Роль женщин в крестовых походах
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7
Исследовательская работа на тему:
«Роль женщин в крестовых походах».
Научный руководитель: учитель истории
Матвеев Сергей Сергеевич
Выполнил: ученик 7Б класса
Велижанский Максим
г. Реутов
2015 год
Аннотация: Время крестоносцев - в большой степени история военных экспедиций, трудных походов, изнурительных осад, дерзких вылазок. Об этом написано множество трудов и научных исследований. Нас интересует другая сторона жизни крестоносцев, которая существовала наряду с битвами и кровью и делала возможными все эти военные подвиги: мирная, гражданская, в которой большое место занимали женщины. Жизнь крестоносцев была бы невозможна без их верных спутниц. В данной работе мы покажем роль женщин в эпоху Крестовых походов, их участие в боевых действиях и многое другое.
Цель работы изучение роли женщин во время крестовых походов. Исследование показало, что роль женщин в походах была огромна, они не только являлись верными спутницами своих мужей, но и разделяли вместе с ним все тяготы походов, часто становясь участниками сражений. При написании работы использовались: ретроспективный метод, историко-системный метод, а так же методы теоретического уровня. Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, делать умозаключения и теоретические обобщения материала. Методы исследования были выбраны с учетом изучаемой темы. Материал данного исследования может быть использован учителем в школе при объяснении темы крестовые походы, при написании работы другим исследователем, экскурсоводами. Содержание работы полностью соответствует заявленной теме, цели и задачи исследования.
История крестовых походов – одна из наиболее ярких страниц Средневековья (и не только для европейского). Здесь можно увидеть и военные действия, и массовую миграцию, и колонизацию.
«Мужская» сторона крестовых походов исследована в сотни раз лучше, чем «женская». В «мужской» хватало своих мифов, однако представление об образе женщины в эту эпоху было еще более идеализировано, бедная верная супруга многие годы ожидающая своего мужа из далекой Палестины, одиноко сидящая в башне, да еще и вынужденная отбиваться от домогательств могущественных соседей. Цель - исследование роли женщин во время крестовых походов.
Задачи – показать, что женщины как и мужчины принимали активное участие в крестовых походах.
Объектом исследования является изучение крестовых походов и влияние женщин на их развитие.
Предметом исследования является роль женщин в крестовых походах, их влияние на ход и развитие исторических событий.
При написании работы использовались методы теоретического уровня: изучение и обобщение, анализ и синтез собранного материала, а так же ретроспективный метод (взгляд назад, изучение прошлого) и историко-системный метод (направлен на изучение объектов и явлений прошлого как целостных исторических систем: анализ их структуры и функций). Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, делать умозаключения и теоретические обобщения материала. Методы исследования были выбраны с учетом изучаемой темы.
В современных условиях возникла потребность по-новому осмыслить роль женщин в крестовых походах и развеять миф об исключительном участии в походах мужчин. Роль женщин в современном обществе возрастает, поэтому наша тема становится все более актуальной.
Источники: Режин Пурно “Крестоносцы”, Блэйр Лейтон “Почесть”, Елена Майорова “Женщины во время крестовых походов”. Анализ источниковой базы показал, что тема «Роль женщин в крестовых походах» практически не изучалась. Режин Пурно и Елена Майорова сделали попытку раскрыть вопрос, однако, тема раскрыта очень скудно, не развернуто, мало примеров исторических личностей.
В XII в. веке женщины, по-прежнему находясь подле мужа, завоевывали все большую свободу. К началу 12 века лишенные права наследования, теперь они могли признаваться как наследницы. В качестве супруги женщина имела преимущественное право перед родственниками-мужчинами по боковой линии. Феодальный режим признал полностью и окончательно за женщиной право владеть собственностью. Женщина могла наследовать землю и власть, выходя из состояния полу-прислуги, в котором так долго находилась во франкском обществе.
