Сценарий общешкольного мероприятия Тема: Продолжая традиции предков.(на алтайском, русском языках


-459867-567309Министерство образования и науки Республики Алтай.
Казенное общеобразовательное учреждение
«Коррекционная школа-интернат» Республика Алтай.
Номинация «Этнография»
«Продолжая традиции предков»
Подготовила:
Шаламаева Валентина Викторовна
КОУ РА «Коррекционная школа-интернат»
649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск,
пр. Коммунистический, 115
г.Горно-Алтайск,ул. Луговая, 122, кв.317
89139905549 valentina5549@mail.ru2016
1.Введение
Согласно приказу Министерства образования и науки Республики Алтай за № 866 от 11.06.2015 « О проведении в образовательных организациях Республики Алтай Праздника благопожеланий», в Коррекционной школе – интернат г.Горно-Алтайска с целью повышения статуса алтайского языка как государственного языка Республики Алтай; воспитания духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, было проведено большое общешкольное мероприятие «Продолжая традиции предков».(на алтайском, русском языках).
Педагоги поставили перед собой конкретные задачи: формировать у детей интерес и уважение к культуре, языкам, обычаям, традициям народов, проживающих в республике Алтай; развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Республика Алтай является многонациональным субъектом Российской Федерации, средоточием синтеза различных культур и традиций, поэтому при проведении поисково- исследовательской работы и самого мероприятия вся работа строилась на интеграции культур народов: алтайцев, русских, казахов.
2.Методика исследования.
Дети (в школе обучаются умственно отсталые дети с различной степенью тяжести) вместе с воспитателями провели поисково-исследовательскую работу по историческим, этническим корням возникновения благопожеланий (алкыш сос). Так как благопожелания тесно связаны с обрядами, традициями, обычаями коренного населения, границы поисков расширились до изучения своей родословной, проведения семейных традиционных праздников, почитания Огня, гор, Аржан-суу и.т.д. В основном работа заключалась по сбору информации от окружающих взрослых: учителей, родителей; изучение литературы в городской библиотеке,интернет-ресурсах.
3.Результаты исследований.
Собрали большой материал по теме «Благопожелания», также по своей родословной, научились выполнять обряды, связанные с почитанием огня, Аржан-суу, повязывания кыйра, выучили наизусть благопожелания на 2-х языках. Провели большой праздник «Продолжая традиции предков».(на алтайском, русском языках).
4.Выводы.
Данный вид поисковой работы имел большое воспитательное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Весь собранный материал был представлен в доступной и интересной форме с наглядной презентацией,
5.Заключение.
Участниками стали обучающиеся 1-9-х классов. Организовали и провели 6 «б»класс (Тюлентина Айсулу, Байжигитова Ариана, Кармакова Нелля, Сопо Сурая,Олчонов Эжер, Родионов Данил) воспитатели:Шаламаева Валентина Викторовна,Тайтова Анна Николаевна.
Сценарий общешкольного мероприятия
Тема: Продолжая традиции предков.(на алтайском, русском языках)
«Продолжая традиции предков.» -Jакшылар ба, кундулу кару балдар! Таскадачылар, эл торогон.
-Jакшылар деген созибисле айылчыларысты уткыйдыс.
Jакшылар деп айдып, куннин чогына суунедис.Мы посвящаем свой устный журнал «Продолжая традиции предков», обычаям, обрядам,традициям, благопожеланиям, которые передавались из поколения в поколение с древних незапамятных времен. Мы должны о них знать, чтоб дальше передавать.
Ученик
Это небо и тайгу,
Это солнце я люблю.
Эту землю и Алтай,
Прославляю и пою
Видеозапись Болот Байрышев. «Алас».
«Природа Алтая».
Слайд алтайыс бистин агару В самом сердце Евразии раскинулся прекрасный край - Горный Алтай Народ испокон веков, живущий здесь, величает свой край царственным, солнечным, золотым. В осеннюю пору когда желтеют березы, тополя, лиственницы и островерхие горы, покрытые лесами, сияют под ясным солнцем, Алтай действительно видится золотым.
Мы поклоняемся Алтаю как божеству, называем его Алтай –кудай, что означает Алтай и господь Бог. И свою прекрасную землю почитаем как храм для молитв и песнопений.
Человек был очень тесно связан с природой, он почитал природу как живого человека. Горы, реки, птицы, животные, деревья имеют для него свой дух, они могут гневаться, радоваться, любить, быть благосклонным к человеку, поэтому человек относился к природе очень бережно. И чтобы выжить в суровых климатических условиях просил у Алтай- кудай благосклонности, выражая их в благопожеланиях.
