Краевая викторина Литературная жизнь Дальнего Востока


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Харпичан
Солнечного муниципального района Хабаровского края

Краевая краеведческая викторина
«Литературная жизнь Дальнего Востока»,
посвящённая Году литературы
Выполнила: Слока Анастасия Евгеньевна,
ученица 10 класса
Руководитель: Филиппова Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы
2015 год
1. Расскажите историю основания Дальневосточного отделения Союза советских писателей. Кто из известных русских писателей стоял у истоков создания дальневосточной писательской организации и литературно-художественного журнала? Дайте развернутый ответ.
Ответ.
Оргкомитет Союза советских писателей по Дальневосточному краю был образован в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций".
5 июня 1934 г. в г. Хабаровске состоялась I краевая конференция писателей и литкружковцев Дальнего Востока. На конференции присутствовали 63 делегата с решающим голосом - представители всех социальных групп. Было избрано дальневосточное правление Союза писателей в составе О. Эрберга, Б. Кисина, А. Гая, В. Кина, Э. Казакевича, И. Шабанова и 7 делегатов на первый Всесоюзный съезд писателей: поэты Эмми Сяо, А. Гай, Ф. Зуйков, прозаик И. Шабанов, писатели П. Кулыгин, Б. Кисин, Г. Кравченко.
В 1946 году Дальневосточное отделение Союза советских писателей переименовано в Хабаровское отделение Союза советских писателей РСФСР, в июне 1967 г. - в Хабаровскую писательскую организацию Союза советских писателей РСФСР, в феврале 1992 г. - в Хабаровскую краевую писательскую организацию Союза писателей РСФСР, в 2000 г. - в Хабаровское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз писателей России".
В 1933 г. в г. Хабаровске начал издаваться литературно-художественный альманах "На рубеже" - орган Дальневосточного отделения Союза советских писателей. В 1938 г. выпуск журнала прекратился, его издание возобновилось во второй половине 1939 года. В январе 1946 г. журнал стал называться "Дальний Восток". В мае 1999 г. редакция журнала "Дальний Восток" была зарегистрирована как государственное учреждение "Редакция литературно-художественного журнала "Дальний Восток".
Славу и гордость журналу принесли и преумножали его редакторы. Все они без исключения были талантливыми людьми.
ШАЦКИЙ Иосиф Исаакович. Участник Октябрьского восстания, активный член рабочего еврейского союза БУНД, журналист. В январе 1932 года назначен редактором газеты «Тихоокеанская звезда». А в 1933 году одновременно по совместительству стал и редактором журнала «На рубеже». За публикацию в журнале №1 за 1935 год романа Д. Амурского «Гордость» редакция получила выговор, а Иосифа Шацкого сняли с работы. Был расстрелян как враг народа.
ФАДЕЕВ Александр Александрович. Участник Гражданской войны на
Дальнем Востоке, профессиональный писатель, автор всемирно известных произведений «Разгром», «Последний из удэге», «Молодая гвардия». Фадеев приехал в Хабаровск в сентябре 1933 года, а уже в октябре с его помощью вышел первый номер журнала, название которому он и придумал — «На рубеже». Дальневосточники обязаны Фадееву созданием писательской организации и рождением своего журнала. В 1935 году после снятия И. Шацкого А. Фадеев, живя в Москве, возглавил журнал «На рубеже» и руководил им до начала 1937 года.
АЛЕКСЕЕВ Михаил — поэт и прозаик. В 1937 году возглавил журнал. Михаил Алексеев покончил жизнь самоубийством, и это, видимо, «спасло» его от репрессий.
Без редактора. В 1939 году журнал выходил, но без указания имени главного редактора.
Еселев Николай — последний редактор журнала «На рубеже», возглавлял журнал в 1940–1941 годы.
ГАЙ Анатолий (лит. псевдоним, наст. фамилия Плешков Александр Антонович) — поэт, публицист, критик. С 1933 года на Дальнем Востоке. В 1934 году принят в Союз писателей СССР и представлял краевую писательскую организацию на первом съезде советских писателей. В 1946 и 1947 годах — возглавлял редакцию журнала под новым названием «Дальний Восток».
ПРИШВИН Андрей Сергеевич — журналист и писатель, главный редактор журнала «Дальний Восток» с января 1948 по январь 1955 года. На годы его редакторства приходится подъем журнала. В 1948 году в «Дальнем Востоке» были опубликованы роман Василия Ажаева «Далеко от Москвы», повесть Джанси Кимонко «Зарево над лесами», «Амурские сказки» Дмитрия Нагишкина, рассказы Вс. Н. Иванова, стихи Петра Комарова, Вячеслава Афанасьева и молодого поэта Николая Наволочкина. Сам А. Пришвин был также интересным прозаиком, автором книг «На берегу Зеи», «Солнечная зима», «Хозяйка таежной речки» и других.
РОГАЛЬ Николай Митрофанович — журналист, литературный критик, писатель. В 1940–1955 годы — ответственный секретарь Дальневосточного, а затем Хабаровского отделения Союза писателей РСФСР. В 1955 году возглавил журнал «Дальний Восток» и руководил им вплоть до своей неожиданной смерти 30 ноября 1977 года.
При нем были опубликованы рассказы и повести молодых местных прозаиков Бориса Можаева, Петра Проскурина, Анатолия Ткаченко. Много внимания уделял Рогаль творчеству национальных писателей. Произведения Г. Ходжера, А. Пассара, А. Вальдю, В. Санги, А. Кымытваль, Г. Поротова распахнули перед читателями дверь в огромный поэтический мир Севера. Опубликованы такие произведения, как «Корни обнажаются в бурю» П. Проскурина, «Первая просека» А. Грачева, «Амурские версты» Н. Наволочкина, «Красные и белые» А. Алдан-Семенова...
Н. Рогаль - автор пьесы «Июнь-Корань» и романа «На восходе солнца». Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и пятью медалями.

Творческий коллектив и авторы журнала «Дальний Восток».
Сидят слева направо: ответственный секретарь Хабаровской писательской организации - В.Н. Александровский, Р.К. Агишев, главный редактор журнала - Н.М. Рогаль, Ю.А. Шестакова, А.С. Пришвин.
Стоят слева направо: Н.Д. Наволочкин, С.А. Тельканов, Вс.Н. Иванов, В.М. Ефименко, П.В. Халов. Хабаровск.
НАВОЛОЧКИН Николай Дмитриевич — участник Великой Отечественной войны, писатель. В 1977 году возглавил редакцию журнала. Трудился на этой должности десять лет. При нем же журнал за большой вклад в развитие дальневосточной литературы награжден орденом Трудового Красного Знамени. Повести «Шли радисты», «Жди ракету», исторический роман «Амурские версты», книги для детей — знает и любит уже не одно поколение дальневосточников.
ФЁДОРОВ Валентин Михайлович. Первая книга «Очарованный людьми» вышла в Хабаровском книжном издательстве в 1974 году. За эту книгу очерков о земляках-дальневосточниках В. Федоров удостоен премии им. А. Гайдара краевого Союза журналистов. Затем последовали «Разговор с сыном», «Среди людей», «Сюжетами странствий», «Инок белой пустыни».
К тому времени, как занять должность главного редактора, Валентин Михайлович проработал в журнале более шестнадцати лет. На долю Валентина Михайловича выпали не самые лучшие времена — именно он оказался в самый шторм экономической и политической жизни России у руля журнала.
В. М. Федоров - член Союза писателей СССР с 1982 года, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премии им. Якова Дьяченко администрации города, награжден орденом Почета.
СУКАЧЁВ Вячеслав Викторович. Прозаический дебют в «Дальнем Востоке» состоялся в 1973 году — опубликована повесть о парашютистах-пожарниках «Огненный десант». В 1975 году принят в Союз писателей СССР. Автор более двадцати книг прозы. В 2001–2011 годы — главный редактор «Дальнего Востока». Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
ПАРТЫКА Кирилл Александрович. Окончил филологический факультет Хабаровского пединститута. Стихи и прозу пишет со школьной скамьи. Член Союза писателей РФ с 1995 года. В должности главного редактора журнала «Дальний Восток» выпустил один номер журнала № 6 за 2011 год.
РЕМИЗОВСКИЙ Виктор Иванович. После неожиданного ухода К. А. Партыки «закрыть амбразуру» назначили редактора отдела очерка и публицистики В. Ремизовского: в должности исполняющего обязанности главного редактора он выпустил два номера журнала — № 1 и 2 за 2012 год, после чего продолжает работать редактором отдела очерка и публицистики.
НИКОЛАШИНА Александра Викторовна. В 1989 году в журнале «Дальний Восток» впервые опубликованы рассказы «Картина сентября» и «Никчемная жизнь Изабеллы Туркиной». В 1996 году принята в Союз писателей России. В 2003 году выпустила книгу «Поживите без меня». Работала редактором Хабаровского книжного издательства и почти двадцать лет заместителем главного редактора газеты «Молодой дальневосточник». В марте 2012 года назначена главным редактором журнала «Дальний Восток».

Сегодня журнал «Дальний Восток имеет тираж 750 экземпляров, а Хабаровское региональное отделение Союза писателей России насчитывает 50 членов.

