Статья: «Формирование толерантных отношений у подрастающего поколения»
Оксана Петровна Белик
преподаватель русского языка и литературы
ГБОУ СПО «Армавирский индустриально-строительный техникум»
г. Армавир, Краснодарский край.
Формирование толерантных отношений у подрастающего поколения.
Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов – важное условие эффективного становления демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования, всего российского общества.
На мой взгляд, воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность. Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Я считаю, что в воспитании нравственности должны участвовать все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры не только на уроках, но и во внеурочное время.
Главной задачей открытого классного часа является воспитание у подрастающего поколения миролюбия, толерантности, уважительного отношения к людям различных национальностей.
Актуальность данного мероприятия заключается в том, чтобы формировать у учащихся понятие о национальных отношениях, то есть жить в дружбе и согласии. Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков кубановедения, литературы, внеклассных мероприятиях в школах, образовательных учреждениях НПО, СПО.
Основной целью открытого классного часа «Мы – дети Кубани» является формирование уважительного отношения к людям различных национальностей, воспитание чувства уважения друг к другу, толерантности, традициям и культуре разных народов.
Открытый классный час проходит в группе I курса, но участвуют и все студенты II, III курсов. Творческой группе Студия «Фото» было дано задание - подготовить исторические и современные фотографии различных культур и снять видеоролик «Кубань – наша малая Родина».
Цели:
- продолжить формирование толерантного отношения учащихся между собой;
- развивать навыки групповой работы;
- умение вести диалог;
- уметь находить компромиссные решения обсуждаемых проблем. - способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Ведущие ключевые идеи.
Главная задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.
Следовательно, ведущими ключевыми идеями будут следующие:
- воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
- воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
- формирование традиций коллектива.
Средства:
- мультимедийная презентация;
- интерактивная доска;
- нетбуки;
- стихи национальных поэтов;
- видеоролик «Мы – дети Кубани».
Характеристика мероприятия:
- коллективное.
Межпредметные связи:
литература, кубановедение, история.
Предварительная подготовка:
Поиск стихотворений национальных поэтов.
Подбор национальных костюмов.
Подбор музыкального сопровождения.
Создание презентации.
Создание видеоролика «Мы – дети Кубани».
Место проведения: кабинет учебно-проектной деятельности.
Время проведения: 40-45 минут.
План мероприятия:
Вступительное слово преподавателя.
Работа учащихся с анкетой «Мы – люди разных национальностей»
Представление национальных культур:
- лирика любимых поэтов;
- национальные танцы;
- национальная кухня.
Анкетирование (по итогам классного часа).
Заключительное слово преподавателя.
Исполнение учащимися «Гимна молодежи Кубани».
Ход мероприятия.
На интерактивной доске - тема классного часа «Мы – дети Кубани», идет презентация. Звучит тихая и спокойная музыка.
Вступительное слово преподавателя:
- Все мы с вами живем на Кубани единой многонациональной семьей. Многие из вас родились на этой Земле и по праву считают Кубань своей Родиной. В нашем крае проживает около 120 различных национальностей, только у нас в городе Армавире проживает около 86. И всех нас объединяет великое чувство любви к этой цветущей, благодатной и святой Земле.
Преподаватель читает стихотворение «Кубань моя»:
Кубань родная, нежно воспеваю
Великую красу твоей земли!
Земли святой от края и до края!
Моря, леса, поля, мой край, твои!
Здесь небо над тобой светлей и выше,
И звёзды светят ярче и луна…
Никто на свете краше не отыщет.
Учащийся продолжает:
Тобой гордится - целая страна!
Твои поля пшеницы колосистой,
Твои сады, твой сладкий виноград.
На пьедестал всё будет возноситься,
Сверкая ярким золотом наград!
Пою тебе любовь свою большую,
И музыка звучит в душе моей…
Кубань родная, всей душой прошу я -
Цвети, родная, с каждым днём сильней.
- Эти слова о нашей малой Родине «КУБАНЬ МОЯ»
написала краснодарская поэтесса Светлана Донченко.
Преподаватель:
- Ребята, как вы думаете, с какой целью мы проводим наш классный час?
Учащиеся высказывают свое мнение об актуальности данной темы.
Преподаватель:
- Да, мы гордимся тем, что живем в многонациональном крае. На нашей малой Родине проживают люди различных национальностей: армяне, адыгейцы, русские, черкесы, грузины и многие другие, но всех нас что-то объединяет. Я прошу вас открыть нетбуки и ответить на вопросы первой части анкеты, в конце мероприятия мы вернемся к ней и подведем итоги.
