Разработка классного часа по теме Звезда поэзии Мифтахетдин Акмулла


Разработка классного часа в 8 классе «Звезда поэзии – Мифтахетдин Акмулла»
Баршуатова Инна Михайловна МОБУ СОШ №1 им.М.АбдуллинаЦели урока:
1. Познакомить с жизнью и творчеством башкирского поэта – просветителя конца 19 в. М
Акмуллы.
2.Доказать актуальность стихотворений и в наши дни, просветительство в поэзии
Акмуллы.
3. Воспитывать интерес к творческому наследию поэта,
воспитывать лучшие качества личности, быть достойными людьми
для своей страны.
Оборудование: книжная выставка, ноутбуки, видеофильм.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Здравствуйте!!! Садитесь!!!
- Перед вами кроссворд, разгадав мы, прочитаем имя поэта,
узнаем тему урока. Чтобы разгадать кроссворд нам надо вспомнить изученный материал.
Вопросы:
1.Чьё имя носит Башкирский государственный драматический театр?
( г А ф у р и )
2.Священная книга мусульман.( К о р а н)
3.12 –годичное медресе, которое открыто в Уфе (Г у с М а н и я)
4.Медресе в г. Троицке (Р а с У л и я)
5.Священная книга христиан(Б и б Л и я)
6.Кровожадный кантонный начальник, о нем сложили насмешливую и хвалебную песню.(Т
е в к е Л е в)
7.Звезда башкирского балета, играл роль Салавата Юлаева вфильме Протазанова «Салават Юлаев» (М у б А р я к о в)
II.Сообщение темы и цели урока.
-Мы с вами познакомимся со звездой поэзии – МифтахетдиномАкмуллой. СЛАЙД 1
Именем, данным от рождения,
буду звать тебя.
По трудам хвалу воздаст
родная страна.
М. Акмулла.
А кто же такой Акмулла? Почему родная страна, народ
вознес его как звезду поэзии.
На эти вопросы ответим на уроке.
Рассказ учителя. СЛАЙД 2 Настоящее имя, Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов.
Он один из крупных башкирских поэтов – просветителей конца 19 века. Всю жизнь, весь свой
щедрый талант посвятил служению народу, счастливому будущему своего народа, оставил яркий
след, горит как звезда своими прекрасными поэтическими творениями.
- Какое творческое наследие оставил он? Он звезда поэзии, его стихи актуальны и внаши дни. Творческое наследие составляют национальную гордость башкирского народа. Жизнь
и творчество истинно народного сэсэна покажем по координатной системе.
Первая координатная система (К 1) биография поэта и образование
(включается видеофильм)
Какую информацию вы извлекли из этого видеоролика???
- Вы должны заполнить первую координатную систему, где и когда родился, образование.
(проверяется)
Мифтахетдин Акмулла родился в 1831 году в деревне Туксанбай Миякинского района
Начальное образование получил в своей родной деревне у отца и деда, позже вСтерлибашевском медресе, где брал уроки у Шамсетдина Заки.
- У будущего поэта с юношеских лет проявилась глубокая любовь и стремление к знаниям.
Жадно впитывал он в себя все, чему мог научиться любознательный шакирд в стенах старых
медресе СЛАЙД 3 «Расулия» Поэтические способности пробудились очень рано. Известно, что
еще в годы учебы в медресе он сочинял сатирические стихотворения, высмеивающие богатых
шакирдов, мулл, но эти стихи не дошли до нас. Завершив учёбу молодой Мифтахетдинвозвращается СЛАЙД 4 в родную деревню Туксанбай. Однако по разным причинам не смог он
осесть в отцовском доме. В 18 лет, поссорившись с отцом, навсегда покидает родной дом и всю
свою жизнь проводит в скитаниях по башкирским аулам и бескрайним казахским степям. Вскоре
после отъезда прислал письмо, написанное в стихах «Письмо отцу».
