Тема Жизнь зверей зимой
Парфенчук Алефтина Ивановна
педагог дополнительного образования
МАУДО
города Нижневартовска
Центр детского творчества
Тема: Жизнь зверей зимой
Цель: Систематизировать и расширить представления детей о жизни диких животных зимой.
Задачи:
Познакомить обучающихся с жизнью животного мира зимой
Формировать элементы научного мировоззрения – установление связи между неживой природой и жизнью животных зимой;
Различать основные признаки и отличительные особенности диких животных.
Способствовать формированию бережного отношения к природе.
Развивать речь, внимание детей.
Формирование УУД:
Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации,
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: Птицеводство, птицеферма
Ход урока
Организационный момент
Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра.
У. — Прозвенел уже звонок, начинается урок. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке.
Посмотрите в окно, опишите сегодняшнее утро.
Солнца не видно. Деревья в снегу. Небо хмурое.
У. Зима хорошая хозяйка, все у нее в порядке, все прибрано, сверкает чистотой. Ходит зима в больших теплых валенках, ступает тихо, неслышно. А сама то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Обрядила она сосны и ели в теплые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно спокойно. А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
Посмотрите, красиво в зимнем лесу.
Как — то холодно, И зверей нет.
- Послушаете стихотворение Геннадия Морозова “В снежном лесу” и определите тему урока.
Бежала лисица по следу зайчонкаНеслышно бежала, снег нюхала тонко.Бежал и зайчонок. Да прыгнул… И - гоп,С ушами зарылся в огромный сугроб.Лежит и не дышит - ледышка ледышкой -В сугробе ушастый зайчишка…
3. Сообщение темы и цели
Сегодня на уроке мы узнаем, как зимуют животные, с чем связаны изменения в их жизни, научимся различать их следы; узнаете какую роль играет человек в жизни диких зверей.
- По каким признакам отличите зверей от других животных?
Тело покрыто шерстью.
Четвероногие.
Рождаются живые детеныши.
Детенышей вскармливают молоком.
- Каких животных называют дикими?
Какой удивительный и неповторимый мир животных! А какиеинтересные названия у них!
Я для вас подготовила этимологическую справку о названиях хорошо знакомых жителей нашего леса.
Начнем с хозяина леса - медведя. Почему его так назвали?
(Различают два корня в слове «медведь»: -мед и -вед; его так назвали потому, чтоон очень любит есть мед.)
Волк - корень в словах волоку, волочить, то есть тащить. Волк - хищное животное, он уволакивает домашний скот
Заяц - это слово буквально означает «прыгун». Пришло из польского языка.
Белка - слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально относилось лишь к белой породе белок.
Бобр - строитель лесных плотин (назван по цвету своей красивой и ценной шубы, бобр - буквально значит «бурый», «коричневый»).
Звучит аудиозапись “Звуки леса”. Заглянем с вами в зимний лес. На первый взгляд он кажется пустым – одни только деревья. Он не сразу откроет перед нами свои секреты, но когда мы хорошенько присмотримся к нему, то поймем, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Но никого мы не видим звери попрятались. Сейчас мы с вами поищем зверей в лесу.
Задание. Собери животное.
Во время путешествия узнаем, как дикие животные приготовились к зиме?
Ответы. Одни запасли корм, другие залегли в спячку, остальные не заготовили корм и не залегли в спячку, все полиняли.
В какое время года зверям труднее?
У. А почему зверям трудно зимой?
Д. Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях.
Учитель открывает схему на доске.
У. Вспомните, как еще осенью звери начали готовиться к будущим холодам и снегу.
Д. Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и ее окраска. Такие изменения называются линькой.
Учитель дополняет схему.
У. Но не боятся звери зимы. Послушайте, какой "разговор" подслушали на лесной полянке наши ребята, и подумайте, как зимует белочка.
Инсценировка сцены "Синица и белка".
Синица. Ты чего, белка, из гнезда не выходишь?
