Методическая разработка урока Исследование пищевых продуктов

Учебная дисциплина «Химия»

Тема урока: Исследование пищевых продуктов.
Цели урока:
Обучающая: повторить качественные реакции на основные органические вещества входящие в состав пищи и применить их при выполнении практических заданий, уметь определять органические вещества в пищевых продуктах, работать с реактивами и оборудованием, проводить самостоятельно исследования, разрабатывать проект решения.
Развивающая: способствовать развитию навыков общения, умению анализировать информацию и результаты исследования, делать выводы исходя из полученных результатов, умение создавать презентацию
Воспитательная: создать условия для воспитания взаимоуважения, сотрудничества.
Ок 2, Ок 4, Ок 5, Ок 6.
Тип: практическая работа
Вид: деловая игра.
Метод обучения: учебное проектирование, проблемное обучение.
Оборудование: мультимедийный проектор; раздаточный материал (приложения № 1,2,3, информационный материал); пищевые продукты: мед, растительное масло, сырки творожные; этикетки; реактивы: сульфат меди (2), гидроксид натрия, вода, р-р йода, р-р перманганата калия, азотная кислота; горелка, пробирки, спички, пипетка, пробиркодержатель, стеклянная палочка.
Ход урока:
I. Организационно-мотивационный этап.
1.1. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.2. Преподаватель сообщает тему и цели урока.
Сегодня урок будет проходить в форме деловой игры. Кабинет превратится в исследовательскую лабораторию пищевых продуктов, которая состоит из трех отделов. В отделах у каждого обучающегося будет своя должность: начальник отдела, аналитики, лаборанты. Начальники отделов сделают выводы и отчитаются перед заведующей лабораторией. Аналитики изучат и проанализируют информацию. Лаборанты выполнят лабораторное исследование по инструкции (Приложение № 1).
На правах заведующей лабораторией я предлагаю вам такую проблемную ситуацию: в столовую нашего техникума от поставщиков продуктовых товаров поступили предложения заключить договоры на поставку качественных продуктов по выгодным ценам. Техникум должен принять решение, с кем заключать договоры. Что нужно сделать нам, чтобы определить поставщиков продуктовых товаров.
Выслушиваются мнения обучающихся и делается вывод, что лаборатории необходимо проверить продукты питания, поставляемые организациями, на качество и безопасность.
Преподаватель ставит цель перед обучающимися: исследовать состав пищевых продуктов на содержание органических веществ, качество и безопасность; ответить на вопросы в инструкции, результат записать в отчетный лист и вынести проект решения по данному продукту (Приложение № 6).
II. Актуализация знаний.
Повторение качественных реакций.
Преподаватель:
В лаборатории должны работать компетентные специалисты, поэтому я предлагаю вам вспомнить качественные реакции на основные органические вещества, содержащиеся в продуктах.
Вопросы, на которые отвечают обучающиеся (Презентация).
1) С чем будет взаимодействовать белок? Какой признак реакции наблюдаем?
Ответ: белок + азотная кислота = раствор желтого цвета
белок + гидроксид меди (2) = раствор красно-фиолетовой окраски.
2) С чем будут взаимодействовать непредельные карбоновые кислоты? Какой признак реакции наблюдаем?
Ответ: непредельные карбоновые кислоты + р-р перманганата калия = обесцвечивание
3) С чем будет взаимодействовать крахмал? Какой признак реакции наблюдаем?
Ответ: крахмал + р-р йода = сине-фиолетовая окраска.
4) С чем будет взаимодействовать глюкоза? Какой признак реакции наблюдаем?
Ответ: глюкоза + гидроксид меди (2) = красный осадок
глюкоза + аммиачный р-р оксида серебра = «серебряное зеркало» осадок серебра на стенках пробирки.
5) Как можно получить гидроксид меди (2)?
Ответ: СuSO4 + NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Можно сделать вывод, что у вас имеются знания по данной теме, и я как заведующая лабораторией могу доверить вам серьезную работу.
Повторение Т.Б. по химии. Прежде чем приступить к данному исследованию, вспомним технику безопасности.
III. Практическое применение знаний.
Преподаватель даёт задание обучающимся. Каждый сотрудник знакомиться с должностной инструкцией и заданием в отделе.
1 отдел исследует мед, 2 отдел – растительное масло, 3 отдел – сырки творожные. На выполнения задания даётся 20 минут.
Обучающиеся работают в отделах по инструкциям: выполняют лабораторные исследования, обрабатывают информацию, пишут отчет о проделанной работе и предлагают проекты решения (Приложения 3,4,6).
Начальники отделов выступают с отчетами в течение 3 минут
IV. Рефлексия.
Каждый обучающийся заполняет опросный лист (Приложение № 5)
V. Итог урока.
Преподаватель подводит итоги урока. В результате исследований, проведенных нашей лабораторией, мы обнаружили наличие органических веществ в предложенных поставщиками пищевых продуктах, проверили их качество и значение для жизни человека, составили проект решения о сотрудничестве с поставщиками, чьи продукты являются наиболее качественными.
VI. Домашнее задание.
Выбрать три продукта питания и по этикеткам определить безопасность продуктов.
































