Статья «Учитель и родители – партнёры в воспитании младших школьников»
Районная научно- методическая конференция учителей и школьников
« Воспитывающая деятельность, как педагогическое
условие социализации учащихся»
«Учитель и родители – партнёры в воспитании младших школьников»
Учитель начальных классов
Верушкина Н.В.
МАОУ СОШ №3 г. Гулькевичи
2015 г.1 СЛАЙД Семья и школа- значимые компоненты воспитания школьников.
Родители - ученик – учитель – трио, работающее вместе 11 лет.
Колыбелью духовного рождения человека является, конечно, семья.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из этой семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
2 СЛАЙД «Семья – это естественная среда жизни и развития ребенка. Семья не только опосредует влияние общества на ребенка, но и сама оказывает формирующее влияние на социальное поведение и деятельность ребенка. Именно в семье ребенок получает первый опыт межличностных отношений».
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. А на моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
3 СЛАЙД
Рассмотрим модель работы классного руководителя:
53486055461000
Классный руководитель в этой модели является связывающим звеном всех участников . Воспитание и обучение своих учеников, работа с родителями, связь с мед. работником, школьным инспектором, психологом, социальным педагогом.
Но самая сложная и важная работа для любого классного руководителя в этой модели- взаимодействие семьи и школы, т.е. работа с родителями.
4 СЛАЙД
Задача классного руководителя выстроить правильное взаимодействие, сотрудничество школы и родителей. Учитель начальных классов связывает первым школу и семью учащегося. А ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Учитель и родители должны стать партнёрами в воспитании младших школьников. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов.
Поэтому я стараюсь строить воспитательную работу в классном коллективе, рассчитывая именно на родительскую поддержку.
5 СЛАЙД
Считаю, что главными задачами любого классного руководителя являются:
способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
созданию комфортных условий для ребенка в семье,
а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
6 СЛАЙД
Работу с родителями веду в трёх направлениях:
1)Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные, групповые тематические консультации, тренинги).
Значительное место в работе с родителями своих учеников отвожу психолого-педагогическому просвещению. Потому что накопление психолого-педагогических знаний родителями должны помочь им в области воспитания своих детей. Поэтому и темы родительских собраний, консультаций, лекториев стараюсь подбирать соответствующим образом.
2) Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса, шефская помощь).
3) Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).
7 СЛАЙД Работая по этим направлениям выделяю следующие формы связи школы и семьи:
Индивидуальные:
Посещение на дому
Приглашение в школу
Переписка
Индивидуальные консультации
Анкетирование
Групповые:
Родительский лекторий
Тематические консультации
Классные детские мероприятия
Работа с родительским комитетом
Групповые консультации
Коллективные:
Классные родительские собрания;
Общешкольные родительские собрания
Дни открытых дверей;
Концерты.
Выставки учебных работ
Индивидуальные формы
1.Посещение семьи
Как показала практика наиболее эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Ведь, посещая семью мы знакомимся не только с условиями жизни ученика, но и беседуя с родителями больше узнаём о характере, интересах, склонностях ребёнка, успехах и неудачах, об отношении ребёнка к школе. Также даёшь совет родителям по выполнению творческих заданий в классе, по поводу адаптации ребёнка к школе. После посещения на дому заполняем обычно акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося. Но в результате посещения семьи учитель больше получает информации и о ребёнке.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
2. Приглашение в школу.
Обычно приглашаем в школу, если что-то ребёнок натворил, но лучше делать наоборот. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе. Начинать лучше с хорошей новости, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. А потом решать проблемы, если они есть в поведении, общении ребёнка со сверстниками.
3. Индивидуальные консультации.
Консультации провожу для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации провожу по мере необходимости, часто по инициативе родителей.
В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняю необходимые для работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). Принципы такого успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
4. Анкетирование
Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября.
Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
5. Переписка с родителями- это письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие в такой переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Групповые и коллективные формы
1.Открытые уроки
Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, моими требованиями, как учителя.
Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.