Белка. Я, синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мхом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.
Синица. А чем же ты кормишься?
Белка. А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь.
У. Как же зимует белочка?
Д. В дупле, питаясь запасами, заготовленными осенью.
У. Отличается ли белка летом и зимой по окраске шерсти?
Д. Летом – рыжая, зимой – серая.
Учитель дополняет схему.
Открывается рисунок на доске: белки на ели на лесной полянке.
У. А как белка устраивает себе гнездо (гайно)?
Рассказ подготовленного ученика.
Д. Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или... хвостом.
У. А кто еще зимой не спит и использует запасы?
Д. Мыши.
Загадка про зайца:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – одета,
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
Учитель открывает рисунок зайца на лесной полянке.
У. Чем питается зимой заяц?
Д. Веточками, корой.
У. Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм?
Д. Он его находит зимой.
Схема дополняется.
Учитель дополняет ответы детей.
ЗАЯЦ: Живу в лесу, я лесной заяц. Днем сплю, а ночью выхожу добывать себе корм. Очень люблю кору молодых осинок и берез. - Что запомнили о зайце?
- Что дополните?
У. В основном сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах – под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит не закрывая глаз. От хищников зайца спасают ноги. Он легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Глубокого снега я не боюсь, легко передвигаюсь по нему. Потому что лапы мои к зиме обрастают мохнатой шерстью. Мне тепло и на снегу удержаться легче: как будто лыжи надел. А еще я умею очень быстро бегать: во время погони могу пробежать за час 70 км.
Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться. Посмотрите на следы зайца. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие – сзади.
Учитель показывает рисунок следов зайца.
Спасает меня белая шубка под цвет снега. Ведь врагов у меня много: это охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Но пуще всего я боюсь лесной кошки - рыси - того и гляди, прыгнет на спину с ветки.
– Ребята, а кто еще не спит зимой и ищет корм?
Заснеженной ложбинкойпройдемся с посошком.И потечет тропинка веселым ручейком.
(След лося).
- Как вы думаете, кто прошелся по этой тропинке и оставил свои следы? (Ответ: Лось)Д. Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо
Ростом бывает больше двух метров. Издали кажется, что лось плывет по воздуху. Высокие ноги лося белового цвета и совсем незаметны на фоне белого снега. А вот по этим следам можно увидеть как лось переходил от одного дерева к другому. Видите, какие большие двойные следы, похожи на коровьи, только побольше и подлинее. Сейчас, к сожалению, лоси без рогов, самцы сбрасывают их в декабре, а новые начнут расти весной. Питаются лоси сеном, но больше всего их выручает осина. Кора у осин горькая, а лосям нравится.
В лесу стоят осины и тихо говорят:- Простите, виноваты, что ветки горьковаты.А лоси под осинами стоят и говорят:- Осиновые ветки в морозный день вкусней конфетки.А если нет осинок, есть ель или сосна.
- Что запомнили о лосе?
- Кто приходит на помощь этим животным зимой? (Ответ: лесники, егеря делают специальные кормушки в лесу, раздают сено, соль, веники).
Лось за день съедает 9-10 кг, а при сильном морозе до 20 кг веток и коры деревьев, так как эта пища мало питательна по сравнению с травой.
Учитель открывает рисунок полянки, кружочек с изображением лося прикрепляется в схему.
У. Не спят и ищут корм волки, кабаны.
Кабан – это животное, которое не устраивает себе жилища на зиму, не меняет окраску. Чаще держится стадами. Большие расстояния проходят кабаны в поисках пищи. Они пробираются лесными чащами, через густые заросли, отыскивая и поедая мелких животных (грызунов), ветки, кору деревьев, плоды и семена.
- Слышите, кто-то воет?
- Кто это?)Я - опасный хищник. Летом я сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой мы живем стаями. В стае нас бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщем по полям и дорогам, ищем добычу. В поисках пищи пробегаем очень большие расстояния. Недаром про нас говорят “Волка ноги кормят”. Когда мы голодны, то очень смелы и можем нападать на дворовых собак, овец.
