Урок по окружающему миру Как зимуют звери

Алматинская область
Ескельдинский район











Урок ознакомления
с окружающим миром


Тема: «Как зимуют звери»






Учитель: Фоменко Н. В.









п. Карабулак
2013г.

Окружающий мир

Тема: Зима. Как зимуют звери.
Цели: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, о том, как они приспосабливаются к зиме, расширить знания о поведении и повадках зверей зимой; повышать интерес к жизни зверей;
воспитывать бережное отношение к природе

Тип занятия: комбинированный

Методы: словесные, практические, беседа, наглядно – иллюстративные.

Оборудование: картинки с изображением зверей; зимние пейзажи, проектор, слайды.


Ход занятия:

1.Вводная часть.
Улыбнитесь друг другу, ведь наступил новый день, который принесет вам много радости. Пожелаем друг другу добра, здоровья от всего сердца.
- О каком времени года мы с вами говорили на прошлом уроке?
Чтение учеником стихотворения о зиме – рукодельнице наизусть.

Снова в заботах Зима- рукодельница:
Пусть потеплее природа оденется.
Много Зима заготовила пряжи:
Белые вещи для ёлочек вяжет.

- Почему автор назвал зиму рукодельницей?

2. Основная часть.
-Сегодня мы отправимся в зимний лес.


- Дети, к нам пришел медведь. Он хочет знать, как зимуют животные в лесу.
Он этого не знает, потому что всю зиму спит. Давайте расскажем маленькому медвежонку, как зимуют животные в лесу.

Инсценирование стихотворения В. Степанова «Миша и его друзья».

Медведь принес нам загадки про зверей, о которых хочет узнать.

1.Кто на ветке шишки грыз Белка живет на дереве в
И бросал объедки вниз? в дупле. питается орехами.
Кто по ёлкам ловко скачет грибами. желудями, потрошит
И взлетает на дубы? шишки.
Заяц делает для себя
Кто в дупле орехи прячет, норку, питается корой деревьев,
выискивает сухую траву.
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
2.Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?

3. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
Ответ: Лиса

4. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ: Медведь

5. Травы копытами касаясь, Лоси поедают ветки деревьев.
Ходит по лесу красавец, У них есть враги – хищные
животные.
Ходит смело и легко, У белки – куница, у зайца – лиса,
волк, у лося – волк.
Рога раскинув широко. (Отгадка)


5. Роет землю, словно плуг
Скромный труженик
(барсук)

6. Между сосен, между елок
Бродит тысяча иголок.
Но не сделать ни стежка
Все иголки без ушка!


8. На овчарку он похож:
Что ни зуб то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.


Все звери находят пищу сами.
Спасаются они каждый раз по-разному: убегают, маскируются, прячутся. Они приспособлены к жизни в лесу. Зимой заяц и белка меняют цвет меха. В белой шубке зайца не видно на снегу, а белку в серой шубке на дереве. Заяц имеет длинные задние ноги, которые ему помогают быстро бегать, у белки острые когти и пушистый хвост, с помощью которых она легко прыгает с ветки на ветку и перепрыгивает по стволу. Лось крупное животное, легко передвигается на своих длинных ногах по снегу, быстро бегает, для защиты использует копыта и рога
Лиса и волк – хищники. Их боятся все мелкие животные и даже лоси, кабаны,
олени. Волки зимой собираются в стаи. Так легче поймать жертву. У них сильные ноги, острые клыки. Лиса, чтобы ее никто не заметил, заметает свои следы хвостом и подбирается тихо к зайцу, мышке или белке.
Зимой трудно всем. Поэтому лесники берут шефство над лесными животными и подкармливают их.
Физминутка.

Мы приходим в зимний лес (ходьба на месте) Сколько здесь вокруг чудес. Вот березка в шубке белой (повороты) Слева елочка глядит Вот зайчишка проскакал (прыжки) От лисы он убежал. Серый волк по чаще рыщет Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас (приседания) Не найдет тогда он нас.

Работа с азбукой – тетрадью:
Какого цвета заяц зимой?
Что у белки на обед?
Дид игра «Найди следы»
Нередко лесные обитатели спасаются от холода в снегу. Оказывается, в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Морозный воздух под снег пробраться не может. И к середине зимы уже такое толстое снеговое одеяло накроет землю, что многие животные выкапывают норы, чтоб пережить в них морозы и метели. Тёплая лёжка в снегу в дополнении к тёплой шубе вполне защищает от ветра и холода.

Итог занятия.
Кто из зверей вам больше нравится?
Как бы ты помог зверям пережить зиму?
Пусть ваши сердца всегда будут добрыми, открытыми. Любите природу и она вам поможет в жизни.







15