Конспект урока по русскому языку на тему Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах ( 4 класс)
СТРУКТУРА УРОКА
Дата: 26.01.16
Предмет: Русский язык
Класс: 4 «А»
Студент: Звягинцева Алина Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: формирование навыка правильного написания окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умения правильно писать безударные окончания имен прилагательных, указывать род и падеж имен прилагательных, составлять словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и активность; формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; воспитывать любовь к русскому языку.
Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания; развивать орфографическую зоркость и фонематический слух.
Планируемые предметные результаты урока:
умеют правильно писать падежные окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – построение логической цепи суждений; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – Учащиеся получат возможность учиться, принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывают практическую задачу в познавательную; осуществляют итоговый контроль по результату;
КОММУНИКАТИВНЫЕ - Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументируют свою позицию; осуществляют контроль за своей деятельностью и деятельностью одноклассников.
ЛИЧНОСТНЫЕ: умеют устанавливать, с какими учебными задачами может успешно справиться самостоятельно. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Средства обучения: Учебник Русский язык. 4 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В.Г., компьютер, презентация
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите все, ли готово к уроку.
- Прочитайте пословицу (слайд 1)
«Ученья корень горек, да плод его сладок».
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Ребята, мы сегодня хорошо поработаем, чтоб получить отличный результат и новые знания, которые понадобятся нам в дальнейшем.
- Открываем тетради записываем, записываем дату, классная работа. - Приветствуют учителя
- Показывают свою готовность.
-Рассуждают над вопросами.
«Учиться тяжело, но если потрудится, то можно добиться поставленной цели, и результат учения порадует нас.»
- Записывают дату и классная работа
2. Актуализация знаний.
- Записываем словарные слова в строчку через запятую: экскурсия, издалека, километр, космос, аппетит, правительство, электричество, сейчас, семена, автомобиль, вагон.
- С любым словарным словом составьте устно предложение.
- Ребята, запишите предложение, которое я вам продиктую: Группа школьников на лыжах отправилась на экскурсию в зимний сад.
- Проведите полный разбор предложения
Записывают словарные слова в строчку через запятую.
Составляют устно предложения со словарным словом: Завтра космонавты полетят в космос. Сейчас я подойду к вам. В сухую погоду семена сушат на открытом воздухе.
Выполняют полный разбор предложения:
По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, расп. В этом предложение говорится о группе. Группа- подлежащие выражено именем существительным в И.п,, ж.р,ед.ч,1скл. подчеркиваем одной чертой , группа , что делает отправилась- сказуемое выражено глаголом, подчеркиваем 2 чертами. Задаем вопрос от существительного группа (кого? чего? Школьников – дополнение выражено существительным в Р.п, 2 скл, м.р, мн.ч., подчеркиваем прерывистой линией. Задаем вопрос от сказуемого отправились (на ком? чем?) на лыжах- дополнение выражено существительным в П.п, м.ч, подчеркиваем прерывистой линией. Отправилась (на кого? что?) на экскурсию- это дополнение, выражено существительным в В.п, 1 скл., ж.р едч.ч, подчеркиваем прерывистой линией.
На экскурсию (куда?) в сад- обстоятельство выражено существительным в В.п м.р, 2скл.ед.ч, подчеркиваем точка-тире. В сад (какой?) – зимний- определение выражено прилагательным в В.п, подчеркиваем волнистой линией.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
(Слайд 2) - Прочитайте словосочетания:
Из лесн… избушк…
По высок.. ветк..От сер… мышк..В глуб.. глуш…
По звездн.. дорожк..
О весел.. песн..
- Что вы заметили, что общего у этих словосочетаний?
- Как определить род имени прилагательного?
- Какие окончания нужно вставить? Докажите, что именно эти окончания мы будем вставлять.
- Какие же окончания в Д.п?
- Кто догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке?
Правильно! Сегодня научимся различать окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.
Отвечают: они все женского рода
Определить можно по имени существительному. Какого рода имя существительное, такого рода и будет имя прилагательное.
Доказывают: Из лесной избушки: из избушки- 1склонение Р.п, окончание и. Из избушки (какой?) лесной.
По высокой ветке-: 1 склонение в Д.п, окончание о,е. По ветке (какой?) высокой.
От серой мышки: 3 склонение в Р.п, окончание и. От мышки (какой?) серой.
В глубокой глуши: 3 склонение в П.п, окончание и. В глуши (какой?) глубокой.
По звездной дорожке: 1 склонение в Д.п, окончание о,е. По дорожке (какой?) звездной.
О веселой песне: 1 склонение в П.п, окончание е. О песне (какой?) веселой.
- Отвечают: Будем учиться писать окончания имен прилагательных в ж.р4. Первичное закрепление во внешней речи.
- Исходя из этого сформулируйте цели и задачи урока.
- Вспомним, какие окончания в Р.п, Д.п, П.п, Т.п(слайд 3).
