Рабочая прогламма логопеда на 2016-2020 годы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор МОБУ СОШ №11
Протокол №1 __________ ______________
от «___».08.2016 Бикмурзина И.М А.Ш.Галлямов
____________ Приказ №___ от «___» 08.2016г. Муллагалиева Т.Р.
Рабочая программалогопедических занятийначального общего образования
срок реализации программы: 2016-2020 учебный год
Программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ
Составитель: Атнабаева Л.М. учитель – логопед МОБУ СОШ №11
2016 год
Содержание
Планируемые результаты изучения учебного предмет. 3-5
Содержание учебного предмета....5-8
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы .8-10
Приложение 1. Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 учебный год (КТП)
Рабочая программа коррекционного курса направлена на предупреждение неуспеваемости обучающихся начальных классов, обусловленной различными нарушениями в речевом развитии. Цель программы - реализация системы коррекционно-логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
На коррекционные логопедические занятия зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; недостатки чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонетическим недоразвитием речи). В первую очередь зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие успешному освоению общеобразовательных программ.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающих курсов обучающимися с ОВЗ представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
В соответствии с дифференцированным и деятельностным подходами содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, а также задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Освоение коррекционно-развивающих курсов обеспечивает достижение обучающимися с ОВЗ трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с ОВЗ в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ личностные результаты должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к получению в дальнейшем основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ метапредметные результаты должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ предметные результаты коррекционно-развивающих логопедических занятий должны отражать:
1) формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
2) обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;
3) развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; 4) коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ОВЗ в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
2. Содержание учебного предмета, курса. 1 класс Уточнение временных и пространственных представлений.(5 часов) Формирование пространственных представлений. Определение схемы собственного тела. Формирование временных представлений. Возраст и роли в семье. Семья. Знакомство с органами речи. Речевые и неречевые звуки. Слово. Предложение.(12 часов) Понятия о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из 3-х слов. Главные члены предложения. Слово. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов. Гласные и согласные звуки. Слоги. Ударение. (17 часов) Звуки и буквы. Характеристика гласных звуков. Звук и буква А. Слоги. Составление слоговых схем. Звук и буква О. Деление слов на слоги. Звукослоговой анализ слова. Слогообразующая роль гласных. Слогообразующая роль гласных. Звук и буква У.Слова различной слоговой структуры. Звук и буква И. Различаем И и У.Звук и буква Ы. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Различаем Ы и И. Ритмический рисунок слова. Звукослоговой состав слова. Звукобуквенный анализ слов. Антонимы. Синонимы. Омонимы. Родственные слова. Безударные гласные в корне. (7 часов)Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Префиксальный способ образования слов. Суффиксальный способ образования слов. Безударные гласные в корне. Твердые и мягкие согласные звуки. (17 часов) Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й].
Согласные звуки и буквы. (23 часа) Согласные звуки. Способы образования согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки. Звуки н и н’. Буква Н. Звуки с и с’. Буква С. Звуки к и к’. Буква К. Звуки т и т’. Буква Т. Звуки л и л’. Буква Л.Звуки р и р’. Буква Р.Звуки м и м’. Буква М. Различаем М и Л. Звуки в и в’. Различаем В и Ф.Звуки з и з’. Различаем З и С. Звуки б и б’. Различаем Б и П. Звуки д и д’. Различаем Д и Т. Звуки г и г’. Различаем Г и К. Звук и буква Ш. Различаем Ж и Ш. Оглушение парных согласных. Развитие связной речи. (5 часов)Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.
2 класс. Уточнение временных и пространственных представлений. (2 часа) Уточнение пространственных представлений. Уточнение временных представлений. Текст. Предложение и слово. (15 часов) Дифференциация понятий «текст» и «набор предложений».Выделение в составе текста предложений. Деформированный текст. Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов- предметов и слов-действий. Слова, обозначающие признак предмета.
Слогообразующая роль гласного. Ударение. (13 часов) Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. Анализ слов различной слоговой структуры. Слово. Словообразование. (12часов)Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. Префиксальный способ образования слов. Суффиксальный способ образования слов. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.(17 часов) Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. (20 час) Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. Связная речь. Связь слов в предложении. (9 часов) Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам.