(Стихотворение «Письмо отцу» читает один ученик )-Обратите внимание на заключительные строки этого необыкновенного послания поэта: ксвоему отцу обращается с добрыми пожеланиями и горечью души поэта, не нашедшего
понимания и поддержки в родительском доме. Искренние сыновные пожелания благополучия
отцу. Акмулла создавал свои стихи не для печати, а сочинял их без всякой предварительной
подготовки по тому или иному случаю, т.е. на ходу. Многие из импровизаций поэт не забывал
или не считал необходимым записать. Он высмеивает тупость баев, невежество мулл, призывал
народ к просвещению, к свету, к свободной и справедливой жизни. М. Акмулла, по определению
профессора А.Харисова, впервые после Салавата Юлаева обратился своему народу со словами : «Мы башкиры». Само его обращение- мои- свидетельствует о его глубокой любви, об уважении к
своему народу.
(Ученик рассказывает наизусть «Башкиры мои, учиться надо»)
Вопросы:
1.С какой целью Акмулла обращается к своему народу?
2.В чём он видит превосходство просвещённогочеловека?
К 2 «Письмо отцу», «Башкиры мои, надо учиться»,
(Ученик читает сообщение о Ш. Марджани)
- Для М. Акмуллы Марджани-как алмаз, сверкнувший в Казани, светильник ясный втемноте, луч солнца, освещающий весь земной шар.
К сожалению, эта книга оказалась единственной книгой поэта, увидевший свет при его
жизни.
В г.Троицке ему пришлось сидеть в тюрьме, заключенному по ложному доносу. Это время
навсегда зарубцевалось в его сердце, не заживающей раной. Целых четыре года поэт проводит взаточении в городе Троицке.
Именно в эти годы написал стихотворение «В тюрьме». Разные чиновники, бояре и
начальники не переносили само имя гордого, независимого и талантливого поэта, его жизнь
постоянно подвергалась опасности и в конце концов, враги осуществили кровавый злой замысел,
он был убит.
Но со своими чистыми, мудрыми стихами остался с народом, его популярность возрастает
с каждым годом, с каждым десятилетием, именно это мы видим сегодня.
20 октября 1895 года по дороге из Миасса был убит ударом ножа
преследовавшими его на всем пути наемными убийцами.
На родине поэта с 1981 года действует прекрасно оформленный музей,
с 1980 года учреждена премия именем Акмуллы в области литературы и искусства,
бюст ск.З.Басыров, картина Р.Нурмухаметова «Акмулла на Алатау»
- Многие исследователи-учёные обращались к творчеству башкирского поэта-просветителя
в своих крупных исследованиях, опубликовали отдельные статьи.
III. Завершающая часть:
- Замечательный сын башкирского народа является звездой поэзии. И звезда не гаснет сгодами. Такова участь подменно народной поэзии и истинно народной души, выбравшей в себя
всю боль и радость родного народа, родимой земли.
- Какие же качества видел М. Акмулла в человеке как личность в стихотворнии«Назидания» Актуальны ли эти качества сейчас???
1. В жизни, первое, совесть нужна, совестливость,
Совестливость как божья дается нам милость.
Мало молвить с усердством: «Прости меня, боже!»
Молча совесть блюсти в себе - много дороже.
2. Честь и совесть – второе условие. Если
Нет чести в тебе, то не будет хоть тресни!
Для бесчестного лучшее место - в могиле,
Чем ходить по земле в святоатственной силе.
3. Третье, сказано, ум. Говорить с дуракамиНе словами приходится, а кулаками.
Осердясь, дураки посягают на веру,
Ни в делах, ни в сужденьях не ведал меру.
4. Благодарность, мы скажем, четвертое средство,
Коль ты не благодарен- с глаз моих скройся!
За добро благодарен будь и за доверья,
И за то, что аллах в мир открыл тебе двери.
5. Свойство пятое- это порядочность. С нею
Мы любовь обретаем- нет чувства сильнее!
Нас любовь возвышает и делает чище,
Потому мы до гроба любовь мы ищем.
6. А шестое условие – это терпенье.
Терпеливый достигнет всего без сомненья.
