ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Червякова Е.Н.,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Кирсанова


Согласно Концепции модернизации российского образования, в настоящее время как никогда актуальна тема, связанная с профильным обучением и профессиональным самоопределением старшеклассников. Предлагаемый педагогический проект «Профессиональное самоопределение обучающихся посредством реализации коллективного издательского проекта» был направлен на оказание помощи в развитии склонностей, способностей, интересов в социальном и профессиональном самоопределении детей и молодежи.
Суть проекта заключалась в реализации детского печатного издания - газеты «Мозаика» в рамках города Кирсанова на базе МБОУ ДОД « Центра детского творчества», который способствовал бы профессиональному самоопределению учащихся 9-11 классов.
При его планировании предполагалось, что обучающиеся, принимающие участие в работе коллективного издательского центра объединения пресс-клуба «Вдохновение», не только компенсируют ограниченные возможности о знании публицистических жанров предметного курса образовательной школы, освоят информационные технологии при проектировании газеты «Мозаика», но и систематизируют знания об имеющихся необходимых для данной профессии способностях. Все это поможет им не только приобрести начальную допрофессиональную подготовку, но и получить своеобразный производственный опыт, который позволит им сознательно подойти к построению жизненного плана и профессиональному самоопределению.
При работе над проектом (срок реализации: три года) предусматривались различные взаимодействия: обучающихся, педагога пресс-клуба «Вдохновение»; педагога-психолога ЦДТ, а так же студентов факультета журналистики ТГУ имени Г. Р. Державина - бывших воспитанников объединения.
Однако при таком подходе учитывалось, что подобный проект изначально предусматривает педагогическое противоречие, ведь, с одной стороны, издательская деятельность выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, предполагает самостоятельное воплощение идеи, согласно полученным теоретическим знаниям и жизненной позиции обучающегося. С другой, именно подобная коллективная деятельность дает возможность обучающимся проявить себя в практической деятельности, расширить собственное представление о творческом потенциале, социально адаптироваться.
Проект был задуман и разработан с учетом изменений, произошедших в последние годы при организации процессов обучения старшей ступени общеобразовательной школы и работы учреждений дополнительного образования. Учитывалась, и увеличивающаяся потребность в информации как о рынке образовательных услуг, и ужесточение требований к потенциальным абитуриентам, и развитие и популяризация детского журналистского творчества, и, конечно же, реализация права ребенка на свободу получения и распространения информации.
Именно поэтому, основной целью проекта стало: способствование профессиональному самоопределению обучающихся посредством включения их в работу детского издательского центра.
В задачи проекта входило не только создание психологически комфортной атмосферы детского коллектива, но и активизация творческого мышления обучающихся, которая позволила бы сформировать детский коллектив, активно участвующий в жизни Центра и города, мотивировать их в выборе профессий, связанных с издательской деятельностью и гуманитарной направленностью.
В ходе работы использовался анализ специальной и учебно-методической литературы; изучался опыт работы педагогов дополнительного образования по данной направленности; велась опытно-экспериментальная проверка эффективности внедрения в учебно-образовательный процесс издательской деятельности.
Организация проекта предполагала три основных этапа и сроки их выполнения: организационно-диагностический; формирующий; контрольно-обобщающий, при которых ожидались результаты, как для личности ребенка (профессиональное самоопределение, возможность выбора гуманитарного профиля в дальнейшем); педагога (разработка системы мониторинга и самомониторинга); так и для Центра - разработки методических рекомендаций и методов диагностики, позволяющих отслеживать уровень усвоения знаний, умений и навыков, творческой активности обучающихся в издательской деятельности и в информационных технологиях.
Были разработаны и соответствующие критерии результативности: уровень развития творческих способностей; развития творческой активности; освоения основных публицистических жанров; информационных технологий; интереса обучающихся к издательской деятельности. Это позволило на завершающем этапе не только сделать точные выводы, но и планировать всю дальнейшую работу издательского центра в последующем.
Как показывают данные гистограмм, за три года издательской проектной деятельности активность его участников претерпела значительные изменения. (Приложение: 1-5).
Издательский центр газеты «Мозаика» неоднократно принимал участие в различных конкурсах социальной направленности, неизменно добивался высоких результатов, сотрудничал со СМИ, выпускал специальные приложения к газете, у которых появились постоянные читатели.
Обучающиеся показали и достаточно высокие результаты освоения основных публицистических жанров, информационных технологий, вырос их интерес и к издательской деятельности.
Высокая оценка проекта была подтверждена и результатами предварительного творческого конкурса регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников ТГУ имени Г.Р. Державина.
За три года участниками коллективного проекта было выпущено двадцать восемь номеров газеты «Мозаика». Три девушки смогли сознательно сделать свой профессиональный выбор. Одна из них поступила на факультет журналистики ТГУ имени Г.Р. Державина. Две других – сознательно выбрали специальность гуманитарной направленности, связанную с издательской деятельностью. А все участники проекта не только приобрели первый издательский опыт и навыки сотрудничества, но и смогли оценить свои склонности и возможности. В городе сформировалась база данных об учащихся, способных сотрудничать со СМИ, появился детский издательский центр, способный единой командой активно участвовать в жизни Центра и области.
Конечно же, в настоящее время, современные требования системы образования таковы, что детям просто необходимо учиться готовности к переменам, самостоятельному поиску решений, творческому отношению к ситуации. Подобный проект позволяет, на наш взгляд, видеть такой положительный результат социализации выпускников. Уже то, что часть обучающихся выбрали продолжение образования по профилю работы объединения, говорит о том, что издательская деятельность не только удовлетворяет их познавательные интересы, но и творчески готовит к выбору профессии, дает возможность максимально реализовывать себя, стать в будущем творчески мыслящим человеком с широким кругозором и высокой социальной активностью.

15