Урок по природоведению на тему Как зимуют птицы и звери. забота о животных
Урок природоведения. « Как зимуют птицы и звери. Забота людей о животных» (закрепление)
2 класс
Цели: продолжить формировать представление детей о жизни животных и птиц зимой ,расширить представление об охране животных, развивать наблюдательность ,умение работать с учебником, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
I.Орг. момент
1.Сегодня вас ждет необычный урок .У нас сегодня гости. Поприветствуйте их .Садитесь.
( фоном звучит музыка П. И. Чайковского Времена года) А какая гостья к нам пришла 8 дней назад отгадаете по загадке:
Запорошу я дорожки,Разукрашу я окошки, Радость детям подарю И на санках прокачу.
-Правильно это Зимушка - зима.
-Предлагаю отправиться в путешествие по зимнему лесу, чтобы больше узнать как зимуют птицы и звери зимой и как мы, люди , заботимся о них.
Прослушивание отрывка из песни « 3 белых коня».
-О каких 3 конях поется в песни?( о месяцах)
-Назовите зимние месяца.( декабрь, январь и февраль)
Итак, мы разделились на группы . Каждая группа получает название по названию зимних месяцев.( на столы расставляются названия)
-Поеееееееееееехали.
слушать и слышать друг друга
уважать мнение других
2.Повторение правил работы в группах
не обижать и
не обижаться
участвовать
во
всём
быть
внимательным ,не шуметь
II.Закрепление материалаМини-проекты о животных(исследователи)
Каждая группа получила задание подготовить мини-проект о представителях нашей фауны. 1 ученик показывает след животного и задает вопрос:- Как вы думаете, чей это след? После правильного ответа, 2 ученик показывает рисунок, а 3 ученик сообщает о нем.
1 команда- Декабрь. Белка. У белки около 9 дупел. Если в нескольких дуплах запасы погибнут, белочка находит запасные дупла, чтобы перезимовать. В холодную погоду она спит 20-22 часа. Если она замкнула дупло хвостом и сидит в дупле, значит будет холодно. А хвост ей служит парашютом, когда она прыгает с дерева на дерево.
2 команда. Январь. Заяц-беляк живет в лесу .Днем он спит, а ночью выходит на кормежку. Он питается корой молодых осинок, ив или берез. Заяц-русак живет в полях и степях. Тоже бродит по ночам и питается урожаем хлеба, который раскапывает под снегом. Может бегать со скоростью 70 км в час, как автомобиль , двигаясь по улицам. Широкие лапы , обросшие к зиме, не позволяют ему проваливаться в снег, поэтому он легко передвигается .
3 команда Февраль. Кабан. В зависимости от того, суровая зима или нет, кабаны зимой держатся главным образом в еловых, сосновых лесах. В те годы, когда почва сильно промерзает и кабанам трудно ее рыть, они переходят в леса ,где отыскивают подземный корм в почвенном покрове и во мху.Кабаны пробираются через густые заросли по занесенным снегом чащам , отыскивая и поедая мелких животных, особенно грызунов, ветки деревьев, кустарников.
lefttop
След белки
след кабана
след зайца-белякЗа это задание группы получают 3 балла.
Что-то стало холодно .Надо бы согреться.
Физминутка Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес. Справа- берёзка в шубке стоит, Слева ёлка на нас глядит. Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал. Ой, это серый волк рыщет Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас Не найдёт тогда он нас. В лесу такая красота А нам уже за работу пора.
2.Жизнь птиц(Звучит мелодия звуки птиц)
-Какие звуки вы слышите.(внезапно останавливается)
-А почему их уже не слышно в лесу?
-Обратимся к нашим лесным картам-помощницам(учебникам) и прочитаем о птицах по стр. 46.
А)Беседа с выборочным чтением. Думает вся группа отвечают только дети с синими бейджиками(докладчики)
-Прочитайте почему некоторые птицы улетают в теплые края.
-Почему улетает ласточка?
-Какие птицы улетают в теплые края?(прочитайте)
-Какие птицы остаются зимовать?
Б) Сообщение учителя
Птицы — теплокровные существа. Это значит, что они могут быть активны в холодное время года, но нуждаются в большом количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны. Птицы, которые улетают на зимовку в другие страны называются- перелетными.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми или зимующие.
В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.
Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов.
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
III Обобщение знаний
1.Работа по карточкам
Группам раздаются конверты с рисунками птиц и заготовка : Птицы
Зимующие Перелетные
Дети распределяют птиц по группам. Рисунки прикрепляют на двусторонний скотч. А ответственным назначается ученик с красным бейджиком (капитан).
Диалоги-сценки( 2 представителя от группы)
Учитель: Я слышу чьи-то голоса. Давайте прислушаемся.
1)Сорока: Эй, медведь, спишь , что ли?
Медведь: ХРРРР! Уснешь с такой. Что тебе, стрекотуха?
Сорока: Да вот, не пойму, почему говорят , что ты лапу сосешь?
Медведь: Охо-хо! Непонятливая ты птица. У меня в феврале со ступней сходит кожа, а молодая нежная , тонкая нуждается в согревании. Вот я и облизываю подошвы горячим языком и причмокиваю губами. Вот и кажется , что я сосу лапу, а на самом деле согреваю ее губами и языком.
2)Зяблик: Уж бережешь , ты , дятел, свой нос, все о сучки чистишь.
Дятел: Мне , зяблик, без носа , как без рук. Семян еловых захочешь, носом стучи. Короеда несчастного выбить- и того носом. Голова кругом. А весной и на барабане стучи. Греми на весь лес, иначе дятлихи и слушать не хотят. Того и гляди с носом останешься.
Зяблик: Ох, дятел, и стукатливая у тебя жизнь. Все носом , да носом- того и гляди без носа останешься.
-Почему дятла называют санитаром леса?
_Что значит с носом останешься?
3) Снегирь: Заяц, белый, куда бегал?
Заяц: На деревню.
Снегирь: Для чего?
Заяц: Клочок сена подобрать , зелени пощипать, кочерыжку капусты найти.
Снегирь: И нашел:
Заяц: Как бы не так. Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки кусачие.
Снегирь: А теперь ты куда?
Заяц: Осинку глодать.
Снегирь: Да она, поди, горькая?
Заяц: Сладкая. Вчера не поел, сегодня не поел, куда как осинка сладкая покажется.
- Чем питается заяц?
3.Забота о животных зимой. Практическая работа. Презентация.
Сколько мы всего увидели. Предлагаю оставить память о себе в лесу и благодарность Зимушке-зиме. У каждой группы на столах лежат вырезанные рисунки . Воспользуйтесь ими , чтобы сделать плакат « Как я помогу животным зимой» (кормушка, сено, сальце, скворечники…)
Животные не останутся в долгу перед человеком. Они отблагодарят нас весной и летом, уничтожая вредных насекомых, тем самым, спасая растения и урожай от гибели.
Презентуют дети с оранжевыми бейджиками.
IV Дом. задание
Закончить по тетр. Стр. 15-16
V.Рефлексия
-Нам надо возвращаться домой. Понравилось в лесу? Что нового и интересного узнали?
А теперь с музыкой возвращаемся домой.( мелодия звуки леса)