Русский язык Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
Урок русского языка. 4 класс
Тема урока. Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цели урока. Научить правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже; упражнять уч-ся в разборе предложения по членам предложения и частям речи; закреплять навыки каллиграфии;
Развивать умение распознавать падеж имен прилагательных;
Развивать орфографическую зоркость, внимательность, творческие способности; потребность совершенствовать свою речь;
Воспитывать аккуратность, уважение к труду людей;
Побудить интерес к изучению русского языка.
Оборудование. Мультимедийный экран, проектор, карточки сигнальные.
Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Структура урокаI.Организационно-мотивационный этап урока.-Я очень хочу, чтобы вы улыбались.
Работою нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
-Давайте напомним друг другу девиз нашей работы на уроке:
Мы внимательны!
Мы старательны!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
II.Сообщение темы урока.Слайд №1. « С русским языком можно творить чудеса»- писал К. Паустовский. – Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие в написании окончаний имен прилагательных. Работать будем по плану. Ознакомьтесь с его пунктами.
Слайд №2.
Минутка чистописания.
Изучение нового материала.
Словарная работа.
- Можно ли оставить такую последовательность пунктов? Как их расположить? На каком этапе будем работать самостоятельно? Почему?
III. Актуализация опорных знаний.
Запись в тетради даты урока.
Минутка чистописания: ому, ему.
- Прочитайте пословицу:
К чистому человеку ничего не пристает.
- Как понимаете пословицу?
-Каким другим словом можно заменить слово «чистому»- Найдите имя прилагательное.
2. Повторение правила о прилагательном. - Расскажите друг другу правило.
3. Блиц-опрос. Ответьте на вопросы: да или нет.
1. Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)?
2. И.п. – самостоятельная часть речи (да)?
3. И. п. обозначает предмет (нет)?
4. И. п. обозначает признак предмета (да)?
5.И. п. отвечает на вопросы где? Куда? Откуда (нет)?
6.И. п. отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да).
7.И. п. в предложении чаще всего бывает второстепенным членом предложения (да)?
8.И. п. имеет постоянный род (нет)?
9.И. п. изменяется по числам, родам и падежам (да)?
10.Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного (да)?
IV.Словарный диктант.Аккуратный, внимательный, волшебный, прекрасный, приветливый,справедливый.
Что объединяет эти слова?
Слайд №3. -Проверьте (самопроверка). Сегодня мы познакомимся с новым словом: благородство.
Слайд№4. -Древнегреческий философ Конфуций говорил: «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к окружающим».
-Как вы понимаете эти слова?
Запишите предложение. Сделайте синтаксический разбор предложения. Что это значит?
4. Физкультминутка.
Слайд №5. – Чтобы настроиться на работу, наденем шапки размышлений…
V. Открытие новых знаний. Слайд №6.
Маленькое дело лучше (большое безделье).
Не жалей сил для (нужное дело).
(Добрый человек) и чужая болезнь к сердцу.
Спишите пословицы, употребив словосочетания в скобках в нужном падеже.
- Чем последнее словосочетание отличается от остальных двух?
-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода).
-Сейчас я буду называть имена прилагательные, а вы устно поставьте их в Д.п.
Смелый, храбрый, могучий, древний, добрый.
-Что заметили? Значит, какие окончания имеют прилагательные в Д.п. (-ому, -ему)?
Слайд №7.
VI Первичное осмысление и закрепление связей.1). Игра «Собери слова в корзину».
В классе развешены в разных местах таблички со словами: душистому, северного, веселому, солнечного, зимнему, летнее, зеленый, морскому, пушистого, красивому, синего (слайд №8). 2). Составьте с этими прилагательными словосочетания, подобрав подходящие по смыслу имена существительные. Запишите словосочетания, выделите окончания, определите род.
Душистому цветку, веселому настроению, зимнему дню, морскому песку, красивому человеку.
3).Творческая работа.
Восстановить предложения, определить род и падеж имен прилагательных.
Февраль
Пришел суровый февраль. Звери и птицы не рады … (сильный) морозу. Трудно ходить оленю по (глубокий) снегу. Голодной птице морозный день – это смерть. В непогоду ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.
-Что написано на доске? (текст)
-Докажите
-Выпишите из теста прилагательные с существительными в Д.п.
-Сильному морозу – сделайте морфологический разбор.
Сильному (морозу) – прилаг., какому?, н. ф. – сильный, Д.п., м.р., ед. ч., второстепенный член предложения. 4.Составление сенквейна к слову.
1. Благородство.
2. Добрый, отзывчивый.
3.Помогает, дарит, любит.
4. Благородство – положительное качество.
5. Доброта.
VII.Рефлексия. Итог урока.
А сейчас послушайте притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:
- Что делал целый день?
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил:
- А ты что делал целый день?
И тот ответил:
- Я добросовестно выполнял свою работу. А третий улыбнулся, его лицо осветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
-А я принимал участие в строительстве храма.
-Попытайтесь объяснить, почему люди, выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные?
-Давайте оценим свою работу на уроке. Кто работал так, как первый человек из притчи – поднимите синий квадратик. Кто работал добросовестно – зеленый квадратик. Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – красный квадратик. У вас на партах лежат листочки. Определитесь, нужны ли вам в будущем знания, полученные на уроке? Сделайте свой выбор: отправьте в корзину, оставьте для того, чтобы подумать или положите в свой чемодан, который всегда с вами – это ваш жизненный опыт. Это ваши знания, которые еще много раз пригодятся в жизни.
VIII.Домашнее задание.
-Спасибо за урок.