Роль женщин в истории Крестовых походов очерчивалась всегда до обидного скудно. Между тем многие женщины покинули Европу и устремились к Святому граду, разделяя со своими спутниками не только духовные порывы, но и все трудности и опасности пути. Историки лишь вскользь и мимоходом упоминают огромное количество прачек, поварих, жриц любви, сопровождавших крестоносное войско. Между тем очевидица событий Анна Комнина, дочь императора Алексея, не могла не заметить, что «вместе с кельтскими воинами шла безоружная толпа женщин и детей; их было больше, чем песка на берегу и звезд на небе». Фулько Шертрский, летописец Первого крестового похода, рассказывая о крушении судна с крестоносцами у берегов Бриндизи, пишет, что на нем «погибло около 400 лиц обоего пола». «Замужние и незамужние женщины погибали вместе с мужчинами и детьми», — вторит ему Альберт Аахенский.
Но большинство женщин не ждали и не искали пощады, а, как их мужья, отцы и братья, участвовали в боевых действиях. Они подносили метательные снаряды, ворочали каменные глыбы и таскали на шанцы для засыпки рвов корзины с землей, которые самому сильному мужчине показались бы слишком тяжелыми. Жена небогатого фламандского рыцаря катила огромный камень, когда две стрелы пробили ей шею и грудь. Умирая на руках мужа, женщина просила бросить ее тело в ров, чтобы он поскорее наполнился.
Известно, что поведение предводителей первого крестового похода не было одинаковым. Если Готфрид Бульонский выступил один в поход, то его брат Балдуин привел с собой жену англичанку, Годверу де Тони, — оба они с детьми стали заложниками в Венгрии по требованию короля Коломана, желавшего таким образом избежать возможных беспорядков при проходе крестоносцев.
Раймунд Сен-Жилльский поступил так же, и его жена, Эльвира Арагонская, происходившая из семьи испанских королей, разделила с ним превратности дороги и сражений, как и их сын Альфонс, умерший в походе; но вскоре в замке Мон-Пелерен у них родился новый сын, которого назвали Альфонс-Иордан, по месту рождения и в память о первом отпрыске.
Хронисты не скрывали, что женщины, оказавшись в тяжелой ситуации, как, например, во время осады Антиохии, были на высоте и проявляли активную деятельность, снабжая бойцов водой: «В тот день наши женщины были нам великой подмогой, принося питьевую воду нашим бойцам, и, не прекращая, подвигали на битву и оборону», — писал Аноним, историк первого крестового похода. Гораздо позже, во время осады Акры, которая также была решающим моментом в истории франкской Сирии, можно было увидеть женщин, засыпающих рвы, и в хронике Амбруаза рассказывается о героической смерти одной из них. Бароны, оставившие своих жен на Западе (как это сделали Роберт Фландрский и Стефан Блуасский), рассчитывали, что за время их отсутствия те будут управлять их фьефами; из письма последнего видно, что мысли о жене поддерживали Стефана во время тягот, которые испытала армия перед Антиохией, тогда как энергичная Адель Блуасская, вынужденная управлять обширными фьефами ее супруга, не теряла времени даром в его отсутствие.
Хотя женщины лишь в неполной мере привлекают внимание современных историков, их лица вырисовываются почти на каждой странице истории крестовых походов и заморских королевств.
Наряду с этой, воспламененной божественной идеей, единой массой простых, не удостоенных внимания летописцев и поэтому неназванных женщин из народа, выделяются иногда смутные, едва очерченные, иногда выразительные, вылепленные рельефно и ярко фигуры женщин знатных, представительниц известных и прославленных родов. Их образы, проступая сквозь завесу веков, вызывают интерес не меньший, чем боевые операции и дипломатические маневры Крестовых походов.
Папская булла 1189 года запрещала женщинам принимать участие в Третьем Крестовом Походе. Но ее широко игнорировали. Королевы Элеанора Аквитанская, Элеанора Кастильская, Маргарита Прованская, Флорина Датская и Беренгария Наваррская , как известно, ушли в Крестовый Поход.
Гилберт де Ногент написавший историю Крестовых походов, упомянул среди прочего и "отряд Амазонок", сопровождавших Императора Конрада в Сирию, а также женщин-крестоносцев в армии Вилльяма, графа Поитье.
В 1240 году Тевтонские рыцари были осаждены пруссаками и нашли убежище в нескольких городах. В Кульме большинство рыцарей были в конечном счете перебиты, и город мог быть взят, если бы не усилия женщин города. Они закрыли ворота, надели броню и встали на стену с копьями в руках. Пруссаки были отбиты.
Арабский хронист Беха ад Дин отмечает храбрость франкских женщин во время осады Акры – второго по значению города Святой земли во времена Крестовых походов.