Использованная литература
1. http://www.archive.khabkrai.ruБиблиотека исторической информации
2. Виктор Ремизовский. Галерея главных редакторов журнала «Дальний Восток». Справка
3. На рубеже: Дальневосточный литературно-художественный и общественно-политический альманах. Октябрь, 1933 г. №1. - М.; - Хабаровск: ОГИЗ-Дальгиз, 1933. - 114 с.
4. Николай Щербаков https://clck.ru/9PRZw5. С. А. Пайчадзе. « Книга Дальнего Востока». Очерк истории. Хабаровское книжное издательство. 1983г., стр. 93-94
Рабочий уголок и рукописи хабаровского поэта Петра Комарова (с1943 по 1946 г. руководил Хабаровским отделением Союза советских писателей).
2. За время Великой Отечественной войны советские художники создали тысячи плакатов. Кто из писателей был инициатором создания в Хабаровске Окна сатиры и плаката  «Удар по врагу» в годы Великой Отечественной войны? Расскажите о деятельности этой организации.
Ответ.
Плакатная графика принадлежит к одному из самых массовых видов изобразительного искусства. Особую страницу в историю её развития вписал советский политический плакат, выполнявший задачи наглядной пропаганды и агитации. Начавшись в 1919 году со знаменитых «Окон сатиры РОСТА», плакат достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня в период Великой Отечественной Войны, когда на смену символическим, нарочито упрощенным пришли плакаты реалистические, эмоциональные, рисовавшие доходчивый, живой образ человека с яркой психологической характеристикой.
В 1941 г. при хабаровском отделении Союза советских художников было создано Окно сатиры и плаката «Удар по врагу». Возникло оно по инициативе писателей. Н. Рогаль, П. Комаров, Д. Нагишкин вместе с художниками В. Высоцким, И. Горбуновым, В. Павчинским безотказно, в основном по ночам, работали над выпуском «Окон». Меткие, порой остроумные и разящие подписи к рисункам и карикатурам делал в стихах Пётр Комаров.
Художник Николай Баскаков оставил добрую память как живописец, участник выставок военных лет, после войны, в 1945 году, уехал в Ленинград. Но самым востребованным и мобильным искусством в годы войны стало искусство плаката, как оружие идеологической борьбы с врагом.
Вадим Павчинский, художник - карикатурист, много лет проработавший в редакции газеты «Тихоокеанская звезда», по состоянию здоровья был снят с военного учета. За время войны он выполнил около двухсот карикатур и около сотни плакатов. Его плакаты стилистикой напоминали плакаты «Окон РОСТа», они запомнились жителям города ярким, простым и лаконичным языком.
С тех лет, к сожалению, сохранилось не так много работ, но одна из них - плакат Владимира Кайдалова — и сегодня вызывает улыбку у каждого, кто ее видит. Карикатура, вероятно, была нарисована в конце 1943 года в преддверии освобождения Крыма. Тогда после успешной Керченской операции, захватив плацдармы под Керчью и на южном берегу озера Сиваш, войска 4-го Украинского фронта готовились к окончательному разгрому гитлеровских войск в Крыму. Художник изобразил невеселое будущее оккупантов.

Плакат. Художник В. Кайдалов.

Плакат. «Увеличим наступательную мощь Красной Армии, силу ее ударов по врагу! Дадим больше вооружения и боеприпасов фронту!». Окно плаката «Удар по врагу» Художник В. Кайдалов.
СССР, г. Хабаровск. Огиз-Дальгиз. 1943 г. Бумага, цветная типографская печать.
Плакат. «Вот что несет тебе фашизм». Окно плаката «Удар по врагу» N57. Художник В. Павчинский. СССР, г. Хабаровск. Огиз-Дальгиз. 1942 г. Бумага, типографская печать.

Плакат, выпущенный в годы Великой Отечественной войны в Хабаровске
Плакаты военного времени — такие разные и такие похожие, наивные и трогательные, нарочитые и пафосные, высококлассные и многотиражные, а часто и самодельно-рукописные.
Сказать, что они пользовались популярностью во время Великой Отечественной войны — значит, ничего не сказать. За четыре года изображения разлетелись по стране миллионными тиражами. Их расклеивали подпольщики, доставляли бойцам на фронт, сбрасывали с самолетов над оккупированными территориями. Агитационные, пропагандистские, но больше всего — сатирические. С забавной карикатурой и едким текстом. Отзываясь на главные и характерные события времени, плакаты Великой Отечественной призывали к защите Родины, убеждали в справедливости освободительной борьбы.

Использованная литература
1. Война. Победа. Память.- Хабаровск: ООО «Редакция газеты «Молодой дальневосточник»,2011. - с. 66-67
2. www.bestmagazine.ru/issues/2015-05/smerti-net-poka-zvuchit-smekh
3. www.kmslib.ru Петр Комаров
3. Дальневосточный поэт, зачинатель нанайской литературы, первым из представителей народностей Севера был принят в члены Союза писателей. Участник Великой Отечественной войны, погиб в Сталинградской битве. Назовите его имя, расскажите о его произведениях.
Ответ.

