потехе — время — 3. 
4. Он носит часы?
а) Иногда  — 2. 
б) Как правило, да — 1. 
в) «Счастливые часов не наблюдают» — 3. 
5.Жизненный принцип вашего ребенка:
а) «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай» — 3. 
б) «На день надо смотреть как на маленькую жизнь» — 2. 
в) «Время проходит! — восклицают иные. — Время вечно: проходите вы!» — 1. 
6.  Как ваш ребенок смотри телевизор? Способен ли он всё бросить ради того, чтобы не пропустить очередную серию любимого сериала?
а) Конечно! — 3. 
б) Нет, такого не бывает — 1. 
в) Иногда, если дела не настолько срочные — 2. 
7. Всегда ли он выполняет, что наметил на день?
а) Стремится к этому, но не всегда получается — 2. 
б) Чаще всего да — 1. 
в) Далеко не всегда — 3. 
8. Любит ли он мечтать?
а) Да, очень — 3. 
б) Изредка  — 2. 
в) Нет, не особенно — 1. 
9. Какой вид отдыха он обычно предпочитает?
а) Активный — 1. 
б) Мягкий диван и телевизор — 3. 
в) По-разному, в зависимости от настроения  — 2. 
10. Старается ли он жить по принципу «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»?
а) Да — 1. 
б) Скорее да, чем нет — 2. 
в) Нет — 3. 
11. Телефон и телевизор для него:
а) Лучшие друзья — 3. 
б) Малоприятные постояльцы — 1. 
в) Необходимые попутчики — 2. 
Суммируйте баллы и подведите итоги.
Золотая книга времени