Во время сражения мусульманские бойцы видели женщину, одетую в зеленый плащ. Она стреляла в них из лука и многих убила, прежде чем сама сложила голову под напором сарацин, когда воины принесли Саладину ее лук, он был глубоко впечатлен храбростью и упорством погибшей франкской женщины.
Супруга Балдуина I, знатная англичанка Гертруда де Тони, также последовала за мужем, взяв с собой детей. Но неистовая жара Палестины быстро убила ее. Она умерла близ крепости Марезия и была похоронена в иссушенной зноем палестинской земле.
Девушка по имени Мария жила в Италии, в середине 14 века. О ней совсем мало данных.
Все что мы знаем о ней – знаем благодаря поэту Франческо Петрарке, описавшему свою встречу с ней в письме к кардиналу Джованни Колонна 23 ноября 1343.
Петрарка говорит, что был поражен, когда шедший ему навстречу воин оказался женщиной, почти неузнаваемой в своей броне. Видимо, девушка была достаточно рослой и физически развитой.
"Из всего, что мы видели в тот день, - пишет Петрарка, - замечательнее всего была сильная женщина из города Поццуоли, крепкая телом и душой. Ее зовут Мария, и, хотя она постоянно находится среди людей, обычно солдат, люди говорят, что она никогда не позорила свое целомудрие.
Ее первая любовь - к оружию, ее душа бросает вызов смерти.
Иногда в одиночестве, но чаще с несколькими спутниками, она совершала налеты на врага, и всегда, вплоть до настоящего времени, победоносно.
Воительница эта нападает агрессивно и умело фехтует. Она с невероятным терпением переносит голод, жажду, холод, жару, недостаток сна, усталость.
Она проводит ночи под открытым небом, спит на земле, используя щит в качестве подушки".
Сигельгаита Салернская, прекрасная, героическая принцесса, вторая жена Роберта Гвискара и мачеха Боэмунда, была женщиной могучего сложения и колоссальной физической силы. Она имела устрашающий вид в мужских доспехах и всегда была рядом с мужем в битвах, которые доставляли ей огромное удовольствие. Немудрено, что Сигельгаита заставила своего грозного супруга лишить наследства старшего сына Боэмунда в пользу ее родного ребенка. Тем самым она подарила Первому крестовому походу одного из самых замечательных его предводителей.
В Святой земле женщины обладали большим весом и влиянием. Согласно феодальным кутюмам, они наследовали своему мужу и могли встать во главе фьефа или даже самого Иерусалимского королевства. Неоднократно случалось, что женщины требовали для себя регентства и часто получали его.
В эпоху раннего Средневековья знания о предках, роде, кровных связях имели сакральный характер, поскольку происхождение определяло социальное положение человека. Это знание сберегали и лелеяли женщины. Большинство договоров, перемирий, имущественных споров решалось и закреплялось брачными союзами. Никогда меч не раздвигал границы стран до таких размеров, как это мог сделать династический брак. О нем долго договаривались, затем торжественно заключали, а потом, если того требовала деспотичная ложь власти, безо всяких сожалений разрывали. Королевские семьи разрастались и роднились между собой посредством браков, чрезвычайно запутывая переплетение кровных уз. Родство по женской линии считалось наиболее тесным. Сыновья сестер зачастую воспитывались при дворе или в доме брата, и отношение к ним было не хуже, чем к собственным детям. Рыцарь, говоря о своем происхождении, обязательно упоминал родню матери. Женщины являлись членами правящих династий и определяли династические отношения.
В итоге мы можем сделать вывод, что роль женщин в походах была огромна, они не только являлись верными спутницами своих мужей, но и разделяли вместе с ним все тяготы походов, часто становясь участниками сражений.
Список литературы и источников.
1. Виймар П. Крестовые походы. – М.: АСТ, 2006.
2. Джонатан Райли-Смит История крестовых походов. Крокстон, Кембриджшир Апрель 1994
3. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М.: Наука, 1980.
4. Ирвин Р. Крестовые походы: древнейшие и новейшие стереотипы / Пер: А.Ярин // Интеллектуальный форум. – 2001 – №5.
5. Майорова Е.И. Женщины в эпоху крестовых походов. Вече, 2012 год
6. Режин Пурно “Крестоносцы” СПб.: Евразия, 2001.