Его имя известно далеко за пределами Дальнего Востока. О нем говорят как о зачинателе нанайской литературы. Действительно, Аким Самар явился первым у народа нанай поэтом, который прославил в стихах и песнях свой край, его богатые рыбой озера и реки, его могучие леса. Он воспел радостный труд своих земляков, строящих новую жизнь.
Родился в 1916 году в стойбище Кондон, ныне Солнечного района Хабаровского края. «Здесь я родился и вырос, Здесь мой любимый край. В среднем теченье Амура – Родина всех нанай …», – напишет он позднее.
К пяти годам он безошибочно ориентировался в тайге, на своих коротких лыжах преодолевал трудное бездорожье самых высоких сопок. В семь лет он стал полноправным помощником отца на охоте. Но не только добыча привлекала Акима в тайге. Он рос наблюдательным и чутким ко всему необычному. Его пытливый детский ум впитывал всё новое. Он часами мог наблюдать, как резвится рыба в озёрной воде, наслаждаться музыкой леса, звуками водяных струй на перекатах рек. В вечерних сумерках у костров заслушивался сказками и легендами о смелых охотниках – богатырях - мэргэнах, всегда побеждающих злых духов, об умном старике, перехитрившем жадного богача».
В 1929 году Аким Самар пошел в первый класс Нижне-Халбинской школы, но из-за болезни проучился всего одну зиму. Лишь в тринадцать лет смог пойти учиться. За одну зиму прошёл обучение за три класса начальной школы. Организовал первый пионерский отряд и был его вожатым. Учился всего год. Заболел отец, умерла мать, и он оставил учёбу из-за необходимости кормить семью. В своём стойбище Аким организовал комсомольскую ячейку, ликбез, учил грамоте взрослых. Когда в 1932 году в с. Пермском высадились комсомольцы, чтобы возводить судостроительный завод, Аким собрал комсомольцев и поехал работать на стройку. А затем по заданию райкома комсомола ездил по стойбищам, рассказывал сородичам о значении новостройки, помогал создавать комсомольские ячейки. В то время в стойбищах северных народов открывались школы, клубы, читальни, больницы, библиотеки, организовывались рыболовецкие и охотничьи промысловые артели. В октябре 1932 г. Вознесенским РКП (б) была направлена группа нанайской молодежи на курсы политработников в г. Хабаровск. В их числе был и Аким Самар. Одновременно Аким учится на курсах по подготовке учителей. Знакомится с литературой русских и зарубежных классиков. После окончания педагогических курсов его направляют в нанайское селение Найхин, ныне Нанайского района Хабаровского края, в школу-интернат. Три года преподавал в школе, много делал для ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В эти годы у А. Самара пробуждается интерес к родному фольклору. Со слов стариков-нанайцев он записывает сказки, песни, предания и делает первые свои литературные опыты. Молодой учитель редактирует школьный литературный журнал и сам пишет маленькие рассказы, стихи и песни, сотрудничает в районной газете, публикуя свои произведения. Поэт воспевает родное Приамурье, его природу и те перемены, которые произошли здесь за годы советской власти. В это время написаны ряд стихотворений, рассказы «Летний отдых», «Товарищи», «Два старика». В августе 1936 г. А. Д. Самар направляется на учёбу в Ленинградский государственный педагогический институт народов Севера. Позже он напишет стихотворение «Озеро Эворон», посвящённое прощанию с родными местами:
Прощай, мое озеро,
Мой родной Эворон,
Чистых вод глубина,
Так любимая мной!
Вновь пришел я на твой
каменистый склон
И, прощаясь,
Любуюсь твоей красотой.
Куда б ни ехал
Чистых вод не забуду.
Светлых дней, проведенных на
твоём берегу.
В сером краю или в радостном буду,
А в памяти волны твои сберегу.
Здесь на берегах Невы начинается рассвет творческих сил молодого поэта. Его произведения охотно печатают журналы «Полярная звезда», «Звезда», «Север поёт» и др. В 1938 г. в Ленинграде выходит первый сборник его стихов «Песни нанайца» на русском и нанайском языках, в 1940 г. – второй («Стихи»), перед войной – повесть «Сын бедняка». Никто ещё до Акима Самара не раскрывал в поэтических образах душу нанайского народа. Он первый заговорил на родном языке о больших переменах в жизни нанай и заговорил как поэт необычайного светлого дарования. Под впечатлением событий на Дальнем Востоке он пишет поэму «Герои Хасана».
А. Д. Самара, нанайского поэта, первым из народов Крайнего Севера принимают в члены Союза советских писателей(5 декабря 1938 года).
В 1941году он возвращается в родные приамурские края. Великая Отечественная война застала Акима Самара в родном Найхине.
Над границей сбираются тучи.
Темнота. Воздух звонок и свеж.
И у сопок с отвесною кручей
Пограничный проходит рубеж.
На границе не слышно и звука,
Даже птицы и те не поют,
Но солдатская зоркость порукой
Тишины остаётся в строю.
Как бы враг ни пытался границу,
Пост державы моей, перейти,
Но ему ни за что не пробиться,
Для него все закрыты пути.
С той поры, как пурпурное знамя
Осветило дороги во мгле,
Вся держава великая с нами
Охраняет покой на земле.(1940)
В 1942 г. его призывают в армию, направляют на Сталинградский фронт. Как большинство воинов-нанайцев, он был снайпером-мстителем, неоднократно ходил в разведку.
Воевал в составе 422-й Дальневосточной дивизии, был награждён орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу». Продолжал писать стихи, которые публиковались в армейской газете.
Погиб 27 августа 1942 года в бою под Сталинградом возле деревни Ивановки.
Посмертно награждён орденом Красного Знамени. Похоронен на Площади павших бойцов в Волгограде у Вечного огня. В Доме писателей в Санкт-Петербурге на улице Маяковского установлена мемориальная доска, на которой среди ленинградских писателей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, золотыми буквами начертана фамилия первого нанайского поэта и сельского учителя Акима Самара. Его имя присвоено нескольким школам Хабаровского края. В сёлах Кондон, Нижние Халбы, Найхине, в школе №168 Санкт- Петербурга созданы музеи и памятные уголки, рассказывающие о кратком, но ярком жизненном пути поэта. Многие стихи Акима Самара превратились в песни, которые поются по всему Амуру. Поэт продолжает жить в своих произведениях.
Знаю, годы пройдут над землёй.
Я умру, смолкнет голос мой.
Ну а песня моя будет жить.
Людям радость дарить …


