Рабочая программа по учебному предмету Технология для 1-го,1-го дополнительного-4 классов (вариант 7.2) на 2016-2021 учебные годы
ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Уфимская
школа-интернат №13
_________А.М. Кириллова
"_____"__________2016г.
Рабочая программа
по учебному предмету "Технология"
для 1-го,1-го дополнительного - 4 классов (7.2)
на 2016-2021 учебные годы
Составитель:
учитель первой категории
Белозерова Елена Павловна
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________(М.Ф.Ямалетдинов)
"_____"__________2016г.
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
___________ (________________)
"_____"__________2016г.
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для1-го ,1-го дополнительного - 4 классов (для обучающихся с задержкой психического рахзвития по второму варианту ) разработана на основе ФГОС начального общего образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В.Технология. 1-4 классы.
Цели изучения технологии в начальной школе:
1) владение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
2) своение продуктивной проектной деятельности.
3) формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах;
овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах;
овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
5) формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно - деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Учащиеся начальных классов с ЗПР, как правило, характеризуются заниженной самооценкой. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях; в их поведении часто наблюдается негативизм, упрямство, эгоцентризм. У таких учащихся плохое внимание, слабая память, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются в новых условиях. Задача психолога и учителя, работающих с детьми с ЗПР – создать благоприятную психологическую атмосферу, проводя коррекционно-развивающие игры и упражнения на развитие самосознания, общения, учебной деятельности, познавательных и психических процессов.
При составлении программы учитывались особенности развития детей с задержкой психического развития, поэтому большое внимание уделяется на развитие внимания, речи учащихся, на развитие моторики, применение полученных знаний на практике.
Общая характеристика курса
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 168 ч: по 33 ч - в 1-ом и 1-ом дополнительном классе (33 учебные недели ), по 34 ч - во 2, 3 , 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
2) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)
3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; 4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Содержание тем учебного курса для 1-го класса (33ч)
Раздел
учебного курса
Кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности ученика
Формы контроля
1.Давайте познакомимся
3
Как работать
с учебником.
Материалы
и инструменты.
Что такое технология.
Объяснять значение слова «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.
Находить и различать инструменты, материалы.
Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место
Устный опрос
2.Человек и земля
30
Природный материал.
Пластилин.
Растения.Проект «Осенний урожай»
Бумага.
Насекомые.
Дикие животные.
Новый год.
Домашние животные.
Такие разные дома.
Посуда.Проект «Чайный сервиз»
Исследовать ( наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и
правила работы. Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под рук-ом учителя.
Корректировать изготовление изделия.
Оценивать выполняемое изделие.
Планировать и осуществлять работу.
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять св-ва бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине.
Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея.
Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать полуобъёмную аппликацию.
Использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать форму и цвет реальных объектов ( дом. животных), соблюдать их при изготовлении изделий. Планировать и осуществлять работу Определять и использовать приёмы работы с пластилином.
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
Результаты освоения курса первого года обучения
К концу первого класса учащиеся должны знать:
Виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
О чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
Термины, встречающиеся на уроках .
Свойства материалов.
Новые свойства уже встречавшихся материалов.
Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
Виды лепки, аппликации.
Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
К концу первого класса учащиеся должны уметь:
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
Лепить способом вытягивания из целого куска.
Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
Вырезать из бумаги полоски на глаз.
Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Содержание тем учебного курса для 1-го дополнительного класса(33ч)
Раздел
учебного курса
Кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности ученика
Формы контроля
1.Здравствуй,
дорогой друг!
2
Как работать
с учебником.
Материалы
и инструменты.
Находить и различать инструменты, материалы.
Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место
Устный опрос
2.Человек и земля
22
Свет в доме.
Мебель
Одежда Ткань, Нитки.
Учимся шить.
Передвижение по земле
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные связи. Анализировать конструктивные особенности торшера. Планировать и осуществлять работу .Осваивать правила работы шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединения деталей при помощи клея и пластилина.
Определять под рук-ом учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.
Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий.
Определять инструменты и приспособления, необходимые для работы.
Осваивать умения наматывать, связывать и разрезать нитки.
Планировать и осуществлять работу .Осмысливать способы изготовления одежды и её назначение.
Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделия. Сравнивать различные виды пуговиц ( пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания, а так же способы выполнения стежков на основе прямых стежков.
Осуществлять выбор ниток и пуговиц для изготовления изделия по контрасту. Организовывать рабочее место.
Осваивать правила экономного расходования ниток и тканей при изготовлении изделия.
Планировать и осуществлять работу .
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
3.Человек и вода
3
Вода в жизни человека.
Вола в жизни растений.
Питьевая вода.
Передвижение по воде.
Проект «Речной флот»
Осваивать технику работы с бумагой – оригами.
Составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его изготовления. Исследовать различные материалы на плавучесть Использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия.
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
4.Человек и воздух
3
Использование ветра.
Полеты птиц.
Полеты человека.
Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бумага».
Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, закреплять навыки работы с бумагой и клеем.
Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «рваная бумага».
Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать и контролировать последовательность выполнения.
Сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов.
Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации и деятельности.
Использовать навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие использовать технику оригами.
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
5.Человек и нформация
3
Способы общения.
Важные телефонные номера.
Правила движения.
Компьютер.
Осуществлять поиск информации. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в разных средах ( животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их.
Переводить информацию в разные знаково-символические системы (пиктограммы).
Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие элементы.
Определять приём работы с пластилином при изготовлении изделия.
Определять необходимые для изготовления изделия материалы и инструменты .
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
Результаты освоения курса для 1-го дополнительного класса
К концу первого дополнительного класса учащиеся должны знать:
Виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
О чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
Термины, встречающиеся на уроках .
Свойства материалов.
Новые свойства уже встречавшихся материалов.
Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.
Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
К концу первого дополнительного класса учащиеся должны уметь:
Самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
Лепить способом вытягивания из целого куска.
Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
Вырезать из бумаги полоски на глаз.
Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.
Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Владеть простейшими видами народных ремесел.
Получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер
Содержание тем учебного курса для 2 класса (34ч)
Раздел
учебного курса
Кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности ученика
Формы контроля
1.Здравствуй, доро
гой друг!
1
Как работать с учебником и тетрадью.
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия.
Устный опрос
2.Человек и земля
23
Земледелие .
Посуда .
Проект «Праздничный стол»
Народные промыслы.
Домашние животные и птицы.
Проект «Деревенский дворик»
Новый год.
Строительство.
В доме .
Проект «Убранство избы»
Народный костюм .
Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином.
Организовывать рабочее место.
Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции.
Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции.
Составлять рассказ о грибах, правила поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений).
Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений.
Осмысливать значение этих профессий.
Составлять рассказ о национальных блюдах из теста и приёмы работы с ним.
Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом.
Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок.
Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и пластилином
Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста).
Сравнивать свойства пластичных материалов.
Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы.
Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике.
Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия.
Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности.
Осмысливать на практическом уровне понятия «имитация».
Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры животных, людей, цветы).
Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи.
Составлять план выполнения работы. . Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов.
Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону.
Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.
Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись).
Выделять элементы декора и росписи игрушки.
Использовать приёмы работы с пластилином.
Анализировать образец, определять материалы, инструменты, приёмы работы, виды отделки и росписи.
Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина.
Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз.
Организовывать рабочее место.
Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой.
Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина.
Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведением домашних животных (на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений).
Понимать значимость этих профессий.
Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделия по собственному замыслу.
Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей.
Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции.
Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике.
Осваивать способы и приёмы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и т.д.), выполнять аппликацию в технике мозаика.
Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов.
Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий).
Экономно расходовать материалы при выполнении.
Составлять рассказ об уходе за домашними птицами.
Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связан-
ной со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках информации. Составлять
рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений. Сравнивать её с домами, которые строятся
в местности проживания.
Выполнять разметку деталей по шаблону.
Осваивать приемы работы
с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Осваивать технику кракле. Применять навыки изготовления мозаики при работе с новым материалом яичной скорлупой. Сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов. По собственному замыслу оформлять контур изделия при помощи фломастеров
Осваивать новый вид работы переплетение полос бумаги. Выполнять разметку деталей
(основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы.
Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.
Моделировать народные костюмы на основе аппликации из ткани.
Осваивать элементы художественного труда: оформлять национальный костюм в соответствии с выбранным образцом, использовать различные виды материалов (тесьму, мех, бусины, пуговицы и др.).
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.
Осваивать строчку косых стежков.
Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место.
Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку.
Выполнять строчку косых
стежков для соединения деталей изделия.
Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы.
Оценивать работу по заданным критериям.
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
3.Человек и вода
3
Рыболовство.
Проект «Аквариум».
Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках.
Самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога». Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению.
Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации.
Определять и отбирать материалы для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре.
Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма.
Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для
выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъёмной аппликации.
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
4. Человек и воздух
3
Птица счастья
Использование ветра
Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов.
Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения.
Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание.
Осваивать приём складывания изделий техникой оригами.
Самостоятельно планировать свою работу.
Составлять рассказ о назначении и истории флюгера, его конструктивных особенностях и материалах, из которых его изготавливают, использовать материалы учебника и собственные знания.
Исследовать свойства фольги, возможности её применения, сравнивать её свойства со свойствами других видов бумаги.
Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления.
Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия.
Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя).
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
5. Человек и информация.
3
Книгопечатание
Поиск информации в интернете.
Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Анализировать различные виды
книг и определять особенности их оформления.
Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке.
Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов.
Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений.
Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о ком-
пьютере и способах поиска её в Интернете.
Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений).
Исследовать возможности Интернета для поиска информации.
Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову,
ключевой фразе).
Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете
Материалов для презентации своих
Изделий.
Организовы
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
6.Заключительный урок.
1
Подведение итогов за год
Организовывать и оформлять выставку изделий.
Презентовать работы.
Результаты освоения курса для 2 класса
К концу второго класса учащиеся должны знать:
виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
Новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).
Свойства новых материалов ( тесто).
Новые свойства уже встречавшихся материалов.
Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.
Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
Лепить способом вытягивания из целого куска.
Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
Вырезать из бумаги полоски на глаз.
Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
Плести разными способами из различных материалов.
Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.
Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.
Владеть простейшими видами народных ремесел;
Получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер
Содержание тем учебного курса для 3 класса (34ч)
Раздел
учебного курса
Кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности ученика
Формы контроля
1.Здравствуй, доро
гой друг!
1
Как работать с учебником. Путешествуем по городу.
Уметь самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса, применять знания, полученные в 12 классах; нарисовать маршрутную карту города.
Устный опрос
2.Человек и земля
21
Архитектура
Городские постройки
Парк
Проект «Детская площадка»
Ателье мод. Одежда.
Пряжа.Ткани.
Изготовление тканей
Вязание
Одежда для карнавала
Бисероплетение
Кафе
Фруктовый завтрак
Колпачек-цыпленок
Бутерброды
Салфетница
Магазин подарков
Золотистая соломка
Упаковка подарков
Автомастерская
Грузовик
Определять различия архитектурных особенностей и обосновывать своё мнение; определять инструменты при работе с проволокой, использовать различные виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор; использовать приобретённые знания при создании проекта «Двор моей мечты».
Познакомить с новыми инструментами плоскогубцами, кусачками, правилами работы этими инструментами, возможностями их использования в быту; научить применять эти инструменты при работе с проволокой; отработать навык выполнения технического рисунка.
Познакомить учащихся с некоторыми видами одежды, научить различать распространённые натуральные и синтетические ткани; актуализировать знания
учащихся о техниках выполнения изделий из ткани и пряжи, о видах швов, изученных в 12 классах; отработать алгоритм выполнения стебельчатого шва в работе над изделием «Украшение платочка монограммой».