слайд шаман
слайд шаманка
слайд моления
слайд Так зародились благопожелания-алкыш сос.
алкыш сос- благопожелания
ученик
ученик ..Эзиликтÿ кÿн Алтай! Наш светлый, солнцеликий Алтай!
Ак малыска одор бер, Белому скоту дай пастбище,
Албатыга быян бер, Народу дай благословение,
Кирелтени кǒп эдер, Увеличь приплод -прибыль скота,
Чыгымдарды joк эдер! [7] Сведи на нет его гибель!
Кыйра (повязывание лент)27-32
Показать слайды
Одним из самых распространённых обычаев является повязывание ленточек. Ленты эти повязывались в определенных местах, т.к. в древнее время каждый, собирающийся в путь, знал, какой дорогой он поедет, через какие горы и перевалы, и заранее готовил эти ленты. Кыйра привязывают на перевалах, переправах, у родников (кара-суу, аржан-суу), и в ритуальных местах на местах, где произрастает можжевельник (арчын), где проводят моления (Мургуул) в честь верховного божества Алтая - Алтай-Кудая.
Ленты (дьалама,кыйра) нужно уметь повязывать.
В наше время всюду все стали повязывать ленты. Кто-то, зная определенные правила, повязывали ленту, а кто-то подражая увиденному, а кто-то просто так.
Смысл повязывания этих лент заключается в том, что тот, кто повязывает ленту, клянется беречь природу Алтая, беречь традиции и обычаи народа, хранить верность народу, человек просит у своего Алтая, у его хозяина (Алтай ээзи) благосклонности к себе. Совершение этого ритуала также - это дань уважения к окружающей природе,. При этом существуют определенные правила, которые должен знать и выполнять каждый, кто повязывает ленту:
Лента должна быть из новой, белой, голубой, зеленой, желтой, розовой ткани.
При повязывании ленты мужчина должен снять головной убор; не должно быть смеха;
Человек должен выразить свое желание, просьбу хозяину горы, попросить счастливого пути, благополучия, здоровья и произнести благопожелание:
Ученик
Алтай мой с Луной,
Солнцем и Небом.
С лесом и тайгою.
Яркое Солнце.
полная, ясная Луна.
Уберите с моей дороги несчастье. 4.Ленту повязывают к ветке дерева одним узлом, бережно, чтобы не содрать кору с ветки.
5.Привязав ленту, должен повернуться к Востоку и поклониться.
6. В священных местах нельзя громко говорить, сквернословить и скандалить. Тот, кто не будет соблюдать этих правил будет наказан природой сам или его близкие, родственники.
7. Те, кто повязывает цветные ленты, полосатые, черные – считается, что они поклоняются Эрлику – хозяину потустороннего мира.8.Если с собой нет приготовленной ленты, то лучше ничего не повязывать, плохого в этом ничего нет.
Также Алкыши - благопожелания
произносятся при поклонении горам, родникам, аржан суу, огню и.т.д.
Алкыши, обращенные к духам, должны предохранить человека от их гнева, от стихий природы, болезни, мора и.т.д.
Ученик
Сузун ичкен Алтайыс Койнына кондырткан,
Эдегине jуртаткан Эрjинелу бай Алтай
Эзиликту кун Алтай Ак малыска одор берКирелтени коп эдеер Чыгымдары jок эдер/
Почитание гор.
У каждого рода алтайцев есть почитаемые священные горы (байлу туу). У рода тодош - это гора Бабырган, от села Майма. У майманов это гора Jал-Монку на Семинском перевале, для телесов священная гора Алтын Туу на берегу Телецкого озера.
Итак, наш дальнейший рассказ об обычаях и обрядах алтайцев, связанных с культом гор. Если обратимся к горам, которые окружают любое алтайское село, то можно найти две-три горы, на которые возложен обычай табу (запрет), т.е. эта гора считается неприкосновенной или восхождение на такие места ограничено. Про каждого из них есть свой изустный рассказ, связанный с обретением такого статуса. Возле села Каракол на северной стороне находится гора Бай-Туу. В легенде говорится, что во времена распада Джунгарского ханства (середина 18 века) в одной из пещер, вход которой был засекречен, представители алтайского рода майман спаслись от китайского войска. За то, что это гора дала им приют в лихую годину, народ почитает ее уже в течение многих веков. На священных горах запрещается охота, вырубка леса. Есть у такой обычай: нельзя в тайге до восхода и после заката солнца ходить за водой, рубить дрова, громко шуметь. ( можно рассказать про животных и их водопой)
Алкыши охотничьи. Слайд охотники.