Нетерпение- признак отсутствия воли,
Приведет оно к скорби, раскаянью, боли.
7. Страсть – седьмое условие. Страсть – это пламя!
Это пламя небесное властвует нами.
Мудрецы говорят: все, что названо выше,
Совмещается в нас под единою крышей.
- Эти качества: совесть (чистота души), ум (разум),умение довольствоваться(быть
благодарным), воспитанность (порядочность), терпеливость (терпеливый человек достигнет
своей цели), пристрастие (душевное, искреннее отношение к делу) – эти качества должны быть
спутниками вашей жизни. Тогда и вы найдёте своё место в жизни.
ВИКТОРИНА «Наш Акмулла»
Пусть же рождаются(ЗВЕЗДА) звёзды и ныне.
Светят(ЗВЕЗДА), сгорают,(ЗВЕЗДА) падают(ЗВЕЗДА) – пусть!
(ЗВЕЗДА) Светят во времени необратимом
Тёплые, звёздные ваши сердца!
Классный час в 8 кл на тему :Творческий путь М.Акмуллы.
Баршуатова Инна Михайловна,МОБУСОШ№1 им.М.АбдуллинаЦели урока: прививать любовь к родной литературе, культуре Башкортостана; воспитывать чувство патриотизма и гордость за историко- литературное наследие башкирской литературы;способствовать развитию интереса к творчеству и личности поэта.
Межпредметные связи: история, культура РБ, география.
План урока.
Оргмомент. Пусть горы не дано тебе свернуть-
Не отступай, однажды выбрав путь.
Бессмертным не на том - на этом свете
Стал Афлятун, об этом не забудь. М.АкмуллаСегодня у нас необычный урок. Наш классный час мы посвятим жизни и творчеству одного из крупнейших и прогрессивных деятелей башкирской литературы, а также философской и общественно – политической мысли XIX столетия - Мифтахетдину Акмулле – поэту, учителю, просветителю .В литературе достаточно много самых разных утверждений о происхождении поэта, никем и никогда не проверявшихся по документальным источникам . Такова и версия о том, что родным отцом Мифтахетдина был, якобы, не Камалетдин, а казах Мухамедьяр, приехавший в башкирское село Стерлибашево из- под г.Акмечеть (ныне Кызыл- Орда), с долины реки Сырдарьи, и женившийся на девушке- башкирке. По этой версии Мифтахетдин еще в детстве остается без отца и воспитывается у Камалетдина. Сегодня на уроке нам предстоит разгадать загадку происхождения М.Акмуллы, раскрыть духовный мир поэта.
Ребята, попробуем сначала определить, в каком районе Башкортостана родился великий поэт и просветитель М.Акмулла. в этом нам поможет учитель географии Римма ЗуфаровнаII) Учитель географии:(Карта РБ). На юго – западе Башкирии раскинулась Белебеевская возвышенность, рассеченная множеством небольших, но полноводных рек. Эти места, орошенные не только светлыми струями родников, но и соленым потом, и горькими слезами народа, издревле были заселены башкирами – минцами. Здесь, где горы спускаются, как табуны на водопой, к красавице Деме, а сама река, укрывшись кудрявыми ивами, все также спешит к горизонту, к Агидели, лежит старинный башкирский аул Туксанбай.
Тут и родился 14 декабря 1831 года М.Камалетдинов, которому суждено было стать первым после легендарного Салавата Юлаева общепризнанным поэтом Башкирии.
Этот регион, входивший тогда в Оренбургскую губернию, словно магнитом притягивал к себе многих видных деятелей передовой русской культуры. А.С.Пушкин создал образы свободолюбивых башкир. Отсюда рукой подать до Надеждино, связанного с именем С.Т.Аксакова . Помнит этот край и поэта-декабриста П.М.Кудряшева, великого лексикографа и писателя В.И.Даля…
Рядом с аксаковскими местами раскинулось село Слакбаш, подарившее миру классика чувашской литературы Константина Иванова и народного поэта Чувашии Якова Ухсая. В соседстве с Туксанбаем- деревня Аитово- родина прекрасного лирика Фатиха Карима, погибшего в бою под Кенигсбергом. Дальше - известный на весь мир аул Мустафа- родное гнездовье Муссы Джалиля. А ниже по Деме, ближе к Уфе, аул Кляшево, давший литературе двух народных поэтов Башкирии- Сайфи Кудаша и Мустая Карима…В таком краю родился Акмулла.( после того, как ученики отметят на контуре названные местности, работы передаются с последних парт.)