Работа учащихся с технологическим процессом производства тканей; рассказать о возможности производства полотна ручным способом; развивать умения сочетать цвета в композиции, размечать по линейке.
Познакомить учащихся с особенностями вязания крючком, с применением вязанных крючком изделий, с инструментами, используемыми при вязании; научить пользоваться правилами работы при вязании крючком; актуализировать знания детей о видах ниток; отработать навык составления плана работы.
Познакомить с последовательностью крахмаления ткани, со способами создания карнавального костюма из подручных средств.
Знакомство с видами изделий из бисера, с его свойствами; показать различия видов бисера, познакомить учащихся со свойствами и особенностями лески; научить плести из бисера браслетик.
Уметь пользоваться таблицей мер веса продуктов. Самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений; сконструировать изделие «Весы»
Отработать правила работы ножом; научить работать со съедобными материалами; расширить представления учащихся о видах салатов; воспитывать желание
учиться готовить.
Знакомство учащихся на практическом уровне с новым природным материалом соломкой, его свойствами и особенностями использования в декоративно прикладном искусстве; отрабатывать приёмы работы с соломкой; формировать умение составлять композицию, учитывая особенности природного материала.
познакомить с основами устройства автомобиля; Формировать представления о конструировании геометрических тел с помощью специального чертежа развёртки, познакомить с правилами построения развёртки и склеивания геометрического тела на практическом уровне.
Использовать полученные знания в новых условиях: количество деталей конструктора, последовательность операций, типы соединений; закреплять умение проводить анализ готового изделия и на его основе самостоятельно составлять технологическую карту и план работы.
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
3.Человек и вода
4
Мосты
Водный транспорт
Океанариум
Проект «Океанариум»
Фонтаны
Познакомить учащихся с различными видами мостов,судов, закреплять навыки работы с бумагой, конструирования из бумаги, работы с конструктором, формировать умение самостоятельно организовывать собственную
деятельность. Конструировать макет яхты.
Рассказывать: об обитателях аквариума, окенариума, знать правила поведения в океанариуме;
алгоритм изготовления мягкой игрушки.
познакомить учащихся с декоративным сооружением фонтаном, с видами фонтанов; научить применять правила работы с пластичными материалами, соз-
давать из пластичного материала объёмную модель по заданному образцу; закреплять навыки самостоятельного анализа и оценки изделия
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
4.Человек и воздух
3
Зоопарк
Вертолетная площадка
Воздушный шар
Познакомить с видами техники оригами; представить краткую историю зарождения искусства оригами; познакомить учащихся с условными
обозначениями техники оригами на практическом уровне; формировать умение соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами, умение выполнять работу по схеме.
Познакомить учащихся с конструкцией вертолёта; отрабатывать навыки самостоятельной работы
по плану, конструирования избумаги и картона; познакомить с новым материалом пробкой и способами работы с ним.
Продолжить знакомить учащихся с возможностями использования технологии изготовления изделий из папье-маше; отработать навык создания изделий по этой технологии на практическом уровне; учить подбирать бумагу для выполнения изделия.
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
5.Человек
и информация
5
Переплетная мастерская
Почта
Кукольный театр
Афиша
Познакомить с процессом книгопечатания,с целью создания переплёта книги, его назначением; познакомить с упрощённым видом переплёта; закрепить навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия. Выполнять работу над простым видом переплёта при изготовлении изделия«Переплётные работы».
Уметь находить нужную информацию в интернете, правильно формулируя тему для поиска Уметь кратко формулировать тему для поиска по ключевым словам Обсуждать темы интересной, практической информации. Научиться сохранять закладки на найденную информацию
Анализировать способы оформления афиши, определять особенности её оформления. Осваивать правила набора текста. Создавать и сохранять документ. Форматировать и печатать документ. Проводить презентацию проекта «Кукольный театр»
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
Результаты освоения курса для 3 класса
К концу третьего класса учащиеся должны
знать:
- что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;
- что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое еще осталось не раскрытым;
- что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией – иначе впечатление о вещи будет нехудожественным и неприятным;
- что вещи, окружающие человека, обладают определенным «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;
- что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);
- что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геометрических форм;
- что такое силуэтное изображение; что такое эстамп.
