Методическая разработка занятия Формирование толерантных отношений у младших школьников
Государственное бюджетное образовательное учреждение
НОШ № 611
Курортного района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия
по теме «Формирование толерантных отношений у младших школьников»
Андреевой Тамары Алексеевны
Учителя начальных классов.
Тел.8(812)432-82-32
Пояснительная записка
Данное занятие направленно на развитие познавательных способностей, расширяет кругозор обучащихся. Оно может быть проведёно педагогом, работающим по любой программе. В педагогической практике существует большое количество эффективных методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у детей. В силу естественности данного вида деятельности для младшего школьного возраста, наиболее актуальным и результативным является игра – как форма воспитания толерантности, игровые элементы и приемы игротренинга. Поэтому занятие строится в игровой форме с элементами исследования и межпредметными связями (ботаника, изобразительное искусство и связь с жизнью). На занятии ставятся следующие цели:
Образовательные:
закрепить способы устного счета
получить представление о практическом применении математических знаний в реальной жизни;
расширить представление учащихся по изученной теме.
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
показать связь математики с разными областями знаний;
развитие мелкой моторики
Воспитывающие:
развитие коммуникативных навыков;
способствовать формированию коллективных отношений
Для проведения занятия необходимо иметь: цветок из лепестков
Раздаточный материал:
- головоломка - лабиринт
- схемы животных для игры “Танграм”.
Подготовка к занятию сопровождается овладением новыми знаниями в поисках нужной информации в Интернете.
Учитель выступает в роли ведущего на занятии, организует фронтальную работу и групповую, поисковую работу. Подбор материала и оформление его для активизации и познавательной деятельности, развития творческих способностей, повышения информационной грамотности и активности обучающихся.В конце занятия ребята высказывают свое мнение и делают соответствующие выводы. Работа проводится в сотрудничестве педагога и обучащихся. Осуществляется логический переход от одного этапа к другому.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности и активности обучающихся.
Задачи:
Создать условия для поддержания интереса к изучению математики
Формировать у учащихся отношение делового сотрудничества, доброжелательность друг к другу, умение слушать товарища.
Поддерживать атмосферу отзывчивости, желания помочь товарищу.
Состав учебной группы:
занятие рассчитано на детей первого класса
Форма занятия:
групповая, работа в парах.
Методы:
словесный (сообщение сведений о животных), наглядно-демонстрационный.
Структура учебного занятия
Организационный момент (сообщение темы, цели занятия)
Приветствие, установление контакта
Основная часть
Головоломка – лабиринт
Составление цветочков из лепестков
Конкурс на лучшего счетчика
Игра «Танграм»
Заключительная часть
Подведение итогов.
Область применения:
1. На итоговых занятиях по закреплению пройденного материала
2. В учебно-воспитательном процессе для формирования коммуникативной культуры.
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации к качеству выполнения задания, создание благоприятного климата в коллективе. Понимание личной ответственности за общий результат.
Ход урока.
Организационный момент
- Каким было ваше домашнее задание?
- Узнать ритуалы приветствия, используемые у разных народов
- Объятия и поочередное целование в обе щеки трижды – в России
- Легкий поклон со скрещенными руками на груди – в Китае.
- Легкий поклон, ладони сложены перед лбом – в Индии.
- Потереть друг друга носами – традиция эскимосов.
- Прикоснуться локтями, дотронуться плечами и многие другие способы используют разные народы для приветствия.
2. Любым жестом поприветствуйте друг друга.
- Итак, контакт установлен. Начинаем работать вместе с солнышком. Оно согревает всех теплом, придает силы, дарит хорошее настроение. Будьте внимательны, активны, доброжелательны, помогайте друг другу.
В руках у меня послание от Феи Доброты. Прочитаем его.
«Доброе дело лечит, а злое калечит.
Доброе дело дороже богатства.
Жизнь дана на добрые дела.
