Урок грамоты в 1 классе Внеклассное чтение. Рассказы о природе В. Бианки 
Урок грамоты в 1 классе.
Тема:    Повторение. Внеклассное чтение. Рассказы о природе В. Бианки. Списывание текста письменными буквами.
Цель: приобщение детей к  миру природы через литературные произведения; создание условий по формированию устойчивого каллиграфического навыка письма.
Задачи: закрепить умения  слогозвукового анализа слов, составление звуковых схем; учить писать  
               слова и предложения с письменного текста;  познакомить с рассказами о природе В. Бианки; 
               формировать естественный интерес детей к братьям нашим меньшим; читательский 
                интерес;      
               развивать устную речь; мелкую моторику кисти и рук;  фонематический слух; речь; память;  
               внимание; мышление;  познавательный интерес; 
               воспитывать такие черты характера как доброта, любознательность, наблюдательность.
  
Результаты: учащиеся умеют писать слова с йотированными гласными в начале и в середине слова;    делают слогозвуковой анализ слов по схемам; умеют читать текст и осознают его содержание; дают комментарии по прочитанному тексту, используя грамотную речь; логически излагают свои мысли, рассуждают, осознают важность бережного отношения к природе; умеют проявлять дружелюбие; проявляют интерес к изучаемому материалу.Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
Звучит музыка «Звуки леса» для создания эмоционального настроя.
- Где мы с вами очутились?
- А что у вас вызвало ощущения, что вы в лесу?
- Сегодня мы совершим путешествие в мир природы с героем одной из книг известного писателя.
- Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов.
2. Сообщение темы и цели урока.
На слайде показать выставку книг В.В. Бианки.
- Внимательно рассмотрите обложки книг, назовите автора.
- Кто догадался,  какова тема нашего урока?
Дети самостоятельно формулируют тему урока и задачи по опоре.
Я научусь …..
Я узнаю ……
Я смогу ….
3. Знакомство с произведениями В.В. Бианки.
1)  - Сегодня мы познакомимся с творчеством  нового  писателя.
- Это Виталий Валентинович Бианки.
- Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. 
Работа в группах по 6 человек:
Повторение правил работы в группах – по опоре.
- Для этого прочитайте на карточках рассыпанные слова. 
 1) Медведь, роза, колокольчик, волк, ёжик, ромашка;
 2)  Берёза, сорока, осина, ястреб, ёлка, удод. 
- Распределите их на равные 2 группы и приклейте на лист клеем.
В первую группу можно отнести слова медведь, волк, ёжик - это названия зверей. 
Во вторую  группу можно отнести слова ромашка, роза, колокольчик - это названия цветов.)В  третью группу войдут слова сорока, ястреб, удод - это названия птиц.
Четвёртую группу составляют слова берёза, осина, ёлка. Они обозначают названия деревьев. 
- Придумайте какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?
(Можно объединить названия зверей и птиц - это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов - это растения. Значит В. В. Бианки писал о животных и растениях.)Вывод: - Скажите одним словом о чём писал В. Бианки? (О природе).
               - Как вы думаете, почему он писал о природе?
Слово учителя об авторе:
- Глядя на портрет  В. Бианки и зная о том, что он писал о природе, как вы думаете, каким он был человеком?
В. В. Бианки родился в 1894 г. в г. Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии. У Бианки было 2 старших брата.    
В квартире, где жили Бианки, был настоящий музей: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленький Виталий очень любил проводить время в лесу и наблюдать за животными и растениями.
В. В. Бианки создал много интересных книг для детей. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок», «Лис и мышонок», «Сова» и другие.
3) Работа с выставкой книг:
Детям предлагается книги Бианки и других писателей. 
- Выберите книги В.В. Бианки.
- Как вы определили, что это книги данного автора? (По автору, названию, иллюстрации.)
     Работа в парах:
Детям предлагаются по одной книги Бианки и дается время на рассматривание иллюстраций и содержание.
Задание:
 - Прорекламируйте эту книгу. 
- Чем она вас заинтересовала?
4) Просмотр видеоролика «Первая охота» с авторским чтением.
- Прочитайте название произведения с отрывком, которого мы сейчас познакомимся. («Первая охота»)
- Как вы думаете, о ком это произведение?
Просмотр фрагмента. (2 минуты)
- Понравился ли вам отрывок? Чем?
- А хотите узнать продолжение этого произведения? (Да)
- В нашей школьной библиотеке есть книги В.В. Бианки, возьмите и прочитайте её.
4. Письмо – стр. 6.
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик маленький.
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длиненький, 
Это пальчик сильненький,
Этот пальчик толстячок.
А все вместе – кулачок!
Гигиенические навыки при письме.
 Показ учителем на доске, письмо в воздухе слова - берёза.
 Письмо в прописи с проговариванием слова берёза.   
 Задания:
Слогозвуковой анализ слова – берёза. Дети самостоятельно чертят схему.
1 ученик за доской. Самопроверка.
Вывод:     Когда буква Ё стоит после согласной –обозначает 1 звук.
Списывание с письменного текста предложения:
Под ёлками ж..ли еж.. .
- Что записано на строке? Докажите.
- Покажите на веере – сколько  слов в предложении.
- Назовите первое слово, второе, третье, четвертое.
- О ком говорится в предложении? (О ежах.)
- Что о них узнали?
- Правильно ли записано предложение? (Нет. Не хватает букв.)- Покажите на веере букву, которую нужно вставить. Докажите. (Хором проговаривают правило – ЖИ - ШИ.)
Анализ соединений букв.
Самостоятельное письмо предложения с проговариванием. 
Дополнительное задание:
Разделить слова на слоги;
Поставить ударение;
Подчеркнуть буквы цветными карандашами.
*Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? (ЁЛКАМИ – 6 б., 7зв; ЕЖИ – 3 б., 4 зв.)
Итог урока.  
Я узнал….
Я научился….
Мне было интересно…
Мне нужно ещё ….
Рефлексия – «Светофор».
Оценивание - картинки.