Использованная литература
Аким Самар «Золотое солнце». Стихи. Центральная районная библиотека. п. Солнечный. 2006 г., стр.9
Редакторы-составители О.Н. Комаров, Н. Д. Красикова «Майский вальс». Хабаровск. ООО «Дальневосточный издательский центр «Приамурские ведомости», 2005г., стр.18
Составители А. А. Бурыкин, Е. Р. Акбальян «Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России». Книга четвёртая. Москва, «Северные просторы», 2002 г., стр.211
В. Ф. Зуев «Горюн - священная река». Издательский дом «Частная коллекция», Хабаровск, 2001 г., стр. 201- 205
Составители Т. В. Кирпиченко, Л. Н. Циновская «Писатели Дальнего Востока». Библиографический справочник, выпуск 2. Хабаровск, 1989 г., стр.277
4. Назовите дальневосточных писателей и поэтов, пострадавших в годы сталинских репрессий. Расскажите о жизни и творчестве одного из них.
Ответ.
Ста́линские репре́ссии — массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма (конец 1920-х — начало 1950-х годов). Количество непосредственных жертв репрессий (лиц, приговорённых за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами. Кроме того, исследователи указывают на серьёзные негативные последствия, которые эти репрессии имели для советского общества в целом, его демографической структуры.
Период наиболее массовых репрессий, так называемый «Большой террор», пришёлся на 1937—1938 годы.

Памятник жертвам политических репрессий в СССР: камень с территории Соловецкого лагеря особого назначения, установленный на Лубянской площади в День памяти жертв политических репрессий, 30 октября 1990 г. Фото 2006 г.
Они затронули и немногочисленный круг профессиональных литераторов Дальневосточного края: к 1937 году здесь было 10 членов Союза советских писателей и 5 кандидатов. Организационный комитет Союза по ДВК (впоследствии — Отделение) создан в 1933 году, а годом ранее в Хабаровск приехали профессиональные журналисты, писатели П. Г. Кулыгин, И. И. Шацкий, С. М. Бытовой, С. В. Диковский, А. П. Гайдар, И. И. Шабанов, Е. И. Титов и другие. Спустя некоторое время в Хабаровск из Владивостока переехал поэт А. Гай (А. А. Плешков), который вместе с П. Г. Кулыгиным и И. И. Шабановым стал членом дальневосточной делегации на 1-м съезде Союза советских писателей летом 1934 года. Литературно одаренных людей сплотил журнал «На рубеже». В ноябре 1933 года вышел первый номер альманаха (впоследствии журнала), в состав его редколлегии вошли И. И. Шабанов, А. А. Гай, П. Г. Кулыгин.
Репрессии среди художников слова начались на 1-м краевом собрании писателей и литературного актива края — оно состоялось в апреле 1937 года в Хабаровске. Его главной задачей стало разоблачение «врагов народа» среди писателей и самокритика «идиотской болезни — беспечности».
В начале собрания, в его повестке, были названы первые имена «врагов, японских шпионов и контр-троцкистов, долгое время орудовавших в Союзе, в его руководящих органах и журнале «На рубеже»: В. А. Ким, Цой Хо Рим, Д. И. Романенко (Амурский), И. И. Шабанов.