Дети, спешите делать добрые дела!»
-Скажите, чему учат эти пословицы? (Добру)
3. Основная часть.
А) –А какое бы нам с вами доброе дело совершить? Да вот же! Этот медвежонок еще совсем маленький, а у него огромное тайное желание. Но прежде, ему надо перебраться на другой берег реки. Вы согласны ему в этом помочь? Выполнив задание одно за другим, вы сможете перевести медвежонка с дощечки на дощечку.
- Пройдите указанным путем, соберите все буквы и узнайте, куда собирается медвежонок. Впишите ответ в пустые клеточки ( в школу)
Б) В лесной школе праздник, а на праздник принято идти с цветами. Давайте поможем собрать мишутке цветочек из лепестков. Перед вами лепестки, на которых написаны разные качества, какие вы выберете в цветочек нашему мишке?
Доброта, любовь, зависть, радость, злость, помощь, дружба, ненависть
Выберем пять лепестков – пять вопросов.
Сговорились две подруги рисовать круги и дуги. Что это?
О.Д.Т.Ч. – определить закономерность, назовите следующую букву. Что она обозначает?
7 дней с понедельника по воскресенье
Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разобраться, кто из них должен уступить дорогу, если известно, что одному из них 6 лет, а другому 7? (Дорогу уступит более воспитанный)
Представьте что у вас в руках лепестки цветика-семицветика. Загадайте желание.
В) А сейчас конкурс на лучшего счетчика
10-3+8=15 А
9+7-6=10 И
8+4-5=7 Щ
20-9-5=6 А
16+4-8=12 Т
6+9-10=5 З
Результаты выражений расположите в порядке возрастания и прочитайте слово (защита)
Динамическая пауза
Встаньте в круг лицом к центру. Передавая мяч по часовой стрелке, скажите, как бы вы хотели, чтобы вас называли в объединении. А передавая мяч против часовой стрелки, называйте одно из лучших своих качеств.
Г) – Мы собрали слово ЗАЩИТА. А важна ли она? А кого нужно защищать?
(животных)
- Давайте создадим волшебный зоопарк, поселим туда разных животных. В этом нам поможет игра-головоломка «Танграмм». Эта игра получила широкое распространение в Китае, там и сейчас устраивают соревнования кто больше и быстрее составит фигуры. Названа эта игра в честь ученого, который ее придумал.
Головоломку вы будете собирать в парах, составите из геометрических фигурок животных на выбор (кенгуру, слон, страус).
Перед вами памятка работы в парах.
Выслушайте мнение товарища
Обсудите и составьте план решения задания
Взаимопомощь:
- научи другого тому, что знаешь сам;
- от твоей помощи зависит ваш успех
- помни, ты отвечаешь за учебный успех.
Выполнение задания детьми в парах.
Кенгуру – самое известное сумчатое животное Австралии. У кенгуру прекрасный мех, поэтому на них охотятся. А еще, кенгуру любят поедать траву на овечьих пастбищах, из-за этого их стали истреблять. Многих кенгуру сейчас содержатся в заповедниках и зоопарках. Им нужна наша защита.
Пройди лабиринт и покорми животных.
- Животных мы в зоопарк заселили, они теперь под нашей защитой, давайте покормим их. Помогите каждому животному добраться до его ужина – нарисуйте ему дорогу
Подведение итогов
- Вы выполнили все задания, помогли перейти медвежонку по мостику через реку. Он очень благодарен вам.
Чью помощь вы ощутили во время занятия?
Наклейте смайлик на его лучик в знак благодарности.
Задание для всей семьи.
Вставить в «окошко» числа, расположите их в порядке убывания и прочитайте полученное предложение. Выясните у родителей непонятное для вас слово.
20- =1 /делайте/
+9=19 /добро/
13+ =13 /вам/
15-9= /и/
-3=15 /людям/
+19=20 /воздастся/
(Делайте людям добро и вам воздастся)
15