Рабочая программа элективного курса История: факты, личности, даты
СОГЛАСОВАНО:
Совет сети
Протокол от «__» сентября 2016 № __
УТВЕРЖДАЮ:
Председатель
комитета по образованию
администрации Седельниковского муниципального района Омской области
____________________ С.А. Андреева
Приказ от «___»________2016 № ______
СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет педагогов,
осуществляющих обучение
по предметам и элективным курсам
единого сетевого учебного плана
Протокол от «____» ______ 2016 № _____
Рабочая программа элективного курса
«История: факты, личности, даты»
Класс 10
МБОУ «Кейзесская СШ»
Учитель: Плехов Сергей Александрович
2016 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса «История: факты, личности, даты» является авторской. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ МО РФ от 05.03.2004г. №1089).
Данный курс включает в себя историю России. Ключевой задачей является раскрытие особенностей основных исторических личностей. Курс ориентирован на обязательный минимум содержания образования по истории средней школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Целями изучения элективного курса являются:
Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.
Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи курса:
Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
В процессе обучения, учащиеся приобретают с л е д у ю щ и е у м е н и я:
самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Место учебного предмета в учебном процессе
Освоение основного содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Обществознание», «Литература» и др.
Программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю) и ориентирована для обучающихся 10 класса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
1. Учебно-организационные:
ставить учебную задачу;
понимать последовательность действий;
сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
оценивать свою деятельность и деятельность других;
правильно оформлять и вести тетрадь.
2. Учебно-информационные:
работать с учебником и дополнительной литературой;
различать повествование, описание, рассуждение;
составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;
осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
владеть различными видами пересказа.
3. Учебно-логические:
выделять главное;
составлять простой план;
сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;
давать определение по существенным признакам;
высказывать суждения, подтверждать их фактами;
обобщать, подытоживать информацию.
4. Учебно-коммуникативные:
высказывать суждения;
задавать уточняющие вопросы;
слушать друг друга;
распределять работу при совместной деятельности;
участвовать в учебном диалоге;
организовывать работу в группе.
Содержание элективного курса:
Введение (1 час).
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.
Древняя Русь (7 часов).
Княгиня Ольга: «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа.
Владимир Святославич. Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.
Ярослав Мудрый. Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь.
Владимир Мономах. Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».
«Защитники Отечества». Святослав Игоревич. Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославич. Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый. Оборона от печенегов. Владимир Мономах. Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любечский съезд 1097г.
«Носители идеалов православия». Идеалы православия. Княгиня Ольга. Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославич: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион. Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». Назначение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосий Печерский (1036–1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор. Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.
Русь удельная (2 часа).
Юрий Долгорукий (1090–1157). Князь Ростово-Суздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (1111–1174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154–1212). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей. Александр Невский (1220–1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.
Объединение Руси вокруг Москвы (7 часов).
Иван Калита. «Тишина великая по всей русской земле». Подавление тверского восстания. Значение деятельности князя.
Дмитрий Донской (1350–1389. Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы.
Иван III (1440–1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.
Власть и церковь на Руси XIV–XV веков. Митрополит Петр. Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей. Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.
С. Радонежский. Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие».
Андрей Рублев. Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551 г. Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря. Нил Сорский. Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий. Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канонизация.
Россия XVI века (5 часов).
Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев. Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр. Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг.
А. Курбский (1528–1583). Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV. Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507–1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация.
Опричнина – трагедия России XVI века. Иван Грозный (1530–1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Семейная трагедия. Тиран, деспот. Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497–1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич. Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.
Россия периода Смуты (4 часа).
Б. Годунов (1552–1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть.
Лжедмитрий I (1580–1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение.
В. Шуйский (1552–1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам.
Патриарх Гермоген. Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация.
К. Минин. Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов.
Д. М. Пожарский. Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода.
Иван Сусанин. Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной культуре России.
Россия в XVII веке (6 часов).
Михаил Федорович (1596–1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья.
Алексей Михайлович (1629–1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.
А. Л. Ордин-Нащокин. Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.
Никон (1605–1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычево. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона.
Аввакум (1620–1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь.
Феодосия Прокопьевна Морозова (1632–1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.
Ульяния Осорьина (Лазаревская). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601–1603 гг.
Федор Михайлович Ртищев (1625–1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.
