Программа для 9 класса Профкурс Профессиональное самоопределение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с УИОП»
Профориентационный курс
«Профессиональное самоопределение»
9 класс
Составил: Видяйкина Л.Ю., учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2016г.
Пояснительная записка
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс “Профессиональное самоопределение”, который предлагается учащимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Цели курса:
формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора,
повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры.
Задачи:
- осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- знакомство с особенностями современного рынком труда;
- составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Особенности организации:
Продолжительность курса: 34 часа. Периодичность занятий: 1 час в неделю.
Курс разбит на 3 раздела, раскрывающих технологию профессионального выбора и планирования карьеры. При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с учащимися: активизирующие опросники, тесты, профориентационные игры и упражнения, компьютерная диагностика. В преподавании используются различные формы занятий: урок-дискуссия, урок-игра, семинар с элементами тренинга. Применяется работа в парах и индивидуально. Помимо этого в работу включены профориентационные поездки по учебным учреждениям Республики Хакасия. Усвоение текущего материала проверяется по ходу каждого занятия. В конце изучения каждого раздела учащимся предлагаются вопросы для самопроверки. Некоторые данные будут использоваться в качестве мониторинга для родительских собраний. В ходе занятий могут учащимся предлагаться творческие виды работ, а также предполагаются выездные практикумы.
Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.
Тематическое планирование
№
Тема (содержание)
Тип занятия
Компетенции
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
Раздел 1. Секреты выбора профессии (4 ч.)
1.
Вводное занятие
Предмет, цели, средства, условия труда. Цели и задачи курса
Беседа
Знать цели и задачи курса
Уметь ориентироваться в разных профессиях современного рынка труда
1
2.
Профессиональное самоопределение: что это?
Беседа
Уметь излагать собственное мнение по теме «самоопределение»
1
3.
Разнообразие современных профессий
Беседа
Уметь ориентироваться в разных профессиях современного рынка труда
1
4.
Наступает время: секреты выбора профессии
Диспут
Уметь развернутый ответ; излагать основные перспективы профессии
1
Раздел 2. Индивидуально-психологические особенности человека (12 ч.)
1.
Вводное занятие
Психологические основы выбора профессии
Сочинение: «Профессия и человек. Психология самоопределения»
Тренинг
(творческая работа)
Знать особенности психологии как науки
Уметь сопоставлять психологию и профориентацию
1
2.
Определение темперамента. Типы темперамента.
Тестирование
Знать основные типы темперамента
Совершенствовать умение определять собственные характеристики
1
3.
Темперамент и профессия
Беседа
Знать основные типы темперамента
Совершенствовать умение определять собственные характеристики
1
4-5.
Черты характера и профессиональный выбор
Беседа
Мониторинг
Знать основные типы темперамента
Совершенствовать умение определять собственные характеристики
2
6-7.
Способности человека. Взаимосвязь психики человека и его способностей. Способности и профессиональный выбор
Тестирование
Беседа
Уметь ориентироваться в разных видах тестовых заданий;
Уметь сопоставлять психологию и профориентацию
2
8.
Самооценка и уровень притязаний личности
Беседа
Уметь применять на практике теоретические знания
1
9.
Самоопределение, целеполагание и развитие личности
Беседа
Знать терминологию; уметь применять теорию на практике
1
10-11.
Бланковая игра “Профессиональные черты характера. Карта интересов”
Тестирование
Уметь ориентироваться в разных видах тестовых заданий;
Составлять карту интересов в соответствии со своим психотипом
2
12.
Итоговое занятие по теме «Индивидуально-психологические особенности человека»
Профдиагностика.
Мониторинг за 1 полугодие
Уметь составлять карту индив.-психол.особенностей;
Совершенствовать умение сопоставлять психологию и профориентацию
Уметь применять на практике теоретические знания
1
Раздел 3. Современный рынок труда (7 ч.)
1.
Рейтинг профессий. Особенности современного молодежного рынка труда
Беседа
Уметь ориентироваться в разных профессиях современного рынка труда
1
2-3.
Семинар “Новые профессии нашего времени”
Выездной практикум
Уметь ориентироваться в разных профессиях современного рынка труда; работать в группах; самореализация в незнакомой обстановке
2
4.
На пути к профессиональной сфере
Беседа
Уметь ориентироваться в разных профессиях современного рынка труда;
1
5-6.
Практикум «Профессия, которая нравится тебе»
Практикум (доклады)
Уметь ориентироваться в разных профессиях современного рынка труда; применять теорию на практике
2
7-8.
Деловая игра “Кадровый вопрос”
Ролевая игра
Совершенствовать умение выполнять задания в ролевой игре
2
9.
Профессиональное ориентирование: командовать или подчиняться
Тестирование
Мониторинг
Уметь определять собственный психотип
1
10 -11-12.
Знакомство с учебными заведениями РХ
Выездной семинар
Знать основные учебные заведения РХ
3
13.
Профессиональное ориентирование: лидерство
Тестирование
Мониторинг
Уметь определять собственный психотип
1
14.
Деловая игра «Профессия и самоутверждение»
Ролевая игра
Уметь применять полученные знания
на практике.
2
13.
Сочинение «Современность. Профессия. Я»
Творческая работа
Совершенствовать умение профориент.самоопределения
1
14.
Профдиагностика.
Итоговое занятие. Составление индивидуального (личного) профессионального плана
Мониторинг за 2 полугодие
Уметь применять на практике теоретические знания
2
15