Формирование толерантных отношений в молодежной среде


Формирование толерантных отношений в молодежной среде.
Актуальность воспитания толерантности обусловлена процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Все эти явления касаются молодежи, которой свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решением социальных проблем.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, и в первую очередь тех, которые оказывают непосредственное воздействие на молодежь. При этом задача воспитания толерантности часто сталкивается с неблагоприятным воздействием стереотипного мышления членов семьи. Известно, что людей следует воспринимать такими, какие они есть, с их обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую очередь - перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном сознании часто формируется негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.
Толерантность - это реализуемая индивидом готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В связи с этим можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.
Основными направлениями работы с молодежью по формированию толерантности молодых людей является информационное, эмоционально-ценностное и практическо-действенное.
Первое направление - информационное. Организатор работы с молодежью должен приобщать молодежь к общечеловеческим достижениям и ценностям. В связи с этим он должен формировать у молодых людей комплекс знаний о следующих процессах и явлениях: этнодемографических ситуациях в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнических изменениях, произошедших в мире; единстве и неделимости противоречивого, многоэтнического мира. Большую ценность для молодежи имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы организатор работы с молодежью не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.
В целях воспитания толерантности могут быть созданы исследовательские студенческие группы по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные религиозные организации.
Второе направление по формированию толерантности - эмоционально-ценностное. Оно предполагает формировать у молодых людей гуманистические ценности, и прежде всего человеколюбие, выражающиеся в уважительном отношении к людям независимо от их политических, религиозных и других взглядов и ориентации. А также перед организаторами работы с молодежью стоит задача приобщить молодых людей к культурным ценностям и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на молодежь социально-этнических факторов и формировать у них сознание граждан мира. При этом следует учитывать избирательность интересов молодежи, специфику региона, географию проживания населения. В процессе формирования толерантных чувств нужно использовать потенциал народной педагогики, которая представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, играх. Она предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней.
Третье направление - практическо-действенное - предполагает включение молодых людей в практические мероприятия и акции, связанные с проявлением толерантности. Это различные митинги, волонтерская работа, акции, связанные со сбором подписей в поддержку толерантных действий.
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам – понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это. В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Мы понимаем под термином «толерантность» - морально - нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения её людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть.