Классный час Права и обязанности школьника
«Дети имеют право на особую заботу и помощь».
Форма урока: урок – моделирование.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование – мультимедиа проектор; экран; компьютер; монитор; плакат с изображением модели ребенка; карточки с изображением вещей; карточки с новыми понятиями.
Форма использования мультимедийной презентации – проецирование на экран.
Организация рабочих мест - парты расставлены для групповой работы (3 группы); на столах папки с дополнительным материалом и конверты с практическим задание
Подготовительная работа - подбор карточек с изображением вещей.
Цель:
Познакомить детей с представлением о том, что они имеют права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка.
Учить детей правилам дискуссии, умению выслушивать мнения других, доказывать свою точку зрения.
Развивать познавательные способности учащихся, их кругозор.
Задачи:
Научить использовать права детей, закрепленные в Конвенции о правах ребенка.
На примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека.
Ожидаемый результат:
Приобретение практического опыта применения прав ребенка.
Самостоятельное решение конкретных жизненных ситуаций, связанных с н 1.Установление свободной и доверительной атмосферы.
- Здравствуйте, ребята. Устраивайтесь поудобнее: нас, как всегда, ждет много нового и интересного.
2.Проверка домашнего задания.
ТЕСТ
1) Как по- другому называется наша страна?
И) Русь.
П) Российская Федерация.
2) Что такое федерация?
Р) Союз, объединение.
А) Устройство, постановление.
3) Что такое конституция?
А) Основной закон страны.
Г) Союз, объединение.
4) Какова главная мысль нашей Конституции?
Ж) Осуществление в жизнь Всеобщей декларации прав человека.
В) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
5) Главный документ, защищающий права человека?
Б) Паспорт.
А) Всеобщая декларация прав человека.
По итогам теста должно получиться слово ПРАВА.
-Ребята, у кого получилось слово ПРАВА, те очень хорошо усвоили тему дом. задания.
3.Сообщение темы.
- Мы продолжаем сегодня разговор о правах человека. Но посмотрите, пожалуйста, на слайды, почему я подобрала вам картинки детей?
-Кто уже догадался, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
(права ребенка)
-Совершенно верно. Мы сегодня будем говорить о правах детей и тема нашего урока звучит так: « Дети имеют право на особую заботу и помощь».
4. Актуализация опорных знаний.
А) -Скажите, а как вы понимаете выражение «права ребенка»?
Прием ДО и ПОСЛЕ. Ребята выходят к доске и записывают ассоциации.
-Кто прежде всего заботиться, беспокоиться о вас? (родители)
-Правильно. Но о детях заботятся многочисленные общественные и государственные организации. Наиболее авторитетной среди них является ООН. 192 государства входят в ее состав. Представители этих стран на общем собрании приняли документ.Б) Работа по учебнику.
-А какой, мы прочтем в учебнике. С. 161.
- Как вы поняли какой документ приняла ООН 20 ноября 1989 года? (Конвенцию о правах ребенка).
В) Словарная работа.
- Слово конвенция для нас новое. Воспользуемся словарями, чтобы разобраться что оно означает.
Дети зачитывают понятие слово конвенция из словаря Даля, Ожегова, Ушинского.
-Вы обратили внимание на то, что конвенция – это соглашение, которое надо выполнять обязательно.
-Наша цель познакомиться с конвенцией о правах ребенка, и научиться применять эти знания в жизни.
5.Работа над новым материалом.
-Ребята, мы с вами в зале Генеральной Ассамблеи ООН. Мы члены Организации Объединенных Наций. Работать будем в группах.
-Наша задача создать модель современного ребенка. (На листе ватмана вывешивается контур- модель)
-Скажите, а кого мы можем считать ребенком?
-А как должен чувствовать себя ребенок в нашем обществе?
-Совершенно верно. И поэтому мы создадим модель современного счастливого ребенка. (На модели появляется слово счастье)
-Давайте дадим ему имя.
- А что необходимо ему для счастья?
-У вас на столах лежат карточки с изображением вещей. Выберите те, которые необходимы ему для счастья.
(Дети выбирают и вывешивают карточки с изображением вещей и объясняют, что они выбрали).
-Ребята, правительства разных стран обратилось с просьбой к членам ООН. Они просят оставить в перечне только самое необходимое.
(Учащиеся отбирают часть карточек, учитель вывешивает их во второй столбик).
- Посмотрите, таким образом ,в первом столбике оказалось то, без чего мы обойтись не можем - это наши ПОТРЕБНОСТИ.
-А во втором то, без чего мы можем и обойтись – это наши ЖЕЛАНИЯ.
-Любой человек имеет ПОТРЕБНОСТИ, но любой человек также имеет и ЖЕЛАНИЯ (на модели появляются слова потребности, желания).
-Так вот, Конвенция о правах ребенка защищает ваши потребности.
-В Конвенции говориться, что страны, которые ее подписали, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
6. Физминутка7.Продолжение работы над новым материалом.
- Почему ООН сочла необходимым принять документ по защите прав ребенка. ( Ребенку совсем не просто пройти по дороге, которая ведет в мир взрослых).
- Совершенно верно. И поэтому Конвенция защищает не только ваши потребности, но еще и ваши права.
-В Конвенции 54 статьи, в которых перечислены ваши права.
- Первая из них звучит так: …ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста….
-Мы сегодня рассмотрим лишь с некоторыми из 54.
- Но сначала попробуйте сами выделить те сферы жизни , которые необходимо защитить, чтобы ребенок вырос счастливым. Составьте и запишите права, которые надо защищать законом.
(Учащиеся получают карточки, где есть начало предложения « право на…» его надо закончить и вывесить на модель ребенка).
-Молодцы! Вы перечислили очень важные и нужные права ребенка.
-А теперь посмотрим, какие еще есть статьи.
( просмотр слайдов с перечнем статей)
-Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.
8.Подведение итогов.
Возвращение к таблице ДО и ПОСЛЕ
- Так как же теперь вы понимаете выражение «права ребенка».
( учащиеся комментируют приобретенные знания и выписывают все на доску)
9.Закрепление пройденного материала.
«Сказка ложь, да в ней намек».
-А теперь на примере сказочных героев рассмотрим, как нарушаются права ребенка.
10. Рефлексия.
-Молодцы! Вы хорошо усвоили права ребенка. А чтобы вы их еще лучше запомнили, я дарю вам памятки .
За урок все получают 5.- А кому на уроке было интересно, поаплодируют друг другу.
- Помните! Каждый ребенок должен быть СЧАСТЛИВЫМ.
-А если вам кажется, что ваши права кто-то нарушает, посоветуйтесь с взрослым, которому доверяете. И решение обязательно найдеться.-Урок окончен. Спасибо за работу.