Анкета:
«Мы – люди разных национальностей»
Вопросы:
Ваше отношение к культуре различных национальностей?
Разные ли мы? И в чем?
Что общего между нами?
К чему нам следует стремиться?
После заполнения анкеты (не более 5 минут) выходят учащиеся в национальных костюмах и читают наизусть стихотворения национальных поэтов.
Учащийся 3 курса:
Я хочу вас познакомить со стихотворением Абдул-Азиса АСХАБОВА «Родина»:
Родина – это один из самых моих любимых чеченских поэтов.
Родина – песня моя сокровенная,
Родина – воздух, я ею дышу.
Жизни моей – колыбель драгоценная,
Счастье и радость я в ней нахожу.
Родина – чувство души горделивое,
Родина – память народа и честь.
Дали родные, лишь взглядом окину я –
Струнами сердца слагается песнь.
Родина – боль и тревога гнетущая,
Родина – свет, восхищения знак…
Где-то, я знаю, есть земли цветущие,
Только с тобой не сравнить их никак.
Учащийся 2 курса продолжает читать:
Родина – мать и любовь к ней почтенная,
Родина – добрых лет монолит.
Стоит твои мне покинуть владения,
Тянешь к себе ты, как будто магнит.
Родина – узы с далекими предками,
Родина – утра и солнца закат.
Если же будем вдруг видеться редко мы,
Где в этом мире мне счастье искать?
Родина – нежной весны пробуждение,
Жизни моей ежедневный уклад.
Если твои я покину владения,
Для возвращенья не будет преград.
Учащийся 3 курса:
- Это стихотворение о Родине любимо многими людьми. Я считаю, что у дружбы нет национальности, а Родина у нас одна – это Россия.
Учащийся 2 курса:
- В нашей семье очень любят стихотворение адыгейского поэта о Кубани.
«Кубань»
Мне мил твоих лиманов вид,
Твоих полей, лугов обширных,
Где роща тополей стоит,
А по шоссе бегут машины.
Восходит солнце, золотит
Деревья ярким теплым светом,
Природа радостно шумит,
Дождавшись нового рассвета.
И величава, и тиха,
Течет Кубань неторопливо,
Как адыгейская жена:
И своенравна, и учтива.
Учащийся 2 курса продолжает:
Но есть другая сторона,
Где города лежат у моря,
Где между гор Новороссийск
Стоит один, с норд-остом споря,
Где гор кавказских скромный лик
Своей красою поражает,
Где море день и ночь шумит
И тихо берег размывает.
Прекрасней нет Кавказских гор,
Полей бескрайних и Кубани –
Они нам шепчут с давних пор
О том, что созданы Богами.
Преподаватель:
- Ребята, почему вы выбрали именно это стихотворение?
Учащийся:
- Я горжусь тем, что живу на Кубани. Горжусь своими родными, соседями, земляками. Это стихотворение рассказывает нам о красивейшей природе, которая нас окружает. Мы люди – каждый из нас, восхищен такими красотами.
Учащийся 1 курса:
- А мне нравится стихотворение Э. Асадова «Россия начиналась не с меча»
Россия начиналась не с меча,Она с косы и плуга начиналась.Не потому, что кровь не горяча,А потому, что русского плечаНи разу в жизни злоба не касалась...И стрелами звеневшие боиЛишь прерывали труд ее всегдашний.Недаром конь могучего ИльиОседлан был хозяином на пашне.В руках, веселых только от труда,По добродушью иногда не сразуВозмездие вздымалось. Это да.Но жажды крови не было ни разу.
Учащийся 2 курса продолжает читать:
И в схватке с самой лютою войноюОна и ад сумела превозмочь.Тому порукой - города-героиВ огнях салюта в праздничную ночь!И вечно тем сильна моя страна,Что никого нигде не унижала.Ведь доброта сильнее, чем война,Как бескорыстье действеннее жала.Встает заря, светла и горяча.И будет так вовеки нерушимо.Россия начиналась не с меча,И потому она непобедима!
Преподаватель:
- Ребята, как вы думаете, почему в 1945 году мы одержали победу над немецко-фашистскими захватчиками?
Учащийся:
- Наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне, потому что вся страна встала на защиту своей Родины. Наша сила в единстве и она непобедима. Я восхищаюсь мужеством нашего народа.
