Праздник До свидания, Азбука!


«До свидания, АЗБУКА!»1 класс
Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые гости!           Сегодня у нас замечательный повод для встречи. Совсем недавно,
1 сентября, вы впервые переступили порог нашей школы и стали школьниками. За это время вы научились читать, считать, писать. Вас учила умная, интересная, занимательная Азбука. Вспомните, как вы радовались, когда впервые прочитали в Азбуке сами слова. А теперь вы сможете прочитать много интересных книг, узнать из них много нового и полезного.
1 ученик: Хороша сегодня школа
Зал горит огнём
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём.
2 ученик: Мы вас просим, заходите
В наш просторный светлый класс.
Очень просим, поглядите,
Как же хорошо у нас.
3 ученик: Заходите, проходите
Путь свободен, освещён
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с азбукой!
 
Учитель:           Азбука – ваша первая учебная книга. Из нее вы узнали о нашей Родине, о красавице Москве, о дружбе людей. Сегодня, в день прощания с Азбукой, давайте совершим еще одно путешествие по ее страницам.
4 ученик: В поезд всем пора садиться.
Сегодня поезд быстро мчится.
Мчится поезд-первоклассник,
Скорость набирает.
Он помчит от А до Я.
Нынче в нашем классе праздник!
Праздник Азбуки, друзья!
Учитель. Ребята, а вот кто ещё поедет с нами, вы догадайтесь сами.
5 Ученик . Нас она научила читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги,
И к ней мы все привыкли.
Учитель:           Кто это? Давайте позовем ее.
(зовут азбуку)
Входит Азбука. Вот и я, мои друзья!
Очень рада всем вам я!
Слышать добрые слова
Для меня награда!
Учитель. Уважаемая Азбука!   Принимай парад войск от А до Я.
Азбука. Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я - командир, вы - мой отряд!
Гласные?  (шаг вперёд, хором: "Здесь!")
Согласные?   (шаг вперёд, хором: "Здесь!")
Буквы, которые не обозначают звуков?   (шаг вперёд, хором: "Здесь!")
Учитель.   Садись, дорогая азбука, будь сегодня самой желанной гостьей на нашем празднике. Итак, все в сборе, а теперь мы начинаем наше путешествие по сказочной стране слов, слогов, звуков. Ребята, вы готовы? В путь!
1 станция "Алфавитово".
Учитель.  Ребята, когда вы пришли в школу, вы, конечно, уже знали буквы, но азбука помогла вам узнать много нового о каждой букве, раскрыть все секреты алфавита. Давайте поделимся этими секретами с нашими гостями.
- Как называется место, где живут все буквы? (Алфавит)
- Сколько букв в нашем алфавите? (33)
- Сколько гласных букв? (10)
- Сколько согласных? (21)
- Кто, придумал первую славянскую азбуку?
Учитель. Конечно, с тех далеких времен многое изменилось в Азбуке: букв стало меньше, они по-другому называются. Но принцип построения остался тот же, что и много веков назад.
6 Ученик. Буквы, значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё А Л Ф А В И Т.
7 Ученик. Наши буквы нам расскажут
И, конечно же, покажут,
Что нам азбука дала,
Как учила нас она.
Учитель: Мы с вами у ворот города Алфавита. Для того чтобы нас пустили на следующую станцию, нам с вами нужно прочесть волшебные слова – алфавит. Давайте споем песню и назовем все буквы алфавита.
( Песня Азбука)
Учитель: Буквы и алфавит мы вспомнили. Едем на следующую станцию. А как она называется угадайте.
 Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться,
Если где услышишь стук,
Значит, к нам добрался…. (звук)
Наша станция называется «Звук»
-Чем звуки отличаются от букв?
Учитель: Давайте послушаем стихотворение и вспомним какие бывают звуки.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонко,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка баюкать.
А согласные, согласные
Шелестеть, шептать свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Азбука. - За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему -
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Учитель: Наши ребята очень старательные, умные и любознательные. Вместе со страницами Азбуки они изучили и нотную грамоту.
Выступление Машина Тимофея.
Учитель: Ну вот, взяв с собою все буквы и звуки , мы отправляемся дальше.
3 станция "Схематическая "    
Азбука:
Азбука – необычный дом,
Поселились буквы в нём.
Хоть у букв от А до Я
И квартира есть своя,
Не сидится им на месте,
Любят быть повсюду вместе.
Встанут рядом: раз, два, три,
Выйдет слово – посмотри!
Ученик: Дружат гласная с согласной
Составляя вместе слог.
МА и ША, а вместе Маша
К нам явилась на урок.
Работа в командах (каждая парта получает конверт с буквами и  схемами)
Учитель. Каждой команде надо составить, как можно быстрее, из слогов слово и схему слова на парте, а на доске выборочно.    
Слова: линейка, резинка, учебник, урок, мама, школа, Азбука.
3 станция  « Предложение»:
Учитель: Наш поезд прибыл на станцию «Предложение».
Скажите, что мы называем предложением?
Давайте покажем Азбуке, как мы умеем составлять предложения.
Соберите из слов предложения и прочитайте:         Книга – наш друг.           Люби и береги книгу!           Спасибо тебе, Азбука!