Учитель: А как переводится имя поэта- Мифтахетдин Акмулла? Почему поэту дали такое имя?
Ученики:
- «Мифтахетдин» в переводе с арабского « хранитель ключа». Султанов в своей статье писал: « Трудно сказать, какой ключ имел в виду Камалетдин- служитель культа, - дав такое имя своему сыну. Но можно смело утверждать: мальчику было дано правильное имя- он, Мифтахетдин, хранил в своей душе ключ к башкирской поэзии».
-Акмулла, живя среди башкир и казахов, пересказывая повсюду свои стихи, участвуя в поэтических состязаниях с известными сэсэнами и акынами, оттачивает свое импровизаторское мастерство, получает в народе славу талантливого поэта и чистого, праведного учителя, т.е. ак- «белый, чистый» мулла( отсюда и имя его- Акмулла).
Учитель: подведем итог, как переводится его имя?
Учитель:
- Итак, в 20-30-ые годы среди авторов были и такие, которые стремились оторвать Акмуллу от его принадлежности к башкирам. Что вы можете сказать об этом утверждении?
Ученики: Такое утверждение нашло свое отражение и в надписи на надгробном камне поэта. (Этот камень, хорошо сохранившийся до наших дней, был изготовлен и установлен на могиле Мифтахетдина.) Содержание надписи на надгробной плите Акмуллы дает основание полагать, что версия, о которой шла речь в начале урока, появилась еще при жизни самого поэта и имела под собой определенные причины. Дусмаил Каскынбаев писал, что отец Акмуллы казах, мать ногайка. Утверждение Д. Каскынбаева принял на веру и Сакен Сейфуллин, составитель и автор предисловия сборника стихов Акмуллы. Он не только повторяет слова Д. Каскынбаева о присхождении поэта, но и полностью отрицает какую-либо принадлежность Мифтахетдина к башкирам. По нему даже и Камалетдин вовсе не башкир, а татарин, будто бы после смерти родного отца Мифтахетдина женившийся на его матери и усыновивший его.
Учитель: эта версия казахского автора, и она склонна считать М.Акмуллу- казахом. И тут появляется еще одно предположение, что отец Мифтахетдина- татарин. Какие еще версии существуют?
– В наше время версии о Мухамедьяре придерживаются большинство казахских авторов. Профессор Б. Кенжебаев, например, пишет, что отец Акмуллы казах, мать – башкирка. Он к тому же называет Акмуллу Мифтахетдином Мухамедьяровым. Чтобы лучше понять причины появления и распространения версии о Мухамедьяре, обратимся к публикации Фатыха Карима. Этот источник представляет собой запись беседы с односельчанином поэта, хорошо осведомленным в его биографии и бережно относившимся ко всему, что касалось жизни и творчества своего великого сородича. Односельчанин Акмуллы Шайхетдин Динмухаметов рассказывал: “Акмулла родился, согласно старой метрике, 14 декабря 1831 года в деревне Туксанбаево. Записано, что отец его Камалетдин Ишкузин, мать Бибигульсум Салимьян-кызы. Когда спрашивал меня казах из Троицка по имени Дусмаил-хаджи, я, Шайхетдин Динмухамет-углы, доказал записью по метрике. Дусмаил-хаджи тогда мне прислал письмо. “То, что Акмулла-эфенди сын башкира, теперь подтвердилось. В книге “Памяти Шигабутдина” написано, что Акмулла сын казаха. Это неверно…
Мифтахетдин обучался вначале у Габдрахман-хазрета в деревне Менеуз, затем в деревне Анясово (Карамалинской волости). Достигнув совершеннолетия, вернувшись в родной дом, женился. Но через некоторое время после женитьбы жена умерла. Отец его, Камалетдин, был человеком с дурным характером и поэтому он не мог жить в согласии с отцом.
Учитель: Какой вывод можно сделать , согласно этой версии? Правильно, он –башкир. И все- таки, откуда же могла появиться версия о его казахском происхождении?
Акмулла-эфенди и сам в молодости был глуп. В деревне Анясово украл у одной женщины ее нагрудное украшение. Потом был пойман за кражу самовара, сбежал из медресе, в очень холодную погоду забрался (на ночевку) в мельницу. Обморозив там уши, остался с отломленным ухом. После того, хоть отец и пустил его в дом, не смог жить вместе с отцом. Запрягши хорошего коня в телегу, сбежал из дома. Претерпев множество лишений, получил знания. Затем, по мере раскрытия поэтического дарования, стал известным поэтом. Особенно много стихов написано в тюрьме, во время тяжелых переживаний. После того как Исянгилде Батуч посадил его в тюрьму, называл “башкиром, избегающим солдатской службы”, Акмулла, для того чтобы избавиться от этого, прибегнул к хитрости: “Я не башкир, я сын казаха по имени Мухамедьяр”.
Его подлинное имя Мифтахетдин Камалетдин-углы. За правду и верность казахский народ дал ему имя “Акмулла”. Акмулла и сам, ставший впоследствии прославленным поэтом и получивший свое светлое имя от народа, вовсе не скрывает своего прошлого. “К воровству пристрастился я в молодые годы, и это привело меня к очень большому позору”.
Учитель: Значит, мы можем сделать вывод, что в распространении версии о его казахском происхождении, большую роль сыграл сам Мифтахетдин Акмулла. А не вынудило ли его к этому время, в котором он проживал. В этом нам поможет разобраться учитель КБ Альфия Гарафиевна.
Воспоминания старца Шайхетдина убеждают нас и в вопросе объяснения мотивов заключения Акмуллы в тюрьму, а вследствие этого и его перехода из “башкир в казахи”. Основной причиной бегства Акмуллы в казахскую среду было бегство от солдатской службы. Он, записавшись в сыновья к одному бедному казаху по имени Мухамедьяр для того, чтобы замести следы, изменив фамилию, называет себя казахом. Исянгильде узнает эту тайну Акмуллы и, донося, что тот башкир, избегающий солдатской службы, способствует его аресту.
– Акмулла и после освобождения из заключения вынужден был скрывать свою принадлежность к башкирам. Ибо по решению суда далее он должен был отбывать два с половиной года в арестантской роте. Для обжалования этого решения дается ему годичный срок. Осенью этого же года Акмулла обращается к известным тогда в мусульманском мире Гатаулле Баязитову и Габдулле Зигангирову. Он пишет свой “Шикаят султану Габидулле”, ставший одним из прекрасных поэтических произведений. Габидулла Зигангиров своей рукой пишет прошение на имя императора Александра II и, таким образом, помогает поэту вызволиться из арестантской роты. (Один из поклонников поэта, собрав деньги и внеся в залог две тысячи рублей, весной 1871 года берет его на поруки.)
- Одобряете ли вы его отказ от службы в армии?
- Почему мужчины не хотели служить во время кантонного управления?
- Назовите тяготы военной службы того времени.
Учитель:
– В жизни поэта был период, когда он вернулся в отцовский дом, скитаясь лет около 12-13-ти. И в “Письме отцу” Акмулла трижды повторяет, что возвратился он в родной дом, соскучившись, через 13 лет. Не относится ли этот приезд Акмуллы в Туксанбаево к концу 1871 – началу 1872 года, когда, просидев 4 года в Троицкой тюрьме, поэт, наконец, под залог одного из друзей был вызволен из заключения? Да и не в этот ли раз состоялся окончательный отъезд поэта из отцовского дома, после чего, скажем, он и мог прислать домой “Письмо отцу”?