Наиболее древними являются алкыши охотничьи, они посвящались хозяину Алтая. Перед охотой проводили специальный обряд, поклонялись огню и просили у покровителя удачной охоты. Иногда где охотники можно было услышать горловое пение, а также рассказывание богатырских сказаний, так охотники услаждали слух хозяина тайги. Когда приходила удача считалось, хозяин тайги услышал их алкыши, песни и поклонение.
Алдында адалыр jургенЭмди бис, jаш урен, келдибисАн кужыннан коргузип берРаньше здесь ходили наши отцы
Теперь мы, их молодые отпрыски, пришли
Покажи нам своих зверей и птиц.
Восходя на горы, они отдавали дань признательности хозяину горы, привязывали кыйра, ленточки.
Обязательным считалось вывешивание ленточек в случае дальней поездки, на перевалах,на границах местности человеку, впервые появившемуся в этой местности. При отсутствии оных можно посидеть, мысленно выразить благосклонность к местности, Алтаю, оставить кусочки пищи или нарвать несколько трав и оставить здесь же. Также выражается благосклонность Алтаю, духу реки произносят благопожелания (можно мысленно) при переходе через большие реки. На перевалах самым желательным обрядовым действием кроме привязывания ленточек - "кыйра", считаются брызгание молоком или молочным слабоалкогольным напитком - "аракы". Обряд нельзя совершать после захода солнца, не рекомендуется брызгать водкой, самогоном, вином.
В нелегкие времена, когда алтайцы вели кочевой образ жизни зародились алкыши, связанные со скотоводчеством. Перегоняя скот с одного пастбища на другие люди просили благополучия на перевалах, увеличения поголовья скота. Обязательно благословляли новорожденных телят, жеребят, козлят, ягнят.
Источники.Вода.слайд
особо почитаются в народе источники –вода. Они традиционно делятся на Кара-Суу, Аржан Суу, Кара-суу-это источники с чистой питьевой водой, ею умываются, используют при некоторых заболеваниях и для хозяйственных потребностей.
Слайд Аржан-суу-это лечебные священные источники, их еще называют тонмок. Священные аржаны издавна использовались в алтайской традиционной медицине. Человек уже в древности познал возможность лечения многих болезней при помощи минеральных вод, но облек их лечебные свойства как священный дар духа хозяина.
ученик
Нет природы богаче Алтая,
Нет места, благодарного как Алтай,
И белая тайга на Алтае,
И аржан-суу на Алтае.
Родники твои с перекатами,
Бог ты мой Алтай,
Травы твои лекарственные,
Бог ты мой Алтай
Возле священных вод нельзя рвать цветы, обламывать кустарники ,рвать ветки, нельзя перешагивать через изголовье. Эти источники нельзя захламлять, к ним нельзя допускать домашних животных.
До сих пор сохранились вековые традиции, правила посещения священного Аржана. Поездка на Аржаны имела свои сроки и ритуальные правила. Целебные источники принято было посещать летом или ранней осенью в новолуние. Человек собирающийся на аржан должен быть «чистым» т.е не иметь в текущем году умерших родственников. Проводили ритуал кормления или угощения аржана национальными продуктами, привязывали кыйра возле растущего дерева,при этом просить у хозяина аржана благополучия членам семьи. Лишь после обряда можно испивать воды и умываться. В окрестностях Аржана нельзя шуметь, охотиться, стирать и мыть грязные руки. Воду берут до захода солнца и после рассвета.
слайд Почитание огня» Культ огня
Одним из самых главных объектов почитания алтайцев является огонь, домашний очаг (огонь) является гарантом стабильности семьи, здоровья его членов, хранителем от невзгод.
Ученик
Ак айасты айланып,
Алтайыс jарыткан ай jарашАйылдын ичин jарыдыпАлдынан куйген от jарашОгню приносится жертва в виде кусочков пищи (еда не должна быть опробована человеком), на огонь нельзя бросать мусор, острые предметы, нельзя плевать (осквернять), перешагивать через очаг, нельзя касаться пламени острием ножа, нельзя наступать на головни, полешки в огне, в очаге.
Мать-огонь давала тепло и свет, постоянно охраняла домашний очаг и семью от злых сил, приносила удачу и богатство хозяину, жила заботами дома.