Формы организации учебной деятельности
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются:
· речевая деятельность;
· практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ.
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные-
· лекция
· дискуссии
· мини-сочинение
Активные-
· семинар
· практическая работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
-анализ источников;
-написание эссе;
-решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМ ЕГЭ).
Требования к уровню подготовки
Планируемые предметные умения:
самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях.
предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Организация текущего и промежуточного контроля:
Элементы содержания образования:
1. Роль личности в истории.
2. Критерии причисления к историческим личностям.
3. Соотношение целей и средств в историческом процессе.
Дидактические материалы: черты исторической личности по В. О. Ключевскому.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы работы: «мозговой штурм», мини-анкета «Историческая личность».
Формы контроля: анализ исторической личности по выработанным критериям.
Критерии оценивания результатов
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: практикумы, тестирование, решение учебно-познавательных задач. Для определения степени усвоения курса проводится итоговая зачетная работа в формате ЕГЭ. Знания и умения обучающихся оцениваются по двухбалльной системе зачет/незачет.
Учебно-методический комплекс
Н. И. Чеботарева. История России в лицах IX-XIII в., Учебное пособие: 10-11 классы: элективный курс, Волгоград: Учитель, 2009.
М.Н.Чернова. Работа с документами на уроках истории. 10 класс,-М.: Айрис-пресс,2009.
История государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 1996.
История государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 1997.
Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.
Костомаров Н.И. .Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей..-М.:Эксмо, 2007
Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.
Юрганов А.Л., КацваЛ.А.История России VIII-XV вв. М: «Аргус», 1995.
Юрганов А.Л., КацваЛ.А.История России VII-XVIIIвв, М: «Аргус»
Хрестоматия по истории России. – Т. 1. – М., 1994.
Хрестоматия по истории России. – Т. 2. – М., 1995.
Поурочно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Основное содержание урока
Требования к уровню подготовки (знать, уметь)
Вид деятельности
Вид контроля
Введение
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.
Знать: роль личности в истории.
Уметь: проводить соотношение целей и средств их достижения.
Вводная лекция
Решение учебно-познавательных задач
Древняя Русь 7 ч
2.
Реформаторы Древней Руси
Княгиня Ольга: «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославич. Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.
Знать: первых реформаторов Древней Руси.
Уметь: называть основные преобразования первых реформаторов Древней Руси.
Семинар
Тест
3.
Законодатели Древней Руси
Ярослав Мудрый (978–1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053–1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».
Знать: законодателей Древней Руси.
Уметь: анализировать источники древнерусского права.
Практическое
занятие
Тест
4-5
Защитники Отечества
Святослав Игоревич (941–972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославич. Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978–1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053–1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любечский съезд 1097 г.
Знать: основных защитников Древней Руси.
Уметь: сопоставлять личности и сражения.
Семинар
Решение учебно-познавательных задач
6-8
Носители идеалов православия
Идеалы православия. Княгиня Ольга (890–969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославич: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион. Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». Назначение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосий Печерский (1036–1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор. Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.
Знать: идеалы православия на Руси.
Уметь: анализировать источники религиозного характера.
Семинар
Тест
Русь удельная 2ч
9.
Обособление Северо-Восточной Руси
Юрий Долгорукий (1090–1157). Князь Ростово-Суздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (1111–1174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154–1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.
Знать: причины обособления Северо-Восточной Руси.
Уметь: приводить аргументы в пользу возвышения Северо-Восточной Руси.
Семинар
Тест
10
Защитники Отечества
Александр Невский (1220–1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.
Знать: личности защитников Руси.
Уметь: сопоставлять историческое время и исторические личности.
Семинар
Тест
Объединение Руси вокруг Москвы 7 ч
11
«Суд над Иваном Калитой».
Иван Калита. «Тишина великая по всей русской земле». Подавление тверского восстания. Значение деятельности князя.
Знать: основные направления деятельности Ивана Калиты.
Уметь: подводить итоги правления Ивана Калиты.
Лекция
Тест
12-13
Деятели Руси XIV–XV вв.
Дмитрий Донской (1350–1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440–1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.
Знать: основных деятелей Руси XIV – XV вв.
Уметь: выделять особенности правления каждого из князей.