- Что запомнили о волке?
.У. Ребята, мне показалось, что по лесу кто-то крадется, ступает еле слышно, да еще и хвостом заметает свои следы. Кто бы это мог быть?
Лиса. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я лисичка-сестричка. Шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не боюсь я самых трескучих морозов, так как шубка у меня густая и пушистая. Лапы мои как бы в валенках, и поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы. И все-таки зима - самое тяжелое время для меня. Добывать пищу зимой очень трудно.
У. Чем питается лиса зимой?
Д. Мышами, зайцами.
Долго приходится рыскать по полю, чтобы насытиться, ведь мне нужно много поймать мышей и полевок. Но слух у меня отличный. Я за много метров слышу, как под снегом пищат мыши и полевки.
Лиса. Меня считают злейшим врагом. Я действительно ловлю зайцев, особенно зайчат. Но главная моя пища – мелкие грызуны: мыши и полевки. Такую мою охоту называют мышкованием. Мышиный писк я слышу за 100 м – такой отличный у меня слух. От непогоды и от врагов прячусь в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов.
(Видео как лиса мышкует).
Ловлю под снегом куропаток. Иногда я могу заглянуть и в деревню к курам в гости, но боюсь собак и охотников, ведь мой мех ценится довольно высоко.
Иногда охочусь за зайцами, но они быстрее меня бегают, вот проблема.
Подвижная игра Лиса и зайцы.
Кружочек с изображением лисы добавляется в схему.
Кружочки с изображениями волка и и лисы добавляются в схему.
У. Итак, ребята, прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь?
На сотни километров дремучие леса, нахмуренные ели, лесные чудеса.Овраги, бураки, завьюженные пни В морозном полумраке звериные следы.
- Куда ты нас ведешь посошок, следов нет, только большой сугроб снега.
Учитель показывает диапозитив, затем открывает рисунок медведя в берлоге на поляне под елью.
У. Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем.
МЕДВЕДЬ - Что это вы тут все собрались? Разговорились? Чего вам не спится, ведь зима - спать надо. В берлоге, занесенной толстым слоем снега, я сплю спокойно всю зиму. Но сон мой чуток: при шуме возле берлоги я просыпаюсь. Вот и сегодня помешали - раскудахтались. Залегаю в берлогу еще до снега. Осенью нагуливаю жира побольше, а зиму сплю. Да, что я тут разговорился. Пойду лучше спать.
- Что еще знаете о медведях?
Когда медведь спит, он не употребляет пищи, а живет за счет накопленного летом и осенью жира.
Обычно говорят, что медведь зимой сосет лапу. На самом деле это не так. В феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая мерзнет. Облизывая подошвы горячим языком медведь согревает кожу. Вот и кажется, что медведь сосет лапу.
Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.
- Кого называют “шатуном”? У медведицы зимой рождаются медвежата величиной с рукавицу.
- Какие звери зимой спят? (Ответ: барсуки, ежи, …)- Почему они залегают в спячку?
(Ответ: не могут найти корма, спячка помогает им пережить трудное время - голодную зиму).
Учитель показывает диапозитив с изображением барсука, затем дополняет схему рисунком зверя.
У. В отличие от медведя барсук зимой просыпается – поест запасов и снова засыпает. Нору себе он роет в сухом месте глубокую и широкую, а в ней еще несколько отнорков делает.
А вот ежи, ежа, медведи и барсуки (учитель показывает диапозитивы) зимой находятся в спячке. Спячка – это более глубокий и продолжительный сон с понижением температуры тела.
Учитель дополняет схему.
Схема дополняется. Кружочки с изображениями ежа, медведя и барсука добавляются в схему.
