Программа учебного практикума Простейший анализ молочных продуктов 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 10
Программа учебного практикума
«Простейший анализ молочных продуктов»
Составили:
Миндовская О.Ю., учитель химии
 1 кв. категории,
Савельева Е.И., учитель биологии 
1 кв. категории
г. Березники 2012
Учебный  практикум    «Простейший анализ пищевых продуктов»
Целевая аудитория:  учащиеся  медико-экологического профиля , а так же учащиеся других направлений (по желанию).
Количество часов, отведенных на прохождение практикума:
Всего часов 6
Аудиторная работа 1 час 
Практическая работа  3 часа
Самостоятельная работа 2 часа
Наличие программы в учебном плане  школы, в плане внеурочной деятельности – в рамках     профессиональных проб.   
Организационные условия реализации программы: 
время проведения в течение года – март-апрель или весенние каникулы
режим проведения - модуль
место реализации программы - школьная химическая лаборатория.
Ожидаемые результаты реализации программы (в форме таблицы):
Освоение методики
Отчет о проделанной работе (таблицы и дополнительные вопросы)
Выход некоторых учащихся  на индивидуальную исследовательскую работу
Умение проводить некоторые исследования в домашних условиях.
Цель учебного практикума: 
Расширение знаний о качестве молочных продуктов с точки зрения химии и биологии на данном учебном практикуме и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи: 
Совершенствовать  навыки  работы с лабораторным оборудованием.
 Познакомиться  с новыми методиками и новейшими  приборами.
Развивать умения работать в группе.
Совершенствовать  УУД:  анализ, сравнение, обобщение.
Критерии оценивания.
Результат
УУД
Критерии и показатели результативности программы
1. Формирование знаний и умений в области химии и биологии.
Анализ химических свойств  продуктов, проведение
качественных
реакций
Сумел провести все опыты. Понял химическую сущность происходящих явлений - 3 балла
Провел формально все опыты, но не стал их объяснять  -  2 балла
2.  Умение применять
полученные знания
в домашних условиях.
Умение самостоятельно реализовать освоенную методику.  
Все сделал самостоятельно – написал отчет, осмыслил результат - 3 балла
Дома во многом затруднялся. Просил помощи взрослых - 2 балла
Дома ничего не делал - 0 баллов
3.Составление отчета о работе (презентации или буклета) 
Умение обобщать, сравнивать, анализировать.
Грамотно все обобщил, смог дать рекомендации, задать новые вопросы - 3 балла
Презентацию выполнил формально, взял для обобщения небольшое количество продуктов - 2 балла
4. Повышение интереса к исследовательской деятельности.
Умение проводить рефлексию.
Смог объяснить свое отношение к выполненной работе, обобщить результаты, задать новые вопросы -3 балла
Проявил интерес, но все сделал формально – 2 балла
Не может сделать никаких выводов -1 балл
План реализации программы:
Вводная лекция (цели и задачи, повторение всех методик)
Практическая часть 
Группа разделена на 6 изолированных пар («лабораторий»), каждая из которых будет заниматься определенным видом исследовательской деятельности.  Для каждой «Лаборатории» разработан определенный план последовательных действий. Учащиеся должны самостоятельно овладеть методикой для  каждого вида практической деятельности. В ходе работы ученики передвигаются из одной «лаборатории» в другую, выполняя соответствующие задания.  Учитель осуществляет общий контроль, при необходимости помогает учащимся.
Лаборатория № 1 «Исследование срока годности продуктов питания. Наличие пищевых добавок».
Лаборатория № 2 «Определение физических параметров молочных продуктов».
Лаборатория № 3 «Определение кислотно-основных характеристик молочных продуктов»
Лаборатория № 4 «Определение белка в некоторых продуктах».
Лаборатория № 5 « Определение насыщенных и ненасыщенных карбоновых кислот в разных жирах».
Лаборатория  № 6 «Определение наличия крахмала в молочных продуктах»
Проведение аналогичных опытов  в  домашних условиях.
Поиск  дополнительной  информации  для ответов на возникшие вопросы.
Семинарские занятия на уроках химии  и биологии. Обсуждение результатов каждого опыта. Постановка новых задач. Выход на индивидуальную работу.
Материалы для реализации программы.
Учебно-методические рекомендации для проведения исследований;
Дидактические материалы  для написания отчета.
Дополнительная литература.
Содержание программы (в форме таблицы).
Название раздела
часы
Способы деятельности
педагога и учащихся
Объект оценивания
Вводный инструктаж
1
Лекция
нет
Лабораторная работа
3
Выполнение экспериментов по методике.
Таблица или отчет
Домашний эксперимент
1
Выполнение некоторых опытов в домашних условиях.
отчет
Итоговый отчет о о проделанной работе
1
Работа с литературой. Создание презентации.
презентация 
Необходимое ресурсное обеспечение реализации программы.
Кадровое  - учителя химии и биологии, лаборант;
Материально - техническое: рН-метр, химические реактивы и образцы продуктов и упаковок.
Финансовое – средства на приобретение пищевых продуктов для проведения лабораторных работ. 
Список литературы
К. Шейд «Опыты по химии для начинающих» М.: URSS2009
В.П.Исупов «Пищевые добавки и пряности» С. Петербург, ГИОРД, 2000
Н.Н.Богданов «Химия. Лабораторные работы 8-11» М.: АСТ, 2001
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химический эксперимент в школе» М.: Дрофа, 2009.
Дата                                                                                                 участники группы
________                                                                                 ______________________________
                                                                                                 ______________________________
                                                                                                  _____________________________
Исследовательский практикум
 «ПРОСТЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ»
Группа 1   
 ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКА ГОДНОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.