Приложение 1

Должностная инструкция начальника отдела

Координировать работу группы.
Подготовить отчет о проделанной работе на основе данных лаборантов и
аналитиков (См. приложение 6).
Ознакомить присутствующих с проектом решения.
Выставить оценки каждому сотруднику в группе по 5 - балльной шкале в
соответствии с показателями оценки (См. приложение 8).

Должностная инструкция аналитика

Работать с источниками литературы.
Анализ этикеток на безопасность продуктов питания.
Предоставить начальнику отдела отчет о проделанной работе
Создать презентацию из 3 – 5 слайдов.
(См. приложение 6).

Должностная инструкция лаборанта

Соблюдать технику безопасности.
Провести лабораторную работу (См. приложение 7).
Записать результаты работы в отчет и сдать начальнику отдела (См. приложение 6).




















Приложение 2

ОТЧЕТ ОТДЕЛА № 1

Заполните таблицу, ответив на вопросы:

п/п
Вопрос
Ответ

Раздел 1: вопросы для ЛАБОРАНТОВ


Какой продукт исследовал отдел?



Какую качественную реакцию провели на обнаружение глюкозы? Запишите уравнение реакции.



Какую качественную реакцию провели на обнаружение крахмала? Запишите уравнение реакции.



Какой из представленных образцов меда является поддельным?


Раздел 2: вопросы для АНАЛИТИКОВ

1.
Опишите значение мёда для организма человека, используя дополнительную информацию.



Определите по этикеткам безопасность продукта (См. Приложение)


2.
Укажите пищевую ценность мёда.


Раздел 3: вопросы для НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА

1.
Составьте заключение по результатам исследования.




2.
Какие Ваши рекомендации по заключению договора с поставщиками меда?















ОТЧЕТ ОТДЕЛА № 2

Заполните таблицу, ответив на вопросы:
№ п/п
Вопрос
Ответ

Раздел 1: вопросы для ЛАБОРАНТОВ

1.
`°Какой продукт исследовал отдел?


2.
Какую качественную реакцию провели на обнаружение карбоновых непредельных кислот? Запишите уравнение реакции.


3.
Какой из представленных образцов растительного масла является наиболее качественным? Почему?






Раздел 2: вопросы для АНАЛИТИКОВ

1.
Покажите значение растительного масла для организма человека, используя дополнительную информацию.



Определите по этикеткам безопасность продукта (См. Приложение)


2.
Укажите пищевую ценность растительного масла.


Раздел 3: вопросы для НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА

1.
Составьте заключение по результатам исследования.




2.
Какие Ваши рекомендации по заключению договора с поставщиками растительного масла?














ОТЧЕТ ОТДЕЛА № 3

Заполните таблицу, ответив на вопросы:
№ п/п
Вопрос
Ответ

Раздел 1: вопросы для ЛАБОРАНТОВ

1.
Какой продукт исследовал отдел?


2.
Какую качественную реакцию провели на обнаружение белка? Запишите уравнение реакции.


3.
Какой из представленных образцов творожных сырков является наиболее безопасным? Почему?







Раздел 2: вопросы для АНАЛИТИКОВ

1.
Покажите значение творожных сырков для организма человека, используя дополнительную информацию.



Определите по этикеткам безопасность продукта (См. Приложение)


2.
Укажите пищевую ценность творожных сырков.


Раздел 3: вопросы для НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА

1.
Составьте заключение по результатам исследования.




2.
Какие Ваши рекомендации по заключению договора с поставщиками сырков творожных?















Приложение 3

Практическая Практическая работа «Исследование мёда»
(отдел № 1)

Цель: исследовать мёд на содержание глюкозы и крахмала
(крахмал содержится только в поддельном мёде).

Оборудование и реактивы: вода, два вида мёда, р-р йода, гидроксид натрия, сульфат меди (2), пробирки, горелка, спички, пробиркодержатель, стеклянная палочка.