Молодожены в день свадьбы выливали в огонь своего будущего аила жир. Первую щепотку от нового кирпичного чая бросали в огонь. Первые капли выкуриваемой араки посвящались огню. При забое домашних животных в огонь перед началом еды бросали кусочки кровяной колбасы или мяса. В сумерки, ночью, при рождении ребенка по истечении сорока дней из аила выносить огонь не разрешалось.
В случае болезни человек обкуривал себя зажженным можжевельником, водя дымящейся веточкой вокруг лица. Огонь также служил посредником между человеком и божествами, передавал жертвы различным духам.
Талкан кулин чачылбазынТаш очогын тайкылбазынУч чебелу очогыннанИзу казан айрылбазынОчок бажын байлап тушкенОдус башту от энеКорбон чечен,кыс –энеКабыр-кубалкул тожокту.
Тенериде киндиктуПусть зола твоя подобная талкануНе будет разбросана.
Пусть твой очаг будет устойчивым
Пусть на треногом тагане
Горячий казан всегда будет.
Огню приписывалась очистительная сила, считалась, что огонь не впускает в жилище злых духов, рассеивает недобрые мысли, отпугивает души умерших.Огнем очищали предметы домашнего обихода, люльки новорожденных, загоны скота, огнем окуривали больного, жгли можжевельник. При всяком очищении обязательно высказывались благопожелания.
Слайд.
можжевельник (арчын / артыш - по - алтайски) - вечнозеленый кустарник, растущий в основном в высокогорных районах Алтая, является одним из важных атрибутов при проведении любого обряда и при освящении огня.
При сборе арчына соблюдается ряд правил:
1. Человек, который хочет нарвать веток арчына, должен быть чистым перед природой должен развести костер, угостить хозяина очага молоком, курутом, быштаком, затем попить чаю и отдохнуть. Ни в коем случае нельзя брать с собой спиртное. Нельзя арчын собирать второпях, наспех.
Повязать ленту, кыйра сказать о цели приезда, если кто-то попросил привезти или принести арчын, то нужно сначала повязать белую ленту от имени этого человека и попросить разрешения у хозяина гор взять арчын.
Нельзя арчын срезать, собирать с ружьем за плечами.
Человек, собирающий можжевельник, должен верить в его святую силу.
Не каждому человеку разрешается собирать можжевельник. Девушке после двенадцати лет и женщине не рекомендуется срывать это священное растение. Обычно за арчыном посылают мальчиков подросткового возраста или идет мужчина, которого просят принести арчын.
Семейные обычаи, обряды и благопожелания алтайцев.
«Семья»
Я расскажу вам о семейных обычаях и обрядах алтайцев, которые сохранились с давних лет и о благопожеланиях, которые произносили во время проведения обрядов.
Обычай – говорить благопожелания – это высокое искусство, это душа народа. Они передаются из поколения в поколение и имеются у алтайцев на все случаи жизни: к рождению ребенка, к стрижке первых волос, к празднованию первых шагов, к свадьбе, к праздникам. Благопожелания – это форма проявления искреннего внимания, пожелания удач, счастья, всяческих благ в жизни. Это форма выражения доброго отношения к людям и к окружающей природе в целом.
«Древо жизни»
В алтайской семье существует прекрасный обычай - каждый ребёнок должен знать свою родословную до седьмого поколения: родителей отца и матери – дедушку и бабушку, отца дедушки и бабушки– прадедов, отца и мать прадедов – прапрадедушку и прапрабабушку т.д. Алтайцы соблюдают этот обычай, обучают молодёжь и передают из поколения в поколение.
Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Кто мои предки?
- Это родовое дерево. Это – семья. Корни дерева – предки семьи, люди, которые жили давным-давно, пра-пра-пра-прадедушки и пра-пра- прабабушки. Далее семья жила, развивалась, рождались дети, продолжая свой род. И так до нашего времени. И чтобы не забыть имена, алтайцы записывали их, составляя свою родословную, т.е. вот такое родовое дерево.
«Семья»
Продолжатели рода по мужской линии являются костяком рода. Отец-глава семьи. Мальчиков с самого рождения благословляли и учили быть ответственными за свою семью, за свой род.
Благопожелания при рождении мальчика:
Бажында санаалу болзын,
Балтыры бокодий болзын.
Jон ортодо тоомjылу jурзин,
Jон баштайтан эр болзын.
Jаан тайгалар ашсын,
Jаан талайлар кечсин.
Су – кадык, эзен – амыр чыдазын.
Отец отца, сын – сына являются продолжателями рода по мужской линии. Они составляют основу-костяк рода своего. Кость в переводе с алтайского –сёок. Сёоков очень много. Для алтайской семьи очень важно чтобы дети знали свой род – костяк (сёёк). Эта очень важная традиция сохранилась из глубины веков, и имеет огромное значение в жизни людей. Запрещалось вступать в брак людям с одинаковым сёёком, т.е. родственникам. Было подмечено множество случаев рождения больных детей - инвалидов в таких семьях.
СеокиПраво дать имя новорожденному могло быть предоставлено родителями человеку, который первым вошел в аил после рождения ребенка, старшему из родственников-старейшине рода, которому много лет, первому гостю, который первый приехал поздравить семью с пополнением, женщине, которая принимала роды - повитухе,. Иногда, отец сам нарекал ребенка.Имя ребёнку подбирают особо тщательно. Оно должно обозначать по смыслу лучшие моменты жизни ребёнка в будущем.
Например: Ырысту - счастливый, Амыр - спокойный, Иженер- обнадёживющий, Эркин – мужественный, Эркемен ласковый, Батыр - богатырь, Темир -железо, Аткыр- меткий, Монуне – серебро, Алтын-золотой, Кумуш – драгоценный, Алтын-Сай-золотое ядро, Алтынай –золотая луна, Айсулу- лунная вода, Кунду - солнечная, Адар -стрелок и т.д.
Имена обозначают значение дорогого, ценного, мудрого, благородного, сильного.
Человек, назвавший новорожденного, выражал благопожелания и дарил ребенку что-нибудь или обещал подарок в будущем. В первые дни после рождения ребенка считалось неприличным входить в этот аил с пустыми руками. Вошедший без подарка должен был хотя бы оторвать от своей шубы пуговицу и одарить ребенка ею. По этому поводу существует традиция – без подарка нельзя в первый раз смотреть на ребёнка. Иначе этот человек будет жить бедно или в семье произойдёт неприятность – убыль, как среди членов семьи, так и в хозяйстве и в живности.
Имя не должно быть именем умершего родственника или именем родственников, у которых недавно в семье случилось несчастье.
Каждый, кто приходил в дом с новорожденным, дарил подарок и говорил благопожелания:
"Jӱгӱрӱк бол! Будь быстрым!
Чыйрак бол! Будь трудолюбивым!
Чек бол! Будь осторожным!
Бӧкӧ бол!" Будь сильным!
"Jакшы jӱрӱм jӱрзин! Jарындуга jыктырбазын, Бӧкӧ болзын!Jаактуга айтырбазын, Чечен болзын!Jӱc jаш jажазын! Jӱгӱрӱк ат минзин! 7
Или:
Кози чокту болзын.
Кокси ойлу болзын.
Jус jаш jажазынJугурик ат минзин.Кабайга оорубай-jобобой чыдазынВ семьях, где растут маленькие дети нельзя в старую луну оставлять на ночь вещи и игрушки детей. А не то ими ночью будут играть злые духи, и ребёнок может заболеть. Также нельзя сжигать одежду ребёнка, из которой он вырос и она стала ему малой, её передают детям родственников или соседей. Новорожденных детей стараются много не
показывать посторонним людям от дурного сглаза. Колыбельку завешивают занавесочкой – это оберег. Также в старую луну родители оберегают детей от плача и шумных игр.
Обряд «Койу кочо»
Когда исполняется ребёнку 1 год, празднуют обряд, который называется «Койу кочо», дословный перевод - сытный обед.
Празднование «Койу кочо» проводят днём т.к. это детский праздник.
Вообще это большое семейное мероприятие. Собираются самые близкие и уважаемые люди. Это родители малыша, бабушки, тетушки, сестры братья, их дети. Приглашают односельчан.
Женщины готовят угощение. Мужчины забивают барашка и варят «кочо» - обваривают целую тушу барана с добавлением перловой крупы.
и первым делом угощают огонь - От Эне. (ласковое название огня-мать -кормилица). При этом серьезно, тихо вполголоса произносят такие благопожелания:
Айлу кунду ак –jарык,
Алтай ээзи Ак Буркан.
Ээлгелу алкыш беригер,
Эрjинелу салым беригер!
Только после этого можно солить «кочо» и угощать гостей за столом.
В обряд проведения «Койу кочо» входит «Чач кезиш» -первая стрижка волос ребёнка и «Тужак кезери»-перерезывание пут малыша, после которого ребенок переходит еще одну ступень в своем развитии и это помогает ребенку легко и уверенней идти по жизни.