Практикум
Тест
14
Роль церковных иерархов в объединении Руси.
Власть и церковь на Руси XIV–XV веков. Митрополит Петр. Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293–1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.
Знать: биографии церковных деятелей, внесших вклад в объединение Руси.
Уметь: сопоставлять исторические личности и исторический период.
Лекция
Тест
15
С. Радонежский и А. Рублев – выразители идеи объединения Руси.
С. Радонежский (1314–1392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев (1370–1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551 г.
Знать: основные биографические сведения об исторических личностях.
Уметь: находить общее и особенное в деятельности С. Радонежского и А. Рублева.
Семинар
Тест
16
Основатели Соловецкого монастыря.
Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.
Знать: роль монастырей и их основателей в истории России.
Уметь: приводить аргументы в пользу возвышения Северо-Восточной Руси.
Лекция
Решение учебно-познавательных задач
17
«Иосифляне и нестяжатели».
Нил Сорский (1433–1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439–1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канонизация.
Знать: идейное содержание ересей иосифлян и нестяжателей.
Уметь: сопоставлять идейные взгяды Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.
Семинар
Тест
Россия в XVI веке 5ч
18-19
Избранная рада
«Избранная рада». Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530–1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр. Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528–1583). Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.
Знать: сущность Избранной рады.
Уметь: анализировать деятельность участников Избранной рады.
Практикум
Тест
20
Опричники и жертвы
«Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507–1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина – трагедия России XVI века.
Знать: содержание Опричнины Ивана IV.
Уметь: решать учебно-познавательные задачи по данному периоду.
Семинар
Решение учебно-познавательных задач
21
«Суд над Иваном Грозным»
Иван Грозный (1530–1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Семейная трагедия. Тиран, деспот.
Знать: основные биографические сведения об Иване Грозном.
Уметь: сопоставлять реформы и деспотию Ивана Грозного.
Семинар
Тест
22
Начало освоения Сибири
Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497–1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич. Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.
Знать: причины обособления Северо-Восточной Руси.
Уметь: приводить аргументы в пользу возвышения Северо-Восточной Руси.
Практикум
Тест
Россия периода смуты 4ч
23-24
Правители эпохи
Б. Годунов (1552–1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I (1580–1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552–1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Выкрикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам.
Знать: основных правителей данной эпохи.
Уметь: выделять общее и особенное царствования разных правителей.
Практикум
Тест
25-26
Патриоты
Патриарх Гермоген. Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин. Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский. Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин. Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной культуре России
Знать: основных патриотов, борцов представленного периода за свободу Отечества.
Уметь: выделять особенности деятельности исторической личности.
Семинар
Тест
Россия в XVII веке 6ч
27-28
Первые Романовы на Российском престоле
Первые Романовы на Российском престоле. Михаил Федорович (1596–1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629–1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.
Знать: основные биографические сведения первых Романовых на Российском престоле.
Уметь: критически анализировать деятельность первых Романовых.
Лекция
Тест
29
Предтеча преобразователя
А. Л. Ордин-Нащокин. Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.
Знать: предпосылки преобразований в России во второй половине XVIII века.
Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между реформаторами и их реформами
Семинар
Тест
30-31
Церковный раскол
Никон. Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычево. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум. Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова. Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.
Знать: содержание церковной реформы.
Уметь: критически анализировать взгляды церковных деятелей.
Лекция
Решение учебно-познавательных задач
32
Добрые люди Древней Руси
Ульяния Осорьина (Лазаревская). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601–1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625–1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.
Знать: основные биографические сведения «добрых людей Древней Руси».
Уметь: критически анализировать источник исторической информации.
Лекция
Тест
Обобщение и повторение 3ч
33-34
Обобщение и систематизация пройденного материала
Систематизация знаний с опорой на демоверсии КИМов 2015 и 2016 гг.
Знать: основные даты, факты и исторические личности по истории России.
Уметь: анализировать источник исторической информации, сопоставлять даты, факты и исторические личности.
Семинар
Тест
35
Итоговая зачетная работа
Систематизация и контроль знаний с опорой на демоверсии КИМов 2015 и 2016 гг.
Обеспечить системное усвоение знаний учащихся.
Продолжить формирование умений изучать исторические источники, анализировать, делать выводы.
Зачет
Тест в формате ЕГЭ
Заголовок 215