И. И. Шабанов П. Г. Кулыгин Е. И. Титов

Одним из самых значимых имен «врагов», прозвучавших тогда, было имя И. И. Шабанова (1903–1937), писателя, ответственного секретаря Дальневосточного правления Союза советских писателей, члена редколлегии журнала «На рубеже». К началу собрания И. И. Шабанов еще не был арестован, но уже во второй раз исключен из партии. Арест последовал сразу же после собрания. «Враг-троцкист» И. И. Шабанов проходил по делу Дальневосточного параллельного правотроцкистского центра, по которому проходили и «В. В. Шмидт, Г. Г. Гербек, Фрумкин, Булатов».
Другим «врагом народа» стал корейский писатель Цой Хо Рим (1896–1962), редактор краевой корейской газеты «Сэнбон» («Авангард»). Накануне депортации корейцев с Дальнего Востока в Среднюю Азию и Казахстан почти вся редакционная коллегия во главе с редактором была арестована и репрессирована. Их судьбу разделил и член редколлегии журнала, писатель, «японский шпион» В. А. Ким (1907–1937?).
Судьба прозаика, автора романа «Гордость» Д. И. Романенко (Амурского) (1905–1971) сложилась иначе. Публикация романа в журнале «На рубеже» совпала с днями, когда произошло убийство С. М. Кирова, послужившее предлогом для новой волны политических репрессий. Критика усмотрела в его произведении «троцкистскую контрреволюционную клевету на советскую деревню, на советское колхозное строительство». Это был «первый звонок» для отделения ССП на Дальнем Востоке. Решением бюро крайкома ВКП(б) от 31 марта 1935 года редколлегия журнала получила выговор, редактор И. И. Шацкий (1893–1941) уволен (впоследствии он переехал в Омск, но был репрессирован в 1937 году), а сам Романенко исключен из партии и кандидатов в члены Союза писателей. Это побудило его переехать в Москву и так избежать репрессий.
На собрании обвинялись и другие литераторы. Так, прозвучали обвинения в адрес критика Е. И. Титова — к тому времени он был уже исключен из рядов ВКП (б), поэта С. М. Бытового в «бухаринских установках в поэзии».
Уже после собрания, повлиявшего на судьбы многих, в 1937–1938 годах были репрессированы писатель И. И. Рабин (арестован в 1937 году, до 1943 года — заключенный ИТЛ), корейский поэт Тё Мен Хи (арестован 18 сентября 1937 года, расстрелян 11 мая 1938 года), критик Е. И. Титов (арестован и расстрелян 14 января 1938 года), прозаик П. Г. Кулыгин (арестован и расстрелян 7 августа 1938 года), китайский поэт, сотрудник газеты «Рабочий путь» (издание прекращено в 1938 году) Тинь Шань и другие.
Репрессии 1937–1938 годов среди дальневосточных литераторов привели к полному разгону местного отделения Союза писателей, а журнал «На рубеже» не выходил полтора года. Вопрос о восстановлении журнала обсуждался на бюро крайкома ВКП(б). Редакцию «Колхозной газеты», которая заняла помещение, выселили, и был открыт клуб писателей.
После репрессий 1937–1938 годов в регионе осталось всего три члена ССП: С. М. Бытовой, А. Гай, Г. Я. Кобец (был арестован в 1938 году, но оправдан, репрессирован в 1941 году) и 25–30 человек литературной группы вокруг журнала. Та небольшая профессиональная литературная среда, которая появилась в Хабаровске за несколько лет, была уничтожена.
Среди писателей, пострадавших в годы сталинских репрессий, был и Василий Ажаев.


Василий Николаевич Ажаев родился 12 февраля 1915 года в деревне Соцкое Московской области. Учился в средней школе, затем, окончив курсы, работал на химическом заводе. Позднее он написал книгу «Предисловие к жизни» (1962), где рассказал о поколении молодежи, к которому принадлежал.
В годы своей рабочей юности Ажаев начинает учиться в литературном институте им. Горького. В 1934 г. в журнале «Смена» был напечатан первый его рассказ «Пять лет жизни». В 19 лет студент Литературного института Василий Ажаев по ст. 58 – 10 «Контрреволюционная агитация» был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на четыре года, который отбывал в БАМлаге (Амурская область). Его литературная деятельность прослеживается по страницам литературно-художественного журнала БАМлага НКВД «Юнармеец» и альманаха из «Библиотеки строителя БАМлага», которые он редактировал и в которых выступал со своими публикациями.
Освобожденный досрочно в марте 1937 года, Ажаев остался работать в лагерной системе вольнонаемным. Сначала инспектором культурно-воспитательного отдела БАМлага НКВД, затем инспектором, начальником Центрального бюро рационализации и изобретательства.
В октябре 1940 года Ажаев был переведен в Нижне-Амурский лагерь, где стал работать в должности старшего инспектора при начальнике Управления. Одновременно он продолжал учебу на заочном отделении Литературного института.
К тому времени, когда начал писать роман «Далеко от Москвы», он был уже руководителем одного из производственных отделов крупного строительства, начальник которого стал прообразом героя романа.
Закончив заочно в 1944 г. Литературный институт, Ажаев полностью переключается на литературную работу, становится ответственным секретарем редакции журнала «Дальний Восток».
Роман «Далеко от Москвы» впервые был опубликован журналом «Дальний Восток» в 1946–1947 гг., а в 1948 г. в значительно переработанном виде появился на страницах «Нового мира».
В 1949 г. за это произведение В. Н. Ажаев был удостоен Государственной премии СССР. По книге созданы одноименные фильм (1950) и опера И. И. Дзержинского (1954).
Роман «Далеко от Москвы» — книга о трудовом подвиге народа, проложившего в годы Отечественной войны нефтепровод в глухой тайге.
В 1966 г. журнал «Дружба народов» подготовил к печати новый роман Ажаева «Вагон» с предисловием К. Симонова, но осуществить публикацию удалось только в 1988 г. Это рассказ о начале того трудного пути, который прошел автор романа, прежде чем стал известным писателем. Решетки тюремного вагона не исказили его мировосприятия, в самых сложных условиях он выстоял и остался человеком.
В. Н. Ажаев не увидел напечатанным это свое произведение, не завершил он и работу над романом о Севере, вечной мерзлоте. Писатель рано ушел из жизни. Он умер в апреле 1968 г.

В. Ажаев на конференции молодых авторов в Лейпциге, 1954 (второй слева)
Использованные материалы:
1. www.slovoart.ru/node/1173 Позина Наталья. Союз обреченных. Простая летопись. История отделения Союза советских писателей ДВК и журнала «На рубеже» (1937–1938)
2.Чернолуцкая Е. Н., Приказ НКВД № 00447 «об операции по репрессированию... антисоветских элементов». Дальний Восток, 1937–1938 гг. // Россия и АТР, 2005, № 3. — с. 55-56.
3. М. А. Кузьмина. - Комсомольск-на-Амуре : Жук, 2007. – С. ; Время и события : календарь-справочник по Дальневосточному федеральному округу на 2010 год. - Хабаровск : ДВГНБ, 2009. – С. 49-50;
4. Кирпиченко Г.В., Циновская Л. Н. Писатели Дальнего Востока. Библиограф. справ. Вып.2. Хабаровск,1989. – С. 14-15
5. Долматовский Е. О сверстнике и друге: [К 70-летию B. Н. Ажаева]//Лит. Россия. — 1985. — 8 февр. — С. 11.
6. В. Н. Ажаев: (К 75-летию со дня рождения)//Время и события: Указ. — календарь по Дал. Востоку на 1990 г. — Хабаровск, 1989. — C. 38–39. — Библиогр.: с. 39.
7. http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/azhaev.html
5. Дальневосточный писатель, юбилей которого отметили в 2015 году. Участник Великой Отечественной войны и советско-японской войны 1945 г. Награжден орденами «Отечественной войны I степени», «Красной Звезды», «Знаком Почета» и 12 медалями. Назовите его имя и расскажите о его творческом пути.
Ответ.

Василий Михайлович Ефименко родился 22 марта 1915 г. в семье рабочего-слесаря в г. Днепропетровске. В 1933 г. закончил Днепропетровский автомобильный техникум, в г. Сталинграде (ныне Волгоград) работал на тракторном заводе, одновременно учился на вечернем отделении механического института. В конце 1936 г. Василий Ефименко был призван в армию и прослужил двадцать лет. В годы Великой Отечественной войны сражался с гитлеровцами на западных фронтах, был участником войны против милитаристской Японии. В армии Ефименко прошел путь от солдата до старшего офицера. После капитуляции Квантунской армии, в течение нескольких лет, работая с японскими военнопленными, В. М. Ефименко изучил японский язык и серьезно занялся вопросами международной политики. Печататься начал с 1948 г. как публицист-международник и литературный критик. В марте 1956 г. Ефименко уволился в запас, в апреле того же года стал членом редколлегии журнала «Дальний Восток», в котором заведовал отделом критики и библиографии, много внимания уделяя рецензированию книг дальневосточных авторов и произведений писателей зарубежного Востока.
Жизненный материал, накопленный в годы войны, личные впечатления, многочисленные встречи с японскими военнопленными — все это не могло остаться нереализованным. В 1961 г. Василий Ефименко издает первую книгу рассказов «Под знаком коршуна». За ней последовали другие: «Красная стрела» (1962) и «Операция «Восходящее солнце» (1963). Это увлекательные по сюжету и убедительные по содержанию рассказы о жизни людей зарубежного Востока, их борьбе за свободу и счастье. В 1963 г. вышел его первый роман «Смертник», а затем последовала публикация, продолжающая роман, — «Когда цветет сакура». В 1967 г. в Москве вышла книга, объединившая обе части, — «Ветер богов». Тематически продолжает ранее написанную повесть «Привидение» с Гуама» (1971). Она рассказывает о трагической судьбе японских солдат, оторванных от родины, скрывающихся со времени второй мировой войны на островах Тихого океана, забытых своим правительством.
Мирной жизни советских людей, нашей молодежи, решению морально-этических проблем посвящена повесть В. М. Ефименко «Интервью» (1974). В последние годы жизни писатель вновь обращается к событиям второй мировой войны. На этот раз его героями стали советские солдаты, вынесшие всю тяжесть боев с фашизмом и завершающие свой боевой путь в Маньчжурии. Об этом повесть «Маньчжурский август» (1976) и последний роман «Была война (1983).
В. М. Ефименко награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «Знак Почета» и 12 медалями.
Умер В. М. Ефименко 4 ноября 1983 г.