– Туксанбаево запомнило такую деталь: однажды, в один из приездов в родную деревню спросили Мифтахетдина: “Умеешь ли ты читать книгу “Кадихан”? Ведь у нас в деревне никто не читает ее лучше твоего отца – Камалетдин-хазрата”. На это Мифтахетдин ответил: “Еще бы не уметь читать эту книгу”! Ведь знания моего отца не доходят и до щиколотки моих знаний”. По другому варианту предания: “Отец мой плавает в воде, которая не доходит и до щиколотки моих ног”. Акмулла к этому времени, безусловно, выделялся своей образованностью, высоким полетом мысли в кругах таких же, как он сам, мыслящих, просвещенных людей не только по всей Башкирии, но прославился как поэт-импровизатор и в степях Казахстана.
С обидой на отца, запрягши в его отсутствие доброго коня в телегу, снова уезжает поэт из родной деревни. С этой поры уже до конца жизни странствует он по аулам и кочевьям Башкортостана и Казахстана. До нас дошла легенда о его гибели: 64-летний поэт-скиталец сидел ночью на берегу на своей знаменитой телеге и при свете слабого огонька читал книгу. Подкрались наемные убийцы, от удара в затылок поэт упал…
При жизни Акмуллы была выпущена в свет лишь одна его книжка стихов “Памяти Шигабутдина Марджани” (Казань, 1892).
IV) Закрепление полученных знаний.У М.Акмуллы достаточно много произведений. Сегодня на уроке мы с вами поработаем над его стихотворением «Письмо отцу»
- Какую важность представляет письмо в биографии поэта?
Ученик: В «Письме отцу» важны библиографические сведения самого автора, касающиеся следующих двух моментов:
1) причин ссоры с отцом;
2) вопроса о том, правомерно ли считать Камалетдина родным отцом Акмуллы.
Это письмо интересно тем, что вводит нас, через восприятие самого поэта, в атмосферу жизни в доме имама Камалетдина, в сущность и тонкость противоречий между отцом и сыном:
Ты поступил не по -людски, отец, со мною-
Приехал я домой и с болью и с тоскою,
Тринадцать долгих лет не знался я с родными-
Уж лучше смерь, чем жить с надорванной душою.
Немилосерден был ты!... В том моя обида.
Мать- как чужая, хоть добра бывала с виду…
Ведь был наследником я вам- не сиротою,
А ты – отцом был…
Учитель: Какие еще факты из письма можно связать с его биографией?
Ученик: -Отъезд Мифтахетдина из дома отца на отцовском же коне, указывается даже масть коня, например, в такой строке:
Будет и конь, будет и шуба- нас не будет.
Коль жив будет, возвращу твоего гнедого жеребца…
Для меня добра крупицу пожалел ты,
Я же - сын твой, не калмык, - вот что обидно!
Учитель:
– В конце письма у Мифтахетдина прорывается более резкая строка: “Соловей жить рядом с вороном не может – // Бестолковым о мужском судить ли сане?”, где нетрудно понять, кого поэт имеет в виду под словамисоловей и ворон. Спрашивается, стал бы говорить такой своенравный, своевольный человек, как Мифтахетдин, подобные слова в том случае, если бы Камалетдин был ему неродным отцом? Этот мактуб впервые был опубликован в 1976 г. в журнале “Агидель”. В июне же 1976 г. в деревне Туксанбаево у Хабетдина Бадретдинова обнаружен ещё один список данного произведения. Тексты оказались идентичными. Это письмо – документальное подтверждение, что Камалетдин был родным отцом М. Акмуллы, оно дает полное основание развеять тот миф, который был распространен среди казахов самим Акмуллой о своём рождении, якобы,от казаха Мухамедьяра и усыновлении Камалетдином.
Ребята, разгадали ли мы загадку происхождения Акмуллы?
Акмулла- сын башкира Камалетдина, муллы из Туксанбаево.Молодцы!!!