Методика:
Посмотрите внимательно или с помощью лупы определите срок изготовления и срок годности (реализации) данного продукта. Заполните таблицу:
Продукт
молоко
Дата изготовления
Срок годности
Вывод (годен/не годен)
10 ноября
14 ноября
заканчивается
Вопросы:
На всех продуктах указаны срок выпуска продукта и срок реализации?
К каким последствиям может привести использование просроченных продуктов?
_____________________________________________________________________________
Почему на некоторых продуктах срок годности указывают мелким шрифтом?
_____________________________________________________________________________
Наличие пищевых добавок в продуктах питания 
Посмотрите внимательно или с помощью лупы определите наличие консервантов, красителей и усилителей вкуса  в данных  продуктах.
Для этого воспользуйтесь справочной литературой Исупов «Пищевые добавки и пряности» стр 150-165.  Заполните таблицу
Консерванты
Красители
Усилители
вкуса
Вопросы:
Как вы оцениваете количество пищевых добавок в привычных продуктах?
__________________________________________________________________________
Для чего применяют пищевые добавки? Можно ли обойтись без них? Как они могут повлиять на здоровье  человека?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа 2
 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
Методика:          
ОСТОРОЖНО – СТЕКЛО!  С помощью ареометров определите плотность выданных образцов молочных продуктов. Результаты запишите в таблицу. После каждого опыта промойте ареометр в чистой воде.
                   Продукт
Молоко
 6 %
Молоко
 2,5 %
Сливки
Кефир 
Слой сливок  (мм)
---------------------
Плотность ((г/мл)
Вопрос:
Отличается ли плотность молочных продуктов? Какие выводы можно сделать исходя из плотности.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГРУППА 3
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИСЛОТНО-ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
Методика:
Небольшое количество молока налейте в стаканчик и с  помощью Lab Quest определите значение pH данного молочного продукта. Будьте терпеливы! Не забывайте каждый раз промывать датчик в воде и в буферном растворе. Значения pH запишите в таблицу. Не забудьте после каждого опыта промыть ареометр в чистой воде.
Молоко
 6 %
Молоко
 2,5 %
Кефир
Сливки
Значение pH
 Молочнокислое брожение глюкозы:
                Молочнокислые 
                      бактерии
C6H12O6                2CH3 –CH- (OH) - COOH
Какую реакцию среды (кислую или щелочную) имеет молоко и кефир? Почему молоко сладкое, а кефир кислый?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему иногда производитель добавляет в молоко питьевую соду? Составьте уравнение реакции
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________		
	Группа 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛКА В НЕКОТОРЫХ ПРОДУКТАХ
(ксантопротеиновая реакция с HNO3 и биуретовая с Cu(OH)2
Методика:
Возьмите небольшую порцию исследуемого продукта, поместите его в пробирку (для жидкостей) или на стекло (для твердых веществ). Первые опыты – контрольные проделайте с белком куриного яйца. 
К растворам поместите в пробирку раствор CuSO4, добавьте NaOH . Получится Cu(OH)2 осадок голубого цвета – это ваш реактив. Добавьте белок куриного яйца (этолон), наблюдайте изменение  цвета. 
 Затем в другой пробирке смешайте белок куриного яйца и добавьте несколько капель конц.  азотной кислоты, наблюдайте изменения цвета.
Проведите аналогичные опыты с молоком, йогуртом и сгущенным молоком, наполовину разбавленным водой
Для твердых веществ   проделайте реакцию только с HNO3
Белок куриного яйца
HNO3
Cu(OH)2
Вопросы:
В каких еще продуктах есть белок?
__________________________________________________________________________________
Какую роль играют белковые продукты в нашем питании?
__________________________________________________________________________________
Во всех ли исследуемых продуктах есть белок? А должен ли он там быть? Из какого сырья они приготовлены. 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа 5    ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЫЩЕННЫХ И НЕНАСЫЩЕННЫХ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ В РАЗНЫХ ЖИРАХ (по взаимодействию с йодной водой)
Методика:
Разбавьте аптечную йодную настойку водой примерно в два раза (или воспользуйтесь уже разбавленной) 
Растопите образец масла на водяной бане. К теплому (растопленному) маслу добавьте немного йодной воды, плотно закройте резиновой пробкой  и энергично встряхивайте Наблюдайте изменение цвета йодной воды. Если окраска  обесцветилась – значит , в соединении есть двойные связи ( непредельные жиры)  Результаты запишите в таблицу.
Растительное масло
маргарин
спред
сливочное масло
Реакция с йодом
Вопросы:
 1.  Жиры состоят из остатка 3-х атомного спирта глицерина и карбоновых кислот.  В твердых жирах кислоты предельные, а в жидких – непредельные. 
Какие функции выполняют жиры в организме?
__________________________________________________________________________________
Составьте уравнение реакции йода и непредельной кислоты (на примере стеариновой) 
CH3-(CH2)7-CH=CH-(CH2)7- COOH
__________________________________________________________________________________
 Какой из образцов содержит наибольшее количество твердых жиров? (По результатам опытов). __________________________________________________________________________
Группа 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ   КРАХМАЛА В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ
Методика:
 Приготовьте образцы продуктов. Жидкие поместите в пробирки, твердые на тарелку или другую поверхность. На каждый образец капните капельку разбавленного раствора йодной настойки . Наблюдайте изменение цвета. Для образца возьмите картофель. 
Картофель 
Плавленый сыр
Сметана
 Творог 
Йогурт  
Окрашивание в реакции  с йодом
Вопросы:
Какую роль играет крахмал в пищеварении?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каких  продуктах крахмал должен быть, а в  каких – нет?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для чего в продукты добавляют крахмал?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15