В первом классе я предлагала присутствовать родителям на всех уроках со своими детьми для их более успешной адаптации, а также с детьми с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы.
8 СЛАЙД
2. Тематические консультации, классные родительские собрания
предлагаю просмотреть в следующей таблице:
ПЛАНИРОВАНИЕ работы с родителями на 2013-2014 учебный год.
Месяц Родительские
собрания Тематические
консультации
(посл.пятн.мес.) Совместные
дела с классом Индивидуальные
консультации
Август РОД. СОБРАНИЕ
«Готовность к школе» Школьная форма.
Школьные принадлежности. Подготовка к классному часу 1 сентября Период адаптации
Сентябрь РОД. СОБРАНИЕ
«Что такое адаптация? Что такое портфолио?»
«Как помочь ребёнку в общении»
Подготовка к празднику осени Встреча родителей
учащихся, имеющих затруднения в поведении.
Октябрь РОД. СОБРАНИЕ
«Режим дня первоклассника.
Итоги адаптации.»Как оформить портфолио.
О правильном питании «Мы школьниками стали»
подготовка Эмоциональные проблемы учащихся
Ноябрь Заседания родительского комитета по плану. Орфографическое письмо. Экскурсия в театр г. Армавир О работе в прописях и по учебникам.
Декабрь РОД.СОБРАНИЕ
«Пути формиров. сознательного интереса к обучению у первоклассника». Развиваем память и мышление. Праздничная встреча Нового года. Школьные принадлежности, форма в школе и на уроках физкультуры.
Январь Как развивать волевые качества ребёнка. Экскурсия в музей Поговорим о культуре поведения
Февраль Заседание родительского комитета Учимся общаться и дружить. «Мама, папа, я-спортивная семья.» Консультация психолога.
Март РОД.СОБРАНИЕ
«Как помочь ребёнку стать внимательным.»О правильном питании младшего школьника Праздник мам. Упражнения по развитию внимания.
Апрель Дни открытых дверей
Май Организация отдыха детей в каникулярное время. Внеклассное чтение летом Совместный праздник «Год первоклашек». Итоги 1 класса
Родительский комитет под моим руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.
3. Классные детские мероприятия.
совместные праздники, дни именинника;
подготовка концертов, посещение концертов и спектаклей;
соревнования, конкурсы. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
9 СЛАЙД
В итоге для организации совместной деятельности в своём классе я использую следующие активные формы в работе с семьями, поддерживая инициативу родителей в делах класса и школы. Это-
Формы совместной деятельности Мероприятия
Познавательная Дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, олимпиады, выпуск предметных газет, проектная деятельность
Трудовая Оформление и озеленение кабинета, трудовой десант, благоустройство и озеленение школьного двора, выставки творческих работ.
Досуговая Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки.
Спортивная и туристическая Дни здоровья, спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья", походы.
В классе родители принимают активное участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятиях, участвуют вместе с детьми в проектах, в конкурсах. Это и спортивные соревнования “Папа, мама, я - спортивная семья”, и “Детские концерты”, посвященные различным праздникам, и Дни коллективного отдыха детей и родителей. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, а учителю – родителей и их взаимоотношения со своими детьми.
Памятка классному руководителю по взаимодействию с родителями обучающихся1. Создайте условия для общения с родителями, так как им нужна поддержка, помощь, добрый совет.
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном.
4. Умейте терпеливо слушать родителей.
5. Не спешите с выводами! Обдумайте то, что услышали.
6. Помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
7. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
8. Активные родители должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.
Также хочу предложить использовать разработанный личный лист первоклассника, который можно заполнять ежемесячно или каждую четверть, менять критерии в зависимости от выбранных приоритетов, планировать консультации и беседы на основе изменений в данном листе.
