Открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности:. . Задачи данного урока: 1. Образовательные: — Сформировать представление об опасности обезвоживания организма и его последствиях. — Ознакомить учащихся с правилами нахождения воды в различных кл
6 класс.
Тема урока" ВОДА"
Цели урока: Научить учащихся находить воду в экстремальной ситуации.
Ход урока.
Из всех составляющих алгоритма выживания, вода является наиболее важной и необходимой. Без воды нет жизни, а потому все и каждый должны знать, где искать воду, как ее можно получить, если придется выживать вдали от цивилизации.
В экстремальной ситуации при определенных условиях человек может обходиться без пищи в течении долгого времени. Без воды ему грозит гибель уже через несколько дней. Таким образом, для человека, борющегося за выживание, поиск или получение воды является задачей номер один.
ТРЕБОВАНИЯ
В умеренном климате взрослому человеку требуется по крайней мере 2.5 литра воды в сутки. Даже если вы бездействуете или сводите двигательную активность к минимуму, вам необходимо много воды для восполнения следующих потерь:
ПОТ: теряется около ю.1 л в сутки.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАДОБНОСТИ: 1.7 л в сутки.
ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ: возрастает потеря воды через легочное испарение, а также через потовыделение.
Еще несколько факторов: ЖАРА, ХОЛОД, ПОДЪЕМ НА ВЫСОТУ, ОЖОГИ, БДЛЕЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. приводят к большим потерям воды в организме.
Обезвоживание организма- опасное для жизни явление. Незаметное на ранних стадиях, оно затуманивает разум, а потом лишае вас воли к жизни. Симптомы обезвоживания таковы: потеря аппетита, апатия, нервозность, сонливость, бред, нарушение речи, невозможность сосредоточиться. Метод лечения прост- восполнить потерю воды...
МИНИМИЗАЦИЯ ПОТЕРЬ ВОДЫ
-Необходимо как можно больше отдыхать
-Не допускается курение и употребление алкогольных напитков - организму требуется масса жидкости для расщепления алкоголя, курение увеличивает жажду.
-Следует находиться в тени.
-Не лежать на горячих или нагретых поверхностях.
-Свести к минимуму потребление пищи
-Поменьше разговаривать и стараться дышать носом, а не ртом.
ПОИСК ВОДЫ
Индикаторами наличия воды являются:
СКОПЛЕНИЯ ИЛИ КОЛОНИИ НАСЕКОМЫХ: Особое внимание пчелам и муравьям
ПТИЦЫ: собираются около водоемов, но имейте в виду, что водоплавающие птицы могут встречаться на больших расстояниях от водоема. Хищные птицы восполняют потерю жидкости, потребляя кровь своих жертв, они не зависят от источников воды.
ГУСТАЯ И РАЗНООБРАЗНАЯ БУЙНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ: Обычно такие заросли означают, что растения пьют из источника грунтовой воды, находящейся не далеко от поверхности земли.
ГУСТАЯ И СОЧНАЯ ТРАВА
СЛЕДЫ ЖИВОТНЫХ: часто ведут к воде.
ТРЕЩИНЫ И ПУСТОТЫ В КАМНЕ: Известняковые и лавовые скалы являются наиболее вероятным местом нахождения водных источников и ключей. Лавовая порода имеет в своей толще множество пузырьков и полостей, через которые может просочится вода.
ТРЕЩИНА В СКАЛЕ СО СКОПЛЕНИЕМ ПТИЧЬЕГО ПОМЕТА: может означать скрытый источник воды, до которого можно легко добраться при помощи соломинки.
НИЗИНЫ И ДОЛИНЫ: копая в низине можно достичь уровня грунтовых вод.
ПОИСК ВОДЫ В РАЗНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ:
ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ
К счастью в высоких широтах вы не будете испытывать недостатка в воде. Многочисленные озера и ручьи , а также лед и снег являются прекрасными источниками воды. Не забывайте только , что воду необходимо кипятить. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не ешьте нерастопленный лед или снег--это снизит температуру вашего тела, усилит потерю жидкости в организме, к тому же может вызвать простудное заболевание.
ПУСТЫНЯ
Существует три закономерности тока воды которые нужно помнить:
1. Вода всегда течет вниз
2.Вода размывает поверхность земли, образуя вади, промоины , овраги и каньоны.
3.Наличие воды указывает растительность.
Воду в пустыне можно найти под землей. Если например, вы видите в пустыне сухое озеро, дойдите до самой нижней его точки и выкопайте ножом, лопаткой или палкой ямку. Если вы наткнетесь на влажный песок- перестаньте копать сразу же. Ямка понемногу начнет заполнятся водой. Если нашли высохшее русло реки (вади), дойдите до излучины русла. Воду можно найти на низком берегу вади или на дне русла. Если выкопав ямку вы не нашли воду , не стоит копать глубже, экономьте силы.
Внимательно осмотрите местность: наиболее вероятное место где можно найти воду- это подножие холмов. Зеленая растительность = тростник, трава, ивы, тополя или пальмы, растущие на склоне каньона- означает , что близко протекает ручей.. Зеленые разводы на стенах каньона также означает наличие воды. Растительность в пустыне сама может стать источником воды. Например если вы нашли кактус, снимите с него твердую кожуру и сжуйте мякоть, которая содержит много влаги.
Помните , что перед питьем любая вода вода добытая из почвы нуждается в очистке, в то время как воду полученную испарением, из растений или из снега, как правило можно пить сразу.
ТРОПИКИ
Источниками пресной воды в тропиках являются ручьи, реки, болота. Но эту воду обязательно нужно профильтровать. Стебли многих растений имеют полости, в который скапливается вода. В частности, внимание следует обращать на мясистые листья, стебли, развилки пальм и лиан, а также трещины и дупла на стволах деревьев .Некоторые виды лиан являются прекрасным источником воды, не нуждающейся в очистке.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИГОДНОСТИ ВОДЫ ИЗ ЛИАНЫ
1. Отсеките лиану и посмотрите течет ли из нее вода.
2.Если жидкость имеет молочный цвет, то такую воду пить нельзя.
3.Если жидкость прозрачна и бесцветна, то такую воду пить можно, если замутнена, то нельзя.
4. наберите немного жидкости в ладонь, и внимательно рассмотрите.
5.Если жидкость не изменила цвет, то попробуйте на вкус.
6. Если жидкость лишена вкуса, сладковатая или имеет растительный вкус, ее можно пить.
7.Жидкость с терпким или горьким вкусом рекомендуем избегать.
БАМБУК
В полых стеблях зеленого бамбука часто содержится вода. Потрясите стебель, и если услышите всплеск, то вода есть. Отрежьте сегмент с водой и выпейте, или перелейте во флягу. Иногда сегменты можно нести с собой в виде фляги. Перед употребление посмотрите на внутреннюю поверхность. Если она белая и чистая воду можно пить сразу. Если на поверхности имеются наросты или гниль, то воду необходимо очистить, и прокипятить.
Подводя итоги урока можно сказать, сто человек обладающий необходимыми знаниями , может найти воду в любой местности, тем самым спасет себе жизнь.
15