Программа элективного курса Неизвестное об известном (9 класс)
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Управление образования Альметьевского муниципального района
Муниципальное автономное образовательное учреждение – лицей №2
города Альметьевск
НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ
(О необычных и стихийных явлениях в природе)
Программа элективного курса для учащихся 9 классов по
предпрофильной подготовке
Автор – составитель: Камкина Евгения Борисовна,
учитель географии первой квалификационной
категории МАОУ - лицея №2 г. Альметьевска
Альметьевск - 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планета Земля бесконечно разнообразна. Как много в ней необычного и загадочного! Чувство удивления при виде необычных явлений природы и ее созданий присуще человеку с момента его происхождения. Человека привлекало и пугало всё необъяснимое в природе. Почему происходят землетрясения? Как образуется радуга? Может ли человек управлять силами природы? Эти и многие другие вопросы интересуют и современных школьников. В курсе школьной географии рассматриваются причины образования и районы распространения грозных и необычных явлений природы, но не заостряется внимание на подробном механизме их возникновения (например, вулканах). Также не рассматриваются и многие явления, которые происходят в воздушной оболочке Земли – атмосфере.
Элективный курс «Неизвестное об известном. О необычных и стихийных явлениях в природе» поможет школьникам ответить на многие вопросы. Программа курса рассчитана на 16 часов. Она основывается на базовых знаниях по физической географии, полученных учащимися в 6-8 классах. Они углубляются и расширяются в рамках данного курса. Будут рассматриваться стихийные и необычные явления природы, которые происходят в оболочках Земли: литосфере, атмосфере, гидросфере.
ЦЕЛИ КУРСА
1.Формировать географическую культуру учащихся как составную часть общей культуры человека.
2. Показать значимость профессий: геолог, сейсмолог, метеоролог, синоптик, гидролог.
ЗАДАЧИ КУРСА
1. Показать большое практическое значение географического изучения природных явлений и процессов.
2. Продолжить формирование необходимых практических умений самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, справочниками и т.д.), так и современными (компьютерными).
3. Ознакомить с условиями работы и требованиями к профессиям, связанных с географией.
Материально- техническое обеспечение курса:
1. вербально-информационные средства: энциклопедии, справочники.
2. наглядные: карты, атласы, картины, схемы, макеты, коллекция горных пород.
3.аудиовизуальные: видеофильмы, компьютерные программы, телепередачи.
4. интернет-ресурсы.
Методы преподавания:
1. объяснительно-иллюстративный
2. объяснительно-стимулирующий
3. побуждающий
Методы учения:
1. репродуктивный
2. практический
3. проблемно-творческий
Методы учебной деятельности учащихся:
1. учебно-познавательная
2. художественно-творческая
3. мыслительная
Способы учебной деятельности:
1. репродуктивные
2. проблемно-творческие
Формы работы:
1. коллективная
2. индивидуальная
3. фронтальная
Типы деятельности:
1. учебно-профессиональная
2. эмоциональное общение
Критерии успешности (шкала оценки):
1. самостоятельная практическая работа учащихся на контурных картах – 1 балл.
2. выполнение творческого задания – 5 баллов
3. составление теста – 3 балла
4. решение теста – 4 балла
5. итоговое задание – реферат – 5 баллов или компьютерная презентация – 6 баллов
Формы контроля:
1. составление учащимися теста по теме «Атмосфера»
2. тестовый опрос о теме «Гидросфера»
3. составление отчётов по экскурсиям
4. оформление реферата или компьютерной презентации по курсу
Практические работы:
1. выявление и обозначение на контурной карте районов распространения землетрясений и вулканов
2. создание макета вулкана
Экскурсии:
1. На метеостанцию с целью ознакомления с приборами наблюдения за погодой и с профессией метеоролог
2. на водоём (реку или озеро) с целью выявления разрушительной и созидательной работы водоёма
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п
Тема
Кол-во
часов
В том числе на
Темы практических,
творческих,
итоговых заданий
теория
практич.
работы
контрольные
1.
1.1
1.2
1.3
Литосфера и явления в ней
Внутреннее строение Земли
Землетрясения, их прогноз и изучение. Профессия – сейсмолог
Вулканы Вулканическая деятельность, изучение, прогноз. Профессия – вулканолог
4
3
1
1
1
1
1
Выявление и обозначение на контурной карте районов распространения землетрясений и вулканов
Создание макета вулкана
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Атмосфера, ее строение и явления в ней
Из чего состоит атмосфера
Каковы причины полярного сияния
Что такое «пояс Ван Аллена»
Формирование смерчей, воронок
Механизмы грозы
Молния
Тропические шквалы
Искусственные дожди
Сильные ливни, ураганы
Воздушные чудеса: радуга, миражи, гало, шаровая молния
Город и погода
Наблюдения за погодой
Профессии – метеоролог, синоптик
7
5
1
1
1
1
1
1 – экскур-
сия на метео-станцию
1
Составить тест по изученной теме
Экскурсия на метеостанцию
3.