Самым почётным гостем является человек, которого пригласили проводить первую стрижку волос малыша
Показ видеоролика «Чач кезери»
Эта церемония проводится на «Койу кочо» торжественно. До года стричь волосы строго запрещено обычаем. В старину, когда подстригали волосы малышу, на макушке оставляли длинные волосы для косички. Главным гостем на церемонии стрижки является брат матери ребёнка – тайы.
Тайы, подстригает волосы, приговаривая благопожелания мальчику:
«Чÿрмежинеҥ кезип jадым – алын jолы ачылзын,Кийнинеҥ кезип jадым – кийин jолы тартылбазын,Тöбöзинеҥ кезип jадым – Ада-Кудайынаҥ тудунзын!Саамайларынаҥ кезилип – айландыра курчуу алынзын!»
Благопожелания, произнесённые на «Койу кочо», сбываются, если в это верить и стараться жить, так как пожелали взрослые.
- Первая стрижка – это праздник, символизирующий переход малыша на новую ступень жизни, и проходить он должен в торжественной обстановке.
Обряд «Тужак кезери»-перерезывание пут малыша
Действительно, ведь ребенок, начиная ходить, начинает “новую жизнь”, меняется поведение, он требует особенного внимания и терпения родителей, становится более любопытным, начинает проводить “ревизии” всех шкафчиков и комодов… Это значимое событие для родителей обязательно отмечают как веселый праздник.
Путы делают из разноцветных нитей, причем каждый цвет имеет свое значение: белый – символ чистоты, зеленый – здоровье и долголетие и красный – символ достатка. В общем, они выражают все то, через что малыш должен будет пройти в своей жизни.
У казахов Торжественно малышку привозят в зал и ставят на белую дорожку. Затем бабушки-тетушки малыша отвлекают, придерживая его в положении стоя, и слегка перевязывают ноги в форме “восьмерки”, так же как надевают путы лошадям.
Путы перевязывают на ножках малыша восьмеркой и перерезают острым ножом или новыми ножницами.
При этом произносят такие благопожелания:
Топая ножками
Догони цыпленка.
Бегая ножками
Догони ягнёнка.
Подпрыгивая на ножках
Догони жеребёнка.
Пусть походка будет
Красивой и лёгкой.
Перерезав верёвочку, малыша проводят по белой, постеленной заранее, дорожке (Ак jол). Она выражает его светлый жизненный путь. Бросают конфеты во время его шествия. В конце дорожки кладут различные предметы: деньги, книгу, игрушки. И что малыш выберет, значит, к этому будет стремиться. Это уже в современных семьях.
Веселый обряд празднования новой вехи в жизни ребенка завершается вручением подарка перерезавшему путы гостю.
Старейшины рода дают – благословение на начало хорошей, достойной жизни ребенка с первых шагов.

Говорят, у детей, которым проводили такой обряд, в будущем походка будет лёгкой и красивой, и на его жизненном пути не будут встречаться трудности, а если и даже встретятся, он их легко преодолеет.
После торжественного проведения церемонии стрижки первых волос малыша и разрезания пут малыша устраивают обильное угощение гостей.
Чашу с грудинкой забитого барана ставят перед женщиной, которая принимала роды или перед крёстной мамой.
Шейную часть барана, должен съесть отец ребёнка и кость вывешивают на специально отведённое место в женской половине аила. Когда в семье рождались ещё дети, на это место вешали шейные косточки от празднования рождения остальных детей. По числу косточек можно было сразу определить, сколько в семье детей. Эти косточки почитаются алтайцами, так как считалось, что они даруют здоровье детям. Косточки сохранялись до тех пор, пока дети не обзаведутся семьями и не родят своих детей. Затем их сжигали на костре аила родителей
На этом празднике не пьют горячительные напитки, чтобы жизнь у ребёнка не была горькой. За праздничным столом гости поздравляют родителей и тоже дарят подарки ребёнку-имениннику. Если мальчик, дарят коня, баранов, ружьё. Если девочка, то дарят овец, золотые серьги и накосные украшения. Таким образом, родственники желают семье благосостояния, чтобы дети росли в достатке и в благополучии.
Айлу –кунду Алтайыстан алкыш-быйанду болыгар!
Устиндеги турган Тенери адабыстан курчу-куйак болзын!
Алдындагы jаткан Jер энебистен ийде –куч кирзин!