Учитель: На снегу следы - как книжка - куропатка, горностай, волк, сохатый, даже мышка - пишут все, а мы читай!Викторина: «Отгадай, чей след не снегу!» (Ребята смотрят на слайды и угадывают следы зверей. Некоторые следы дети знают, а некоторые – нет, потому что не были в зимнем лесу.)А теперь «расселим» диких животных по признакам в дома: Они по разному зиму проводят, кто спит, кто по лесу всю зиму бегает, еду ищет, некоторые сделали запасы. У. — Верно. Расскажите, чем похожа жизнь зимой каждой группы животных. Вот первая: медведь, ёж, баосук.
— Они спят. - Почему?
— Зимой для них пищи нет. — Шуба у них теплая не замерзнут.
У. Хорошо. А эти: белка, мышь? — Эти не спят.— Мы уже говорили, у белки запасы еды с лета. — И у мыши в норе еда есть.— А если запасы кончатся? — Тогда придется бегать искать.
— Лось, лиса, заяц и волк в одной группе, почему? — Они жилья не строят.
д. — А где спят? Спят в снегу. Питаются чем придётся , рышут добычу ищут.
Вы должны при ответе на вопрос поставить только цифры
от 1до 5:
1 - заяц; 2 - медведь; 3 - лиса; 4 - волк; 5 - белка.
1)У кого зимой появляются детеныши? (2.)
2)Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5.)
3)Кто к зиме собирается в стаи? (4.)
4)У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (1, 5)
5)Про какого зверя так говорят: «Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный»? (3.)
6)Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4.)
7)Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3.)
8)Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5.)
9)Быстро бежит в гору, а с горы - кубарем. (1.)
Закрепление нового материала
Работа с тестами.
Чтобы проверить, как усвоен новый материал, выполним задание.
1. Как ты поступишь, если увидишь в лесу звериного малыша?
1.Пройду мимо.
2.Принесу домой, буду ухаживать за ним, затем принесу в лес и выпущу.
3.Поглажу малыша и пойду дальше.
2. Какие звери делают запасы?
1.Лось. 2.Белка. 3.Медведь. 4.Заяц. 5.Мыши. 6.Лиса.
7.Барсук. 8.Пчёлы. 9.Осы. 10.Бобры.
3. Кто что готовит на зиму? (Соединить линиями).
Медведь грибы
Бобры мед
Мыши зерно
Белка жир
Пчёлы ветки деревьев
4. Закончи предложения.
1.С октября у всех зверей вместо редкой шёрстки отрастает новая ... и ... (густая и пушистая).
2.Изменяется окраска шерсти у ..., ..., ... (зайца, белки).
3.Изменение густоты и окраски шерсти у животных получило название ...(линька).
У. — Чем же жизнь зимой отличается от летней? — Очень холодно. — Голодно.
— Голый лес не так хорошо, как летом спасает от врагов. С чем связаны изменения в жизни животных зимой ? (С изменениями в живой и неживой природе).
-1066809144000
У. Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Вы узнали как дикие животные зимуют.
Одни запасли корм, другие залегли в спячку, остальные не заготовили корм и не залегли в спячку, все полиняли.
Трудно прокормиться зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода, поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь.
- Почему зверей нужно зимой подкармливать?
- Как люди могут помочь диким животным зимой?
Рефлексия.
Педагог: А теперь давайте подведем итоги нашей встречи
Итог. Рефлексия.
-Достигли ли мы целей, поставленных на урок?
-Какие маленькие открытия вы сделали?
-Теперь оцените свою работу.
-Перед вами дерево знаний. Прикрепите к веточкам 3 листика, если на уроке вы работали активно, ваши мнения совпадали с научными фактами
2 листика, если вы выполняли работу на уроке правильно, но медленно
1- если вы трудились на уроке, но можете быть активнее
-Покажите, какое дерево знаний выросло у вас?
Педагог: Спасибо за совместное увлекательное путешествие.
Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании
- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Скажите, какое у вас настроение? У меня тоже хорошее настроение, потому что вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими ответами.
Предлагаю нарисовать зверей в зимнем лесу..