3.1
3.2
3.3
Гидросфера и явления в ней
Работа рек
Сели, оползни, наводнения
Деятельность ледников
Цунами
Наука – потамология
Профессия - гидролог
5
3
1
1
1
1 – экскур-сия на водоём
1
Решение теста по теме
Итоговое задание: подготовить реферат или презентацию по изученному курсу
ИТОГО
16
11
3
2
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ТЕМА 1. Литосфера и явления в ней – 4 часа.
1.1 Внутренне строение Земли: земная кора и её слои; мантия – верхняя, средняя, нижняя; ядро – внешнее, внутреннее. 1 час
1.2 Землетрясения: физическая характеристика и причины возникновения; изучение, распространение на Земле; их прогноз и изучение. Профессия – сейсмолог. 1 час.
1.3 Современные вулканы. Вулканическая деятельность, изучение и прогноз. Профессия – вулканолог. 1 час.
1.4 Практическая работа. Выявление и обозначение на контурной карте районов распространения землетрясений и вулканов. 1 час.
Творческое задание. Создать макет вулкана.
ТЕМА 2. Атмосфера, её строение и явления в ней – 7 часов.
2.1 Из чего состоит атмосфера: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера. Каковы причины полярного сияния. Что такое «пояс Ван Аллена». 1 час.
2.2 Формирование смерчей, воронок. Механизмы грозы. Молния. 1 час.
2.3 Тропические шквалы. Искусственные дожди. Сильные ливни, ураганы.
1 час.
2.4 Воздушные чудеса: радуга, миражи, гало, шаровая молния. Причины их образования. 1 час.
2.5 Город и погода. Наблюдение за погодой. Профессии – метеоролог, синоптик. 1 час.
2.6 Практическая работа. Экскурсия на метеостанцию и составление отчета.
1 час.
2.7Составление теста по теме «Атмосфера, ее строение и явления в ней». 1 час.
ТЕМА 3.Гидросфера и явления в ней – 5 часов.
3.1 Работа рек: общие сведения о реках, разрушительная работа рек, транспортирующая работа рек, речные отложения. Сели, оползни, наводнения. 1 час.
3.2 Деятельность ледников, цунами. 1 час.
3.3 Наука потамология. Профессия гидролог. 1 час.
3.4 Решение теста по теме «Гидросфера и явления в ней». 1 час.
3.5 Экскурсия на водоём и составление отчета о влиянии водоёма на рельеф территории. 1 час.
Итоговое задание по изученному курсу: подготовить реферат или презентацию.
ТЕЗАУРУС
Аллювиальные породы – накопление новых осадочных пород речного типа
Гаруа – прозрачный туман, образующийся вдоль побережья Перу и севера Чили, состоящий из мельчайших капелек воды.
Гало – кольца вокруг Солнца или Луны, появляющиеся в холодную погоду
Дифракция – преломление света при обхождении им объекта через узкие щели
Коррозия – процесс донной транспортировки, в результате которой горные породы сортируются, истираются и шлифуются
Корона – яркие световые ленты, заметные иногда вокруг Солнца или Луны
Мезосфера – слой атмосферы, который простирается до высоты 80-85 км
Потамология – наука, изучающая реки
Плывун – особый вид грунта, состоящий из песчано-коллоидальных частиц
Пояс Ван Аллена – области интенсивной радиации, окружающие Землю кольцами, имеющими форму пончика
Реактивный поток - узкая полоса сильного ветра в верхней части тропосферы
Сирокко – песчаный ветер, образующийся на побережье Атлантического океана
Термосфера – слой атмосферы, который простирается до высоты 800 км, где повышается температура
Тиллиты – древние морены
Шквальная линия – цепочка гроз, формирующаяся кучево-дождевыми облаками вдоль холодного фронта
Шаровая молния – огненный шар с хвостом, движущийся низко над поверхностью
Экзосфера – слой атмосферы, располагающийся до высоты 1500-2000 км и содержащий ионы легких газов и элементарные частицы
Эстуарий – устье реки, которое в виде узкого залива глубоко вдается в пределы суши
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ленц Николаус. Тайны планета – Земля.- М.: Олимп, Астрель, АСТ,2000.
