Исследовательская работа по фильму Н. Михалкова Несколько дней из жизни И.И. Обломова
Направление: гуманитарные науки
Тема:
«Где вы, Агафья Матвеевна?»
Размышления о фильме
«Несколько дней из жизни И.И. Обломова»
(учебно-исследовательская работа)
Елизавета Лопатина,
МКОУ «Сухобузимская СОШ»,
10 «а» класс
Научный руководитель:
Бондаренко Татьяна Александровна
Контактный телефон: 8-913-598-6355
Оглавление
1. Введение
1.1. Тема -. с.2
1.2. Цель, задачи - .с.2
1.3. Формулировка проблемы- с.2
1.4. Актуальность темы-... с.2
1.5. Гипотеза-. с.3
1.6. Методы исследований- ..с3
1.7. Краткий обзор используемой литературы и источников- ..с.3
1.8. Степень изученности данного вопроса- с.3
1.9. Характеристика личного вклада работы в решение избранной проблемы- ..с.3
2. Основная часть
2.1. Предмет исследования- .с. 3
2.2. Характеристика методов решения проблемы - ...с. 3
2.3. Описание основных рассматриваемых фактов- . с. 3 -8
3. Заключение
3.1. Выводы и результаты – .с.9
3.2. Направления дальнейших исследований– ..с.9
3.3. Предложения по дальнейшему использованию результатов исследования– .с.9
Приложение 1 (термины, использованные в работе) – ..с.10
4. Список использованных источников и литературы – ...с. 11
1.Введение
1.1.Тема: «Где вы, Агафья Матвеевна?" Размышления о фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».
1.2.Цель: выяснить, почему в фильме Н.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», интерпретации романа И.А. Гончарова «Обломов», одна из главных героинь произведения Агафья Матвеевна Пшеницына присутствует только как внесценический персонаж.
Задачи.
Проанализировать финальный эпизод фильма;
выявить способы создания образа Агафьи Пшеницыной в фильме;
сопоставить экранный образ Агафьи Пшеницыной с экранным образом Ольги Ильинской;
выявить авторскую позицию создателей фильма в изображении Агафьи Пшеницыной;
1.3. Формулировка проблемы.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой Илья Ильич Обломов раскрывается во взаимоотношениях с двумя главными героинями: Ольгой Ильинской и Агафьей Пшеницыной. Создатели фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (кинорежиссёр Н. Михалков и автор сценария А.Адабашьян, 1980 год) создают свою интерпретацию произведения. Но если Ольга занимает большое пространство фильма, то Пшеницына остаётся за кадром. В отзывах кинозрителей, размещённых на форуме в Интернете, высказывается недоумение по поводу такого замысла создателей фильма. В рецензиях на фильм кинокритики не касаются этого вопроса. Мы пришли к выводу о том, что замысел режиссёра остаётся недопонятым и недооценённым.
1.4. Актуальность.
Фильм Н. Михалкова относят к шедеврам киноискусства 20 века. Режиссёр предлагает свой взгляд на вопросы, поставленные в романе Гончаровым, осмысливает важные стороны жизни. Умение оценивать произведения искусства актуально в любое время. Это формирует художественный вкус, учит отличать высокохудожественные произведения от посредственных. К тому же в год, объявленный Годом российского кино, важно сказать что-то новое о достоинствах одного из лучших российских фильмов.
1.5. Гипотеза.
Вынося образ Агафьи Матвеевны за кадр, создавая его как внесценический персонаж косвенными средствами, авторы фильма хотели добиться возвышения героини.
1.6. Методы исследования: анализ, сопоставление, синтез, эвристический метод.
1.7. Краткий обзор используемой литературы и источников.
В своей работе мы опирались на рецензии на фильм «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», многочисленные отзывы, размещённые на различных сайтах (см. приложение), а также на форуме в Интернете. Мы не ставили своей целью сопоставлять роман и фильм. Но поскольку режиссёр отразил образы, созданные Гончаровым, мы говорили о героях в связи с содержанием литературного произведения. Поэтому в работе есть ссылки на роман И.А. Гончарова «Обломов».
1.8. Степень изученности данного вопроса.
Далеко не во всех публикациях о фильме присутствует глубина понимания экранной интерпретации романа Гончарова. Например, Википедия даёт поверхностное восприятие смысла кинокартины. В рецензиях в основном содержатся мысли по поводу экранного образа Обломова. Критики отмечают, что Михалков, в отличие от Гончарова, пытается сказать об опасности «штольцевщины», а не «обломовщины». Но никто из кинокритиков не связывает эти два понятия с женскими образами. Не пытается понять авторский замысел, а именно: о ценности какой любви, «условной» или «безусловной», хотели сказать создатели фильма. Не останавливают своё внимание также на такой многозначительной детали, как отсутствие Агафьи Пшеницыной в кадре там, где она, казалось бы, должна быть.
1.9. Характеристика личного вклада работы в решение избранной проблемы.
На основе анализа эпизодов фильма и сопоставления экранных образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны мы выявили авторскую позицию в изображении главных героинь романа, тем самым нашли ключ к пониманию творческого замысла создателей фильма.
2. Основная часть
2.1. Предмет исследования
Мы исследовали экранный образ одной из главных героинь романа Агафьи Матвеевны Пшеницыной и позицию авторов. Для этого мы анализировали ключевые эпизоды фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». В большинстве случаев это эпизоды, которых нет в книге, это творческие находки создателей фильма («В бане», «Гроза», «Катание в пролётке», финальный эпизод). Особенное внимание в своей работе мы уделяли способам создания художественного образа средствами киноискусства.
2.2. Характеристика методов решения проблемы.