-Какие окончания в И.п и В.п?
Физкультминутка
- Ребята, а теперь немного отдохнем. Встаньте из-за парт и поставьте руки на пояс.
Когда я называю имя существительное, вы делаете наклон вперед. Когда называю я имя прилагательное, вы хлопаете в ладоши. Называю глагол, вы приседаете.
(Кирпич, гулял, стол, красивый, лес, петь, решить, добрый, брат, помогать)
- Молодцы, присаживайтесь обратно за парты. Формулируют цели и задачи урока: научиться писать окончания имен прилагательных женского рода в И.п и В.п.
Вспоминают какие окончания в Р.п, Д.п, П.п, Т.пВыполняют физкультминутку.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Откройте учебник на странице тридцатой упражнение 60.
- Прочитайте внимательно задание про себя.
- Что нужно выполнить в данном упражнение?
- Прочитайте первое предложение, объясните его вслух.
- Записываем в тетрадь самостоятельно.
- Ребята, проверим как выполнили это упражнение. (слайд 4)
- Найдите существительное и прилагательное, которые будут в В.п.
- Какое окончание в В.п?
- Следующее упражнение 63.
- Что нужно сделать в этом задание?
- Прочитайте первое предложение, объясните его вслух.
- Записываем в тетрадь самостоятельно
-Разберите слово солнце, как часть речи.
- Ребята, проверим как выполнили это упражнение.
- Какие окончания имеют прилагательные женского рода в И.п, а в В.п. (слайд 5).
- Составьте словосочетания, в которых прилагательные имеют окончания ая, яя- Теперь словосочетания, в которых прилагательные имеют окончания уу, юю- Докажите, поставьте вопросы к прилагательному.
- Вспомните предлоги В.п- (слайд 6) Предлагаю вам отгадать загадки и найти в них имена прилагательные, ,вставьте пропущенные буквы.
1. Черн.. Ивашка, Деревянн… рубашка. Где носом поведет, там заметку кладет.
2. Земля беленьк.., а птички на ней черненьк….
3. Сам ал.., сахарн..,
Кафтан зелен.., бархатн….
4. Был бел… дом,
Чудесн.. дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Жив… выбежало чудо —
Такое тёпл.., такое пушист… и золот…
5. Летит мохнатеньк..,
Летит за сладеньк... Читают задание про себя
Отвечают: вставить в слова пропущенные окончания имен прилагательных. Выделить окончания имен прилагательных, указать падеж. Подчеркнуть основу в каждом предложении.
Влажное лето: лето(какое?) влажное окончание в И.п. ое, теплая осень: осень(какая?) теплая в И.п окончание ая
Основа: бывают лето и осень
Выполняют проверку упражнения: вечерняя радуга в И.п- предвещает радуга.
Весеннее солнышко в И.п – воскрешает солнышко
Красная утренняя заря в И.п –принесет заря
- Погоду хорошую в В.п.
- Окончания ую,юю- Вставить пропущенные окончания, указать падеж. Выделить окончания имен прилагательных женского рода.
Разбирают первое предложение: находим главные члены – мы отправились, задаем от них вопросы, отправились (в кого, что?) в ночь(какую?) тихую, отправились (на кого? что?) – на ловлю (какую?) рыбную.
Смотрело солнце- солнце(какое?) жаркое. Смотрело (в кого? что?) – море (какое?) зеленоватое.
Первоклассник Алик нарисовал –нарисовал (кого? что?) верблюда (какого?) сиреневого, (кого? что) площадку(какую?) - зелёную, утку (какую?) синюю, зайца(какого) –красного.
Солнце 3- 1. Имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?
2. Начальная форма- солнце.
3. Нарицательное, неодушевленное.
4. Среднего рода, 2 склонения.
5. Употреблено в И.п, единственном числе
6. В предложение является главным членом предложения.
Выполняют проверку упражнения
- В И.п – аа, яяВ.п.- уу, юю- весенняя дорога, веселая жизнь
-в дальнюю дорогу, красивую ленту
- в кого? что? вижу (кого? что?) красивую ленту
Предлоги В.п: в, на, за, под, через
Отгадывают загадки: карандаш
1.Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там заметку кладет.
(Карандаш)
2. Земля беленькая, а птички на ней черненькие.
(Лист бумаги и буквы)
3. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)
4. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (яйцо и цыпленок)
5. Летит мохнатенький,
Летит за сладеньким. (шмель)
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Чему учились на уроке?
- Как правильно написать окончания имен прилагательных?
- Ребята, продолжите фразу.
Я узнал сегодня….
У меня получилось…
Для меня на уроке было трудно…
Больше всего мне понравилось…
Я буду дальше учиться…
Домашнее задание: с.30 упр.62. Отвечают на вопросы
- по вопросу, по существительному
- Продолжают высказывание
- Записывают домашнее задание.
Учитель: _____________________
Руководитель практики: ___________________
Отметка: ________________________