2. Новая школьная энциклопедия. Земля.- М.: Росмэн,
Педагогика-Пресс, 2003
3. Энциклопедия для детей. География, том 3. – М.: Аванта+, 2004.
4. Энциклопедия для детей. Геология, том 4, 2-е изд., - М.: Авнта+, 2000.
Интернет сайты
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] словарь географических названий[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ссылки с сайта);[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] занимательная география;[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] большой геокаталог-форум интернет-ресурсов по географии (разработка О. Сычева и В. Сениченко)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] снимки Земли, в том числе в реальном времени;[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проект «Всемирная география»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (проект «География») ссылки на самые востребованные сайты, где представлены коллекции карт и атласов, аэро- и космических снимков разных районов Земли, фото- и видеоматериалов из разных мест Земли, интересная статистика;[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Музей землеведения МГУ;[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проект «Научная сеть»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фотографии из множества мест Земли и космические снимки Земли[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] география мира
ru.wikipedia - Википедия
dic.academic.ru - Астрономический словарь. - 2001
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Словарь по физической географии. - М., 1994
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Словарь метеорологических терминов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Начала современного естествознания. - 2006
dic.academic.ru - Словарь естествознания
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
По теме «Литосфера и явления в ней»
учащиеся должны уметь:
объяснять: внутренне строение Земли; происхождение землетрясений, вулканов и их виды, образование магматических пород;
описывать: характер землетрясений и извержений вулканов; способы их изучения;
определять: по географической карте районы землетрясений и вулканов;
называть (показывать): сейсмические пояса Земли.
По теме «Атмосфера, её строение и явления в ней»
учащиеся должны уметь:
оценивать: влияние атмосферы на оболочки Земли;
объяснять: образование необычных явлений в атмосфере; строение атмосферы
описывать: способы изучения атмосферы;
называть (показывать): районы образования и распространения необычных и стихийных явлений в атмосфере; приборы наблюдения за погодой.
По теме «Гидросфера и явления в ней»
учащиеся должны уметь:
оценивать: влияние рек, ледников на изменение рельефа;
объяснять: причины образования селей, оползней, наводнений, айсбергов, цунами;
описывать: картину наводнений, цунами, селей, оползней;
определять: основные природные особенности явлений в гидросфере;
называть (показывать): районы распространения селей, оползней, наводнений, айсбергов, цунами.
Рекомендации по проведению экскурсий
Для работы на любой географической экскурсии необходимо иметь компас, карандаш с резинкой, полевой дневник. Другие приборы и инструменты берутся в зависимости от темы экскурсии. В полевом дневнике записывают дату, называют место проведения экскурсии, дают сведения о погоде.
На местности надо выбрать наиболее удобную точку, с которой хорошо видны изучаемые объекты. Результаты изучения сразу же записываются в дневник по форме:
План
Описание объекта
В заключение работы делают общий вывод об особенностях объекта. После экскурсии собранные материалы обрабатываются, составляется отчёт.
Экскурсия на метеорологическую станцию
Цель: ознакомиться с приборами наблюдения за погодой и функциональными обязанностями метеоролога.
Приемы работы:
Под руководством метеоролога ознакомиться с приборами, имеющимися на метеостанции.
В ходе беседы выяснить функциональные обязанности метеоролога.
Ознакомиться с журналами фиксирования результатов наблюдения за погодой.
Материалы обработать, составить отчет.
Экскурсия на водоём
Для изучения лучше всего выбрать небольшую речку, ручей или озеро, а также источник. Если их нет поблизости, то можно познакомить с любым другим водоёмом: с небольшим озером или прудом, болотом.
Цель: выявить разрушительную и созидательную работу водоёма.
Приемы работы:
Изучение реки (ручья): для описания русла и берегов реки (ручья) определить характер и извилистость русла, размыв берега, отложения водой пород, образование отмелей, наличие притоков, выхода подземных вод.
Изучение озера (пруда). Небольшое озеро (пруд) изучается целиком. Если же оно большое, то составляется описание той части, которую можно видеть, находясь на берегу:
а) размеры определяются на глаз;
б) осмотром устанавливается, впадает или вытекает река (ручей);
в) при изучении берегов, отложений применяются те же приёмы, что и при изучении реки.
Изучение подземных вод:
а) определить форму рельефа в месте выхода подземных вод на поверхность; из каких пород, каков характер выхода воды, куда стекает вода;
б) осмотреть место выхода воды, направление её течения; выявить, как вода влияет на рельеф; где размывает и где откладывает вымытые породы.
15