3 класс Речь и предложение. Предложение и слово. (10часов) Выделение в составе текста предложений. Определение основной мысли текста. Виды текста. Восстановление нарушенной последовательности предложений. Исключение «лишнего» предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Грамматическая основа предложения. Грамматическое оформление предложений. Связь слов в предложении. Словосочетания. Звуки и буквы.(10 часов) Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Гласные звуки и буквы. Гласные а-я. Сочетания ча-ща. Гласные о-ё. Гласные у-ю. Сочетания чу-щу. Гласные ы-и. Сочетания жи-ши Морфологический состав слова.(10 часов) Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Безударные гласные в корне. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Твердые и мягкие согласные звуки. (8 часов) Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й]. Парные согласные на конце и в середине слова. (8 асов) Дифференциация парных согласных б-п в слогах, словах, предложениях. Дифференциация парных согласных в-ф в слогах, словах, предложениях. Дифференциация парных согласных г-к в слогах, словах, предложениях. Дифференциация парных согласных д-т в слогах, словах, предложениях. Дифференциация парных согласных ж-ш в слогах, словах, предложениях. Дифференциация парных согласных з-с в слогах, словах, предложениях. Управление. (9 часов) Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. Связная речь. (5 часов) Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам.
4 класс Предложение. Слово. (10 часов) Выделение в составе текста предложений. Восстановление нарушенной последовательности предложений. Исключение «лишнего» предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Грамматическая основа предложения. Грамматическое оформление предложений и его распространение определениями, дополнениями, обстоятельствами. Состав слова. (10 часов) Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание. Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы. Согласные звуки и буквы.(8 часов) Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.
Управление. Словоизменение имен существительных по падежам.(9часов) Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. Связная речь.(5 часов) Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Раздел
Класс/ количество часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
1
2
3
4
Уточнение временных и пространственных представлениий
5
2
Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве. Установление пространственных взаимоотношений объектов; последовательности предметного ряда, числового ряда. Обобщение и систематизация знания детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста. Наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий. Понятия: вчера, сегодня, завтра, послезавтра; утро, день, вечер, ночь; времена года; дни недели и т.п.. Расширение и активизация лексического запаса на заданную тему
Речь. Предложение Слово. Словосочетания
12
15
10
10
Понятия о слове как единице предложения, о слоге как части слова, звуке как части слога. Первичные фонематические представления и фонематический анализ на уровне слова, слога. Разграничивать понятия речевые и неречевые звуки. Определение количества слов в предложении. Делить слова на слоги, ставить ударение. Определять границы предложения и слова. Иметь представление: о различии предложений по интонации и цели высказывания; о признаках текста и его оформления.Иметь представление о большой букве в начале и пунктуационных знаках конца предложения (уметь обозначать это на схеме предложения).Отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Уметь понять и принять учебное задание, поставленное в вербальной форме. Целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны логопеда.
Гласные звуки и буквы. Слоги.
Ударение
17
13
10
10
Дифференцировать понятия «звук» и «буква». Иметь представление о слогах и слогообразующей роли гласного звука, отличает его от сочетания звуков. Делить слова на слоги и определяет количество слогов. Самостоятельно составлять из слогов слова. Иметь представление об ударении и свободно соотносить слова с ритмическим рисунком. Знать о смыслоразличительной роли ударении. Самостоятельно подбирать слова к соответствующей схеме. Находить в словах ударный слог.
Родственные словаБезударные гласные
7
12
10
10
Определение однокоренных слов и корня слова. Однокоренные слова. Различение однокоренных и родственных слов, однокоренных слов и форм одного и того же слова. Уметь находить и самостоятельно образовывать сложные слова, выделять в них корень. Образование слова префиксальным и суффиксальным способом. Безударная гласная в слове. Дифференциация понятий «предлог и приставка».
Твёрдые и мягкие согласные
17
17
8
8
Правильно обозначить мягкость согласных звуков на письме. Знакомиться с мягким знаком, разделительным мягким знаком. Сопоставлять произношение и написание слов. Знать о обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных я, ё, ю, е, и. Иметь представление о парных и непарных твёрдых [ж],[ш],[ц] и мягких[ч], [щ],[й] согласных звуках.
Звонкие и глухие согласные
23
20
8
8
Знакомиться с характеристикой согласного звука «звонкость – глухость». Уметь характеризовать парные звонкие и глухие согласные, выделять их в слогах, словах и предложениях в устной и письменной речи. Знать о непарных глухих и звонких звуках, умеет их находить и грамотно писать. Уметь подбирать проверочные слова.
Управление.
9
9
Управление. Уметь отличать имена существительные от других частей речи, верно ставить вопрос и определять падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный). Различие словосочетания и простого предложения.
Связная речь
5
9
5
5
Пересказывать содержание текста с опорой на серию сюжетных картинок, на сюжетную картину, по вопросам, по опорным словам, и предметным словам. Составлять рассказ из предложений, данных вразбивку, по заданному началу или концу. Самостоятельно придумывать вступления или заключения к рассказу. Умение работать с планом текста.
15