Ход работы:
1. Приготовить раствор меда: добавить к нему равный объем воды и перемешать. Разделить полученный раствор мёда в каждом образце на 2 пробирки.
2. Проба на крахмал: в пробирку с раствором мёда к образцу 1 и 2 добавить 1-2 капли йода.
3. Проба на глюкозу: в пробирки с раствором мёда добавить свежеприготовленный раствор гидроксида меди (2) (сульфат меди (2) + гидроксид натрия).
4. Результаты занести в отчет (См. приложение 2)























Приложение 3

Практическая работа «Исследование растительного масла»
(отдел № 2)

Цель: исследовать растительное масло на содержание непредельных карбоновых кислот и качество.

Оборудование и реактивы: 2 образца растительного масла, р-р перманганата калия, гидроксид натрия, сульфат меди (2), пробирки, горелка, спички, пробиркодержатель, стеклянная палочка, этикетки

Ход работы:
1. В 2 пробирки налиты по 1 мл растительного масла различного качества.
2. Каждую пробирку с маслом нагреть и добавить, перемешивая, добавлять по каплям р-р перманганата калия, до тех пор пока оно не перестанет обесцвечиваться. Число капель р-р перманганата калия необходимо зафиксировать и сравнить результаты полученные при работе с различными образцами растительных масел. При более качественном растительном масле уйдет больше капель р-ра перманганата калия, т.к. содержится много непредельных карбоновых кислот.
3. Результаты занести в отчет (См. приложение 2)






















Приложение 3

Практическая работа «Исследование сырков творожных»
(отдел № 3)

Цель: исследовать сырки творожные на содержание белка и пищевых добавок.

Оборудование и реактивы: два вида сырков творожных, гидроксид натрия, сульфат меди (2), азотная кислота, пробирки, стеклянная палочка, этикетки.

Ход работы:
1. Проба на белок. В пробирку с кусочком сырка твороженного добавьте столько же воды, перемешайте. Разделите на две пробирки.
2. В 1 пробирку с р-ом сырка творожного добавьте свежеприготовленный раствор гидроксида меди (2) (сульфат меди (2) + гидроксид натрия).
3. Во вторую пробирку с р-ом сырка творожного добавьте немного азотной кислоты.
4. Изучите этикетки представленных образцов сырков творожных на наличие пищевых добавок (См. таблицу «Пищевые добавки» и информацию). Сделайте вывод на безопасность для здоровья человека.
4. Результаты занести в отчет (См. приложение 2)





















Приложение 4

Критерии оценки

Лаборант
Показатели оценки:
соблюдение правил по Т.Б.;
организация рабочего места;
личный вклад при выполнении исследования;
результат отчета по работе;
умение работать в группе.
Оценка: за каждый показатель выставляется 1 балл.
0 – 2 балла - оценка «2»
3 балла - оценка «3»
4 балла - оценка «4»
5 баллов - оценка «5»

Аналитик
Показатели оценки:
анализ источников литературы;
анализ этикеток на безопасность продуктов питания;
соответствие содержания теме и эстетичность оформления презентации;
результат отчета по работе;
умение работать в группе.
Оценка: за каждый показатель выставляется 1 балл.
0 – 2 балла - оценка «2»
3 балла - оценка «3»
4 балла - оценка «4»
5 баллов - оценка «5»

Начальник
координация работы группы;
подготовка отчета о проделанной работе;
выступление с проектом решения;
умение работать в группе;
умение принимать самостоятельное решение.

Оценка: за каждый показатель выставляется 1 балл.
0 – 2 балла - оценка «2»
3 балла - оценка «3»
4 балла - оценка «4»
5 баллов - оценка «5»

Фамилия, имя сотрудника
Оценка
Примечание

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.





Начальник отдела (Ф.И.) ____________________________________________.

































Приложение 5

Опросный лист

Подчеркните или допишите свой ответ.
1. Урок прошел
Интересно неинтересно эффективно __________
2. Знания по данному разделу применимы в профессии
Да нет частично
3. Оцените интерес к уроку по 10-балльной шкале (1-минимум, 10-максимум).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

































Приложение 6

Ситуация: в столовую нашего техникума от поставщиков продуктовых товаров поступили предложения заключить договоры на поставку качественных продуктов по выгодным ценам. Техникум должен принять решение, с кем заключать договоры. Что нужно сделать нам, чтобы определить поставщиков продуктовых товаров.
Ваша цель: исследовать состав пищевых продуктов на содержание органических веществ, качество и безопасность; ответить на вопросы в инструкции, результат записать в отчетный лист и вынести проект решения по данному продукту








13PAGE 15


13PAGE 141415




Заголовок 115