Конспект урока по русскому языку для 4 класса «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода»
Гарносько Наталья Михайловна
ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилёва»
Учитель начальных классов
Категория высшая
212008 г. Могилёв, ул. Крупской, д. 186, кв. 9
Домашний телефон: (8 0222) 24 09 29
Мобильный телефон: 358 09 59 (VEL)
Паспортные данные: КВ 0416952 выдан 18. 01. 2000г. Ленинским РОВД г. Могилёва. Личный номер 408086МО74РВ 4
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
Цель: 1. формировать умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода;
2. развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;
3.создать условия для формирования чувства товарищества, умения работать сообща.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
У существительных подчас не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить, им веселее станет жить.
(В. Агафонов)
-Какая часть речи рассказывает о себе в этом стихотворении?
-Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном.
-По следующим именам прилагательным определите имена существительные с безударной гласной в корне: (Слайды 1-2)
Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)
Сладкий, яблочный, горячий … (пирог)
Белое, лёгкое, пушистое … (облако)
Чистописание
-На минутке чистописания мы пропишем букву, которая обозначает гласный звук, встречающийся во всех трёх словах. Что это за буква? ( Буква О )
( Прописывается буква О о и её соединения с другими буквами)
-Какие звуки может обозначать буква О? ( Звуки о, а)
-В каких орфограммах можно её встретить? ( Безударные гласные в корне слова, правописание приставок)
4. Словарная работа
-Запишите слова в тетрадь, подчеркните опасные места. (Дети записывают слова погода, облако, пирог)
- Что можете сказать об этих словах? ( Дети говорят, что это имена существительные. Определяют их род, число, склонение. Называют количество слогов, место ударения, «опасные» места в словах)
-Кстати, в каждом из этих слов прячутся другие существительные. Найдите их. ( Год, пир, рог, лак)
5. Работа над новой темой
-А прилагательные, которые согласуются с существительными погода, пирог, облако, имеют одинаковые грамматические признаки? Почему? (Дети указывают на отличие рода)
-Устно просклоняйте словосочетания горячий вкусный пирог, белое облако. (Слайды 3-4)
( После того, как дети просклоняли указанные словосочетания, на экране появляется слайд 5)
-А теперь давайте проверим себя.
-Что можете сказать об окончаниях прилагательных?
-В какой позиции они находятся?
-Как их проверить?
-Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже?
-Так какова тема нашего урока? (Слайд 6)
Учитель уточняет тему и задачи урока.
-Для того, чтобы нам было легче писать безударные окончания имён прилагательных, предлагаю вам составить схему проверки этих окончаний в именительном, винительном, родительном и дательном падежах.
Дети работают в группах в течение 3-4 минут. В результате появляется примерно такая опора.
И. п. (какой?) холодный ветер
Р. П. (какого?) холодного ветра
Д. п. (какому?) холодному ветру
В. П. ( какой?) холодный ветер
Схемы вывешиваются на доску, каждая группа защищает свой проект. Учитель обращает внимание, что составленные схемы понадобятся для работы в течение всего урока.
6. Закрепление изученного
-Прочтём правило на стр. 27.
Упр. 39 выполняется на доске с подробным объяснением
Упр. 41 –устно
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонитесь, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А потом назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Влево, вправо, раз и два,
Думай, думай, голова!
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
-Продолжаем работу. Устно подберите подходящие по смыслу прилагательные с указанными окончаниями.
К ..ому дереву, от ..его дождя, из ..ого шёлка, с ..его утра, по ..ому берегу, к ..ому озеру. (Слайд 7)
-В каких падежах употреблены прилагательные? Как определили?
-На какие группы можно разделить все словосочетания?
Далее на экране появляется слайд 8. Дети работают по вариантам: 1 вариант записывает словосочетания в родительном падеже; 2 вариант – в дательном. Предварительно ученики делают прогностическую самооценку знаками +, - , ?.
Серый волк, поздний вечер, гибкий ствол, высокое дерево, соседний двор, длинный коридор.
После выполнения задания проводится самопроверка по образцу на экране (Слайд 9). Затем следует ретроспективная самооценка.
-Так какие же окончания имеют имена прилагательные в дательном падеже? В родительном падеже?
Далее учащимся предлагается выполнить небольшую проверочную работу на заранее заготовленной печатной основе (Слайд 10)
Ранн.. зимн.. утро
По бел.. пушист.. снегу
От зимн.. холода
Прозрачн.. воздуха
Прекрасн.. виду
Весёл.. настроение
После выполнения проводится взаимопроверка в парах. (Слайд 11) Затем детям предлагается устно составить небольшой рассказ с записанными словосочетаниями. Причём, каждое следующее составленное предложение должно по смыслу дополнять предыдущее. (Слайд 12)
7. Домашнее задание Упр. 42
8. Итог урока
-Какая была тема урока?
-Удалось ли нам выполнить задачу урока ?
-Как же проверить безударные окончания имён прилагательных?
-С какими трудностями столкнулись во время урока?