Личный лист ученика 1Б класса ___________________________________
Критерии
I четверть II четверть III четверть IV четверть
Поведение на уроке Поведение на перемене
Выполнение требований учителя
Наличие школьных принадлежностей для урока
Работа в тетрадях и прописи
Формирование навыка чтения Выполнение домашних заданий Отношения с одноклассниками Участие родителей в школьной жизни ребенка
Примечания и дополнения
Если грамотно продумать и последовательно организовать сотрудничество классного руководителя и родителей уже в первом классе начальной школы, то в результате такого сотрудничества родители станут союзниками в воспитании детей. Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и школе. И самое главное, всегда помнить и следовать следующим правилам:
Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите! И в наших силах помочь ребенку вырасти добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей №1 «Мой ребенок» (заполняется педагогом совместно с родителями во время индивидуальной беседы):
Цель: дать максимальную информацию о ребенке, продолжив предложение .Когда он родился, то_____________________________________________
Самым интересным в первые годы жизни в нем было__________________
О здоровье можно сказать следующее________________________________
Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы______________________
Его отношение к школе_______________________________________
Трудности в воспитании связаны с _________________________________
Хотелось бы, чтобы педагог обратил внимание на__________________
Анкета для родителей №2
Проблемы воспитания, которые нас волнуют Мы могли бы организовать в классе Могу войти в состав родительского комитета и помочь
Классный час Кружок
Секцию Студию
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №3 Ф.И.__________________________________________________________
Ваш ребенок исполнителен ли и послушен в семье, охотно выполняет Ваши поручения?
А. Всегда исполняет и послушен.
Б. Не всегда
В. Часто не послушен.
Г. Постоянно проявляет непослушание.
Насколько бережливо и как относится дома к своим вещам, книгам?
А. Всегда бережлив, сам чинит вещи, в порядок приводит книги.
Б. Не всегда.
В. Часто проявляет небережливость.
Г. Всегда небережлив.
Аккуратен ли дома Ваш ребенок?
А. Аккуратен всегда и во всем.
Б. Не всегда и не во всем.
В. Часто бывает неряшлив.
Г. Постоянно неряшлив.
4.Каково поведение ребенка дома?
А. Всегда хорошее.
Б. Не всегда хорошее. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
В. Часто ведет себя плохо, на замечания не реагирует, необходимо порой повысить голос.
Г. Постоянно ведет себя плохо, дерзит.
5.Насколько чутко, отзывчиво Ваш ребенок относится к Вам, родителям?
А. Отзывчив, заботлив, добр.
Б. Не всегда отзывчив, заботлив и добр.
В. Часто проявляет грубость, эгоизм.
Г. Постоянно дерзит и раздражается по любому поводу.
6.Насколько трудолюбив Ваш ребенок?
А. Любит труд, постоянно сам помогает старшим в семье.
Б. Не всегда помогает, делает то, что поручают.
В. Часто уклоняется, трудиться только под контролем.
7.Насколько проявляется скромность в отношении к родным и близким у ребенка?
А. Всегда прост и скромен, порой даже застенчив. Б. Часто проявляет заносчивость, порой и хамство.
В. Не всегда, иногда проявляет заносчивость.
Г. Очень заносчив и любит хвастать.
8.Насколько самокритичен Ваш ребенок?
А. Самокритичен. Уважает мнение членов семьи, стремится учесть замечания
Б. Не всегда, не всегда и исправляется после критических замечаний. В. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания. Г. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.
9.Как относится к учению дома? А. Очень ответственно и добросовестно готовит домашнее задание.
Б. Не всегда.
В. Проявляет забывчивость к выполнению домашнего задания. Г. Не хочет выполнять домашнее задание.
10.Как Ваш ребенок относится к школе? А. Любит свой класс, рассказывает много дома о нем. Б. Любит свой класс, но часто высказывает недовольство чем- либо. В. Равнодушно.
Г. Не любит, открыто выражает свое отрицание.
11.Что Вы ждете от школы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Чем можете помочь в классе детям и классному руководителю?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие в анкете!
Районная научно-практическая конференция учителей и школьников
" Воспитывающая деятельность, как педагогическое условие социализации учащихся"
"Учитель и родители- партнёры в воспитании младших школьников"
учитель начальныхклассовМАОУ СОШ №3 г.Гулькевичи
Верушикна Н.В
2015г.