Использованная литература
Писатели Дальнего Востока: Библиографический справочник — Хабаровск, 1973. Выпуск 1, стр. 87–89.
Наволочкин Н. Увиденное и пережитое: [К 60-летию писателя]//Тихоокеан. звезда. — 1975. — 21 марта.
Ефименко В. М.: [Библиогр.]//Советское литературоведение и критика: Указ. кн. и ст. за 1971–1973 гг. — М., 1979. — С.
6. О Хабаровске и Амуре писали книги многие писатели, жившие в нашем городе и посетившие его в своё время. Назовите авторов слов и названия произведений.
«…Амур здесь очень широк, до моря осталось только 27 вёрст; место величественное и красивое… подул ветер, Амур нахмурился и заволновался, как море. Пока я плыл по Амуру, у меня было такое чувство, как будто я не в России, а где-то в Патагонии или в Техасе; не говоря уже об оригинальной, не русской природе… Между тем уже заходит солнце, и волны на Амуре темнеют …». Ответ. А. П. Чехов «Остров Сахалин».
«…Жить в Хабаровске никогда не скучно, хотя и трудновато. Сам город удивительно благообразен, весь в зелени рощиц, улицы живописными террасами сбегают к пристаням Амура, красивые павильоны и ажурные мостики украшают променады бульваров. Но зато паршивый лимончик, которому, в Москве и цена-то всего три копейки, в Хабаровске стоит пять рублей - отдай и не греши...» Ответ. В. Пикуль «Богатство».
«… Виден Хабаровск. Где-то далеко-далеко, в зелени, несколько больших розовых зданий - красиво и ново.
   - Розовый город,- сказал кто-то,
   -- Деревня,- поправил другой,- только и есть там, что казенные здания.
   Подъезжаем ближе, значительная часть иллюзии отлетает: это действительно большие кирпичные здания - казенные здания, а затем остальной серенький Хабаровск тянется по овражкам рядами деревянных без всякой архитектуры построек…» Ответ. Н. Г. Гарин-Михайловский «Воспоминания, сказки, пьесы, статьи», том 5.
«…Среди толпы приземистых домов, недружелюбно поглядывaвших друг нa другa через грязные улицы, одиноко возвышaлись сaмые приметные здaния - универсaльный мaгaзин фирмы "Кунст и Альберс", кaфедрaльный собор нa лысой площaди, губернaторский дом с огромным сaдом, который по прaздникaм нa двa чaсa открывaлся для гулянья горожaн и откудa виден был величественный пaмятник Мурaвьеву-Амурскому со свитком бумaги в одной руке и другой рукой, положенной нa шпaгу. Общественное собрaние, кудa не всякому члену городского обществa был открыт доступ, крaсные кирпичные кaзaрмы, которые, кaк солдaты нa пaрaде, выстроились особняком нa одном из холмов, Арсенaл с вечно дымящейся трубой и, нaконец, городскaя думa, похожaя нa боярский терем, где нa почетных местaх сидели потомственные почетные грaждaне - Плюснин и Чердымов…»Ответ. Д. Д. Нагишкин «Созвездие стрельца».
7.Кроссворд:
2 С и м 7М о и н л 3 Д о 12Х а 1 К о р е ш о в 9Б
л о к н о т б д и р 13А ж ч 4 С п и с о 11К ж е и 15А м у р 8 Б м е 19К 10С ы с о е в 20Р о г а л ь т н 18Ч м 5 Е ф и 6 М е 14Н к о 16К л 17И п е л ь а о а в о н х р к г о т о о о и й е 21В а х о в н ш р а к н и 22м а к с и м о в н ц и о н а л По горизонтали
1. Дальневосточный поэт, погибший на фронте, автор сборника «Океанский ветер».
4. Письменный перечень книг одного автора.
5. Член Союза писателей России, эксперт Русского географического общества.
9. Тетрадь или книжка для записей, состоящая из отрывных листков, которую использовали военные журналисты и поэты.
10. Один из дальневосточных писателей, посвятивших свои произведения природе.
15. В Хабаровске в 1989 г. открылось первое в стране издательство, специализирующееся на издании книг, написанных детьми. Как оно называлось.
16. Дальневосточный писатель-фронтовик, автор книги «Исповедь».
20. Главный редактор журнала «Дальний восток» с 1995 по 1977 гг.
21. Дальневосточный писатель, автор книги «Трагедия капитана Лигова».
22. Один из дальневосточных писателей, отразивший в своих произведениях процесс заселения юга Дальнего Востока.
По вертикали
2. Известный советский поэт, назвавший Хабаровск «городом с военной косточкой».  
3. Книга о природе дальневосточного писателя В.И. Клипеля.
6. Книга стихов нанайского поэта А.А. Пассара.
7. Дальневосточная поэтесса, лауреат премии им. Якова Дьяченко, в 2005 году Союз женщин Хабаровского края провозгласил ее Женщиной года.
8. Автор повести «От снега до снега», заметное место в которой занимают воспоминания об А. Фадееве, Э. Казакевиче, П. Комарове. Продолжением этих воспоминания стала повесть «Обратные адреса».
11. Автор книги «Там, где бежит Сукпай».
12. Дальневосточный писатель, лауреат Государственной премии, автор трилогии «Амур широкий».
13. Автор романа «Далеко от Москвы», удостоенный Государственной премии СССР в 1949 году.
14. Автор исторического романа «Сердце Бонивура» о событиях гражданской войны на Дальнем Востоке.
17. Поэма А. Дракохруста, посвященная памяти расстрелянных австро-венгерских музыкантов на амурском Утесе в г. Хабаровске в 1918 г.
18. Великий русский писатель, мемориальная доска о посещении им г. Хабаровска, размещена на здании Дальневосточного художественного музея.
19. Русский советский поэт, лауреат Сталинской премии третьей степени. Его первый сборник «У берегов Амура» вышел в Хабаровске в 1940 г.