4. Станция лесок Сказок.
Учитель: Следующая остановка в лесу Сказок.
Сказки просят: а сейчас- Вы, друзья, узнайте нас!
Игра «Узнайте сказку».  (Дети читают напечатанные тексты)
1. А дорога далека,
А корзинка нелегка.
Сесть бы, сесть бы на пенек,
Съесть бы, съесть бы пирожок. (Русская народная сказка "Машенька и Медведь")
2. Нет ни речки, ни пруда -
Где воды напиться?
Очень вкусная вода -
В ямке от копытца! (Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
3. Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке.  (Русская народная сказка "Колобок")
4. Отворили дверь козлята
И... пропали все куда-то! (Русская народная сказка "Волк и семеро козлят")
5. Появилась я в чашечке цветка,
А была чуть побольше ноготка.   (Сказка «Дюймовочка» Андерсен)
6. Вот она какая,
Большая-пребольшая.
Вытащить её решили.
Вшестером одну тащили.
Но уселась крепко.
Кто же это?    (Русская народная сказка «Репка»)
Ученик: Молодцы! Вы угадали все сказки. И теперь пришло время показать нам свою сказку. Знакомая сказка на школьный лад.
Ученик - рассказчик:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Есть замочек у него,
Видно, нет там никого.
Я замочек отомкну
И у терема спрошу:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Нет ответа, всё молчит.
Теремок пустой стоит.  
Вот сюда идет пенал.
Пенал.  
Ах, куда же я попал?
Вот так терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, отзовись!
Нет ответа, не слыхать.
Буду здесь жить-поживать!
Ученик - рассказчик:
Азбука потом пришла,
Речь такую завела.
Азбука.
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, появись!
Ученик - рассказчик:
Вышел на порог пенал,
Азбуку к себе позвал.
Пенал.
Будем мы с тобой дружить,
Будем здесь с тобою жить!
Ученик - рассказчик:
Тут тетрадки прибежали,
В теремок проситься стали.
Тетрадки.
В школе детям мы нужны,   
С вами вместе жить должны!
Ученик - рассказчик:
В теремочке потеснились,
И тетрадки поместились.
Карандашики бегут .
Карандаши: Мы пишем и рисуем,Ведем прилежно счет.И все, что мы узнаемНа пользу нам пойдет.
Ученик - рассказчик:
Пенал крышку приоткрыл
И к себе их пригласил.
Появилась и пятерка,
А за нею и четверка -
Оценки: Мы к теремку очень спешим,
В нем на «отлично» пожить хотим.
Ученик - рассказчик:
Вдруг плетутся двойка с единицей,
В теремочке просят потесниться.
Но пенал суровый на пороге снова.
Пенал. Вы не торопитесь,
Вы нам не годитесь.
Мы сюда не пустим вас,
Убирайтесь сей же час!
Двойка. Подождите, не спешите,        
Нас отсюда не гоните.
Единица. Отвернемся на минутку -       
Вы поймете нашу шутку.
(Изменяют 2 на 5, а 1 на 4.)
Все:  Вот теперь мы рады вам,
Заходите в гости к нам.
Ученик – рассказчик.
Вот замочек щелкнул,  
В портфеле все примолкли.            
Появляется школьник.
Школьник:    
Я портфель сейчас возьму,
В свою школу с ним пойду.
Я хочу прилежным стать
И пятерки получать!
Учитель: Вот такая сказка у нас получилась. Наши ребята пока еще первоклассники, но уже очень стараются на уроках и любят учиться в школе. Об этом наша песня – песня о школе.
(Песня о школе)
Азбука.
- Я вижу, что вы чудесно справились со всеми заданиями, преодолели все преграды, проявили любознательность, научились не только хорошо читать, но и дружить, быть наблюдательными, добрыми, заботливыми!
8 ученик:
Буковок маленьких капли – значкиДружно сливают в слова ручейки.Вот ручейки эти стали рекой,Что называется Азбукой.
Ученик 9.
В том, что АЗБУКУ прочли!
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
10 ученик:
Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в АЗБУКЕ!
Ученик 11. Потрудились мы немало,Ведь по правде говоря,Русской грамоте начало -На страницах Азбуки.
Ученик 12. Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься.
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя,
Другие книги ждут, друзья!
Азбука: Настала пора расставаться! Теперь с вами будут новые друзья – это Литературное чтение и Русский язык. Удачи вам ребята.
( Азбука уходит)
Учитель : Я уверена, что новые книги станут для Вас, ребята, верными друзьями и помощниками, с которыми вы пойдете вместе в страну школьных знаний. Ведь вместе с друзьями весело шагать.
ПЕСНЯ Весело шагать
Учитель : А теперь я хочу пригласить ещё одного гостя на наш праздник. У нас в гостях хозяйка книжного царства, школьный библиотекарь.
Библиотекарь: Спасибо Вам , что пригласили меня на праздник. Азбуку вы изучили и теперь Вас ждут новые учебники, я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу: не забывали беречь и любить свои книги. Обещаете ? Тогда прошу учеников 1 класса приготовиться к торжественной клятве читателя.

Клятва
Обещаете ли вы бережно относиться к каждой книге?
Обещаете писать и рисовать на страницах книги?Обещаете ли дружить со всеми книгами?
Обещаете читать книги, когда едите за столом?Обещаете ли вы надевать на них рубашки – обложки, вкладывать в них закладки? Обещаете ли быть аккуратными читателями?
Учитель: Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.
Ученик 11. Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий труд медленного чтения.
Нам сегодня выдают УДОСТОВЕРЕНИЯ!
Вручение подарков.
Я еще раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.