иметь представление:
- чем точнее человеку удается использовать в конструкции создаваемых им вещей идеи, подсказанные природой, тем более удачными получатся его творения;
- о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне (т.е. соответствовать формуле «красота + польза»);
- чем более в вещи вычурности, тем уже область ее применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой;
- о приемах стилизации природных форм в вещах.
уметь:
- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
- выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;
- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
- выполнять швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;
- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;
- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
- изготавливать изделия из папье-маше;
- использовать комбинированные техники в соответствии с конструкцией или декоративно-художественной задачей.
Содержание тем учебного курса для 4 класса (34ч)
Раздел
учебного курса
Кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности ученика
Формы контроля
1.Здравствуй, доро
гой друг!
1
Как работать с учебником
Обобщить знания о материалах и их свойствах;
Инструментах и правилах работы с ними, пройденными в предыдущих классах.
Устный опрос
2. Человек и земля
21
Вагоностроительный завод
Полезные ископаемые
Автомобильный завод(
Монетный двор
Фаянсовый завод
Швейная фабрика
Обувное производство
Деревообрабатывающее производство
Кондитерская фабрика
Бытовая техника
Тепличное хозяйство
Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты
Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников.
Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля..
Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции.
Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета.
Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ)
Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги.
Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий.
Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия.
Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви.
Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания.
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
3.Человек и вода
3
Водоканал
Порт
Узелковое плетение
Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека.
Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессиях людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания.
Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме».
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
4. Человек и воздух
3
Самолетостроение
Ракетостроение
Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты.
Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр.
Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием.
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
5. Человек и информация
6
Создание титульного листа
Работа с таблицами
Создание содержания книги
Переплетные работы
Итоговый урок
Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании.
Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word.
Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги.
Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки , содержания книги в соответствии с выбранной тематикой.
Анализ своей работы за год.
Самостоятель
ная работа по изготовлению изделия, тестирование,
творческая
деятельность
Результаты освоения курса для 4 класса
К концу учебного года учащиеся 4 класса должны знать:
- новые слова: тиснение, выпиливание, шлифование, пенопласт, сегмент, полуовал, пилка, лобзик, винт, гайка, макетный нож, пробойник и т. д.;
- правила ТБ с различными материалами и инструментами, правила санитарной и личной гигиены;
- приемы разметки (шаблон, угольник, циркуль, линейка);
- способы контроля размеров деталей.
уметь:
- использовать изученные понятия для приготовления деталей;
- выполнять правила по ТБ и санитарии;
- организовать рабочее место;
- понимать рисунки, эскизы;
- определять название деталей;
- определять материал, из которого сделана деталь;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- различать графическое изображение и эскиз, рисунок;
- самостоятельно подсчитывать размеры по имеющимся данным.
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Программа Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В.Технология. 1-4 классы.
(Сборник рабочих программ « Школа России». 1-4 классы. Научный руководитель А.А.Плешаков. Авторы: С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др.-М.: Просвещение,2011 )
Учебники
Роговцева Н.И.,Богоданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Технология.Учебник.1 класс.
Роговцева Н.И.,Богоданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Технология.Учебник.2 класс.
Роговцева Н.И.,Богоданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Технология.Учебник.3 класс.
Роговцева Н.И.,Богоданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Технология.Учебник.4 класс.
Рабочие тетради
Роговцева Н.И.,Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь.1класс..
Роговцева Н.И.,Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь.2класс.
Роговцева Н.И.,Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь.3класс.
Роговцева Н.И.,Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь.4класс.
Литература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя
под ред.А.Г.Асмолова.-М.: Просвещение,2010.
Концепция духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилин,А.М. Кондаков.-М.: Просвещение,2010
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143015
15