Конспект урока: Жизнь лесных животных зимой (1 класс)
Предмет: Окружающий мир
Тему: «Жизнь лесных зверей зимой»
Класс: 1 АТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задачи:
Обучающие:
-актуализировать уже известные знания учащихся об особенностях жизни зверей зимой на основе имеющихся представлений;
-сформировать новые знания об особенностях жизни зверей зимой.
Развивающие:
-развивать познавательную активность;
-развивать наблюдательность, любознательность, воображение.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к животным;
-формировать умение слушать собеседника, вступать в коллективное учебное сотрудничество, умение работать в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: знают признаки млекопитающих; знают особенности жизни зверей в зимнее время.
Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: рисунки с изображением лесных зверей зимой, следов зверей на снегу; рисунок к игре «Найди ошибку».
.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
Наступили холода,
Превратилась в лед вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Игра «Крестики - нолики»
(У учащихся на столе лежат карточки с изображением Х и 0, если утверждение верное, дети поднимают крестик, если не верное – нолик)
Январь - это зимний месяц?
Мы носим шорты зимой?
Снегирь улетает в теплые края?
Заяц меняет серую шубку на белую?
Первый месяц зимы это февраль?
Иней бывает летом?
31 декабря отмечают «День защиты детей»?
Вьюга - зимнее явление природы?
Зимой день короче?
Правда ли, что зимой деревья тоже растут?
Отгадайте загадки:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка).
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
- Какова будет тема нашего урока? (Предположения детей)
- Тема нашего урока «Жизнь диких животных зимой» (тема урока)
3. Изучение нового материала.
1. Фронтальная беседа «Как звери готовятся к зиме».
– Как звери готовятся к зиме?
– У каких млекопитающих меняется окраска и густота шерсти? (У зайца, лисы, белки.)
– Какие звери делают «зимние» запасы? (Белка, полевка.)
– Кто не делает запасов на зиму? (Ёж, медведь, летучие мыши, барсук, так как они проводят это время в глубоком сне. Эти звери наедаются хорошенько за осенние месяцы и становятся «жирными».)– Верно, жир – тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира.
– Все ли животные спят зимой? (Нет.)
– Жизнь продолжается и под снежным покровом. Глубоко в земле, и своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.
– Какую же роль выполняет снег в жизни лесных зверей?
Рассказ В. Бианки «На дне снежного моря».
«Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет своими лапами твёрдую, как камень, мерзлую землю. А каково мышам, полёвкам, ласке, горностаю?
Но вот, наконец, повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Человеку снежное море по колено, а рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мыши, полёвки, землеройки – все зверюшки-норушки, что не спят зимой, – бегают по дну снежного моря. Как крошечный тюлень, без устали ныряет в нём хищная ласка. Выскочит на минутку, оглядится – не высунул ли где рябчик голову из снега? – и опять нырк на дно! Так невидимкой и подкрадывается к птицам под снегом.
На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, смертельное дыхание зимы. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мышки-норушки строят себе зимние гнёзда прямо на земле под снегом,– вроде как выезжают зимой на дачу.
И вот так происшествие! У одной парочки куцехвостых полёвок из травы и шёрстки гнёздышко над землёй – на ветках засыпанного снегом куста. Из гнёздышка струится лёгкий пар.
А внутри этого тёплого гнёздышка под глубоким снегом голенькие слепые мышенята-полёвочки только что родились! А мороз-то, мороз – двадцать градусов!»
– Что нового вы узнали из рассказа В. Бианки?
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревца всё выше, выше.
Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встает
Щечки моет, глазки трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать
3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (стр. 36–37).
– Рассмотрите разворот учебника «Жизнь лесных зверей зимой». Садитесь на борт вертолета – и отправляемся в путь.
– Каких зверей вы видите с вертолета? (С вертолета можно увидеть лося и лису.)
– Каких зверей не видно с вертолета? (Не видно с вертолета белку, так как она в дупле; медведя в берлоге; зайца на фоне белого снега.)
– Расскажите, что вы знаете об этих животных.
4. Работа по рабочей тетради ( стр. 27)
- Внимательно рассмотрите картинки и раскрасьте тех животных, которые запасают пищу и жир на зиму?
- Кого вы раскрасили? (ёж, медведь, белка, барсук, мышка – полевка)
5. «Найди ошибку»
Каждому ученику раздается картинка, они должны найти то, что не соответствует изучаемому времени году.
- Посмотрите на картинки, как вы думаете, что не так? Что художник изобразил неверно? (Ответы учеников?)
4. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Чьи следы на снегу?»
На доске картинки с животными и их следами, ученики должны найти и сопоставить след и кому он принадлежит
- Посмотрите на доску, скажите, где следы: лося, белки, зайца, сороки, волка?2. И г р а «Найди ошибку».
– Рассмотрите рисунок. Художник нарисовал зимний лес, но сделал несколько ошибок. Что неправильно на этом рисунке?
– Какие времена года встретились здесь с зимой
3. В и к т о р и н а «Кто зимой не спит?».
1. Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мхом… К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушил летом и осенью. (Белка.)
2. Очень ловкий хищный зверек, «самый маленький хищник» – называют этого зверька. Неутомимый охотник за мышами и полевками. Зимой становится целиком белым. (Ласка.)
3. Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку. (Волк.)
4. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пятачком, чтобы добыть пищу. Кормится обычно днем, а ночью отдыхает. Детеныши этого животного очень симпатичные, полосатые. (Кабан.)
5.Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие животные спят зимой?
– Какие животные не спят зимой?