Учащийся 3 курса:
- Разрешите прочитать вам любимое стихотворение моего дедушки -армянского поэт ВаанаТерьяна:
Армянская диаспора жива – Связующие нити родины священной,-Как в океане бурном острова,Рассеяны армяне по Вселенной…Учили нас не убивать, творить,Не истязать, а созидать и верить,И Бога, как Нарек благодарить,И, как Кучак, любовью мир измерить…Хоть в дальней стороне всё сохранить-Очаг, привычки, песни, поговорки,И память об утраченном Ани,И страшный опыт Геноцида горький…Армянская диаспора жива,И лживы те, кто делит нас на части:Объединит Сурб Хач нас, не молва,Библейский Арарат, не суд, не распри…Объединит нас мирный труд и Крест,Что мы несем уже тысячелетья.И с нами Русь, что знает нашу честь:Ведь в дружбе закаляется Бессмертье…
Учащиеся исполняют армянский, адыгейский, русский, черкесский танец.
Учащаяся 3 курса исполняет романс.
Преподаватель:
- Ребята, вы послушали стихи, посмотрели национальные танцы, костюмы наших ребят бесподобны. Но вы знаете, национальные кухни нашего края славятся по всей России. Знаете ли вы эти блюда?
(Хачапури, армянский лаваш - армянские блюда. Адыгейский сыр, ачма – адыгейские блюда.
Жижиг – калныш (галушки по чеченски), салат по-вайнахски - чеченские блюда.
Окрошка, блины – русская кухня).Учащиеся с воодушевлением рассказывают о своих национальных блюдах и рецептах приготовления.
Преподаватель:
- А какое блюдо нас всех объединяет? Его даже можно назвать интернациональным.
Ответ учащихся:
- Русские «сибирские пельмени».
Учащаяся 1 курса выходит в костюме повара и выносит блюдо с русскими пельменями.
Преподаватель:
- Итак, я прошу вас вновь вернуться к анкете и заполнить 2 часть, ответив на те же вопросы.
Учащиеся работают над анкетой, затем зачитывают и сравнивают свои ответы. После обсуждения преподаватель получает информационные письма с анкетой на электронный адрес для дальнейшего выявления проблемных вопросов и обсуждения их на уроках, дальнейших групповых собраниях или на мероприятиях техникума.
Преподаватель:
- Что изменилось для вас после того, что вы сегодня увидели и услышали?
Идет сравнение заполненной первой и второй части анкеты.
Преподаватель подводит итог по результатам ответов, что
главное наше богатство – это уважение друг к другу, к традициям, обычаям и любви к нашей Родине.
Все учащиеся поют «Гимн молодежи Кубани», идет видеоролик о родном городе и техникуме – «Мы – дети Кубани».
Учащаяся угощает гостей русскими пельменями.
«Гимн молодежи Кубани»
Ты не смотри, что мы все люди разные -мало ли, что там написано в паспорте.Здесь на Кубани у нас в изобилииразные взгляды и даже религии.Припев:Если забыл, то сейчас вспоминай,если не знаешь, то запоминай:мы живем в лучшем крае,в солнечном рае,Родине нашей мы песни играем.С нашими, нашими славными городами ветер толкует,вы ведь, ребятки, и есть дети новой волны.Мы не окраина и ей не будем,здесь наши люди,Юго-Восточная Европа – это мы!(казачий хор)Ой, в моем сердце ты Кубань – вольный ветер,море, горы, степи, облака на рассвете.Знаешь ли ты, что мы по территориибольше Ирландии, больше Эстонии,больше и лучше, и земли богаче -нам по плечу здесь любые задачи!Припев:(рэп)Хей, это MJ!Завидуйте мне,я краснодарский и на коне,в руке удача, другою держу небо над ней.Из южного города, яркоедорого нам, номы не вороны и не будем сворами хором выть!Я молод и горяч, вдругхолод прячь, Юг.Границы края на слухобозначаю.Мы дерзкие, модные,гоним новые волны ордами,в Южном округегильдия гордых собрана.Грохотом возвещаемо Краснодарском крае,кто не с нами,тот еще не знает.Блуждаем сторонами, странными странами,с нами ты поднимаешь знамяили останешься на заднем плане?Парни видные издали,судьбы завидные, пристальноследи за именем, тем, что будет в титрах написано.Кубань, вставай, прорвемся - все изменится"Эй, отсюда цитаты ценятся.
Преподаватель благодарит всех за участие!
Анкета:
«Мы – люди разных национальностей»
п/пВопросы. В начале
мероприятия В конце мероприятия
1. Ваше отношение к культуре различных национальностей? 2. Разные ли мы?
И в чем? 3. Что общего между нами? 4. К чему нам следует стремиться? Понравилось ли вам мероприятие?___________________________________