Поскольку наша работа представляет собой размышление о произведении искусства, мы пользовались в основном эвристическим методом. Анализируя эпизоды фильма, мы ставили перед собой вопросы и искали на них ответы. В части воссоздания экранного образа Агафьи Матвеевны использовался приём синтеза. Большое значение имел приём сопоставления (А.Пшеницына – О. Ильинская). По мере необходимости сопоставлялись также средства создания художественного образа в литературе и в кино. При анализе эпизодов мы пользовались литературоведческими терминами (авторская поциция, внесценический персонаж, символическая сцена), перенося их на кино.
.
2.3. Описание основных рассматриваемых фактов
Талант И.А. Гончарова называют «объективным талантом», потому что писателю не свойственна назидательность. Обстоятельно рисуя картину жизни или судьбу героя, Гончаров предоставляет читателю самому делать выводы. Поэтому его произведения вызывают размышления над многими жизненными вопросами. Главный герой романа Илья Ильич Обломов раскрывается в отношениях с Ольгой Ильинской и Агафьей Пшеницыной. Любовь Ольги – требовательная, героиня ставит Обломову условия, любовь Пшеницыной – безусловная, сродни материнской, она способна принимать близкого человека таким, каков он есть. Какая любовь ценнее? – вопрос, который читается «между строк» романа. Авторы фильма дают ответ на этот вопрос своеобразно – через символические сцены, символические детали. Понять их – наша первая задача.
Анализ финальной сцены фильма.
Спустя несколько лет после смерти Обломова. Лето, дача Штольцев. Ольга Сергеевна и Андрей Иванович сидят в комнате. Через открытое окно слышен голос няни: «Андрей Ильич, маменька приехала!» Слышен ликующий детский голосок: «Маменька приехала!» Это сын Обломова, маленький Андрюша, находящийся на воспитании у Штольцев, радуется приезду родной матери – Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Сейчас в кадре должна появиться она сама. Внимательно всматриваемся, ждём. Но маменька не появляется. Следующий кадр: фигурка мальчика, бегущего через зеленеющее поле с радостным криком: «Маменька приехала!» Камера поднимается вверх. Сверху фигурка ребёнка кажется совсем крошечной среди зеленеющих хлебов, но звучит его ликующий крик под рахманиновское «Ныне отпущаеши».
Возникает вопрос: почему режиссёр исключает Пшеницыну из зрительного ряда фильма? Может, он решил ограничиться сюжетной линией Обломов – Ольга? Вроде бы и название фильма об этом говорит – «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Но ведь режиссёр предлагает своё видение главного героя. А понять его без Агафьи Матвеевны нельзя. Если Ольга какое-то время была «путеводной звездой» Обломова, то Агафья Матвеевна – его настоящий идеал, тихая пристань, итог жизни.
При внимательном просмотре фильма возникает ощущение присутствия Агафьи Матвеевны. Создатели фильма, хоть и не включают героиню в зрительный ряд фильма, но всё же создают её образ косвенными средствами.
Способы создания образа Агафьи Пшеницыной в фильме.
Голос за кадром: «После смерти Ильи Ильича Агафья Матвеевна утратила смысл жизни». Эти строки из романа выбраны создателями фильма не случайно, они характеризуют её как человека способного на искреннюю сердечную привязанность.
Тёплое отношение к ней Ильи Ильича (голос за кадром: «не делал различия между своим сыном и её детьми»).
Финальный эпизод явно перекликается с начальными кадрами фильма, где показаны сцены из сна Обломова: маленький Илюша, услышав о возвращении матери, бежит и радостно кричит: «Маменька приехала!» И Гончаров в своём романе, и Михалков в фильме показали, что всё лучшее в Обломове было от любви к матери. И сразу становится понятно, что любовь Агафьи Матвеевны к Обломову сродни любви матери к ребёнку.
Символика последних кадров финального эпизода (пшеничное поле, посреди которого бежит Андрюша и фамилия героини – Пшеницына) вызывает ассоциации героини с Землёй-матерью, щедрой, дающей всё, что нужно для жизни.
Музыкальное оформление финального эпизода – звучащая соло молитва «Ныне отпущаеши». Эта молитва подчёркивает святость материнских чувств. Слова её возвышают такие качества, как умение жертвовать, отдавать. Это было свойственно Агафье Матвеевне, даже то, что она отдала Андрюшу на воспитание Штольцам, говорит о том, что она желала ему блага, пусть даже в ущерб себе.
И возникает в сознании образ женщины, любящей не за что-то, а просто так, принимающей таким, каков ты есть, привыкшей отдавать, а не брать.
Сделаем первый вывод: Агафья Матвеевна представлена в фильме как воплощение безусловной, бескорыстной любви, её чувства к Обломову сродни материнской высокой любви.
Тогда почему героиня не появляется на экране?
На этом этапе исследования у нас появляется гипотеза:
вынося образ Агафьи Матвеевны за кадр, создавая его как внесценический персонаж косвенными средствами, авторы фильма хотели добиться возвышения героини.
Попробуем доказать это предположение.
3) Сопоставление экранного образа Агафьи Пшеницыной с экранным образом Ольги Ильинской.
Сначала обратимся к роману. Агафья Матвеевна – бедная вдова чиновника. Выглядела Пшеницына вовсе не изысканно. Гончаров отмечает её простодушное лицо, полноту, локти с ямочками, круглые полные ноги, отсутствие образованности, вечные хлопоты о хозяйстве и о домашних. Однако автор на протяжении многих страниц романа показывает в Агафье Матвеевне материнскую заботу, самопожертвование, безоглядную любовь, умение принимать близкого человека таким, какой он есть. Вот она бежит на другой конец города на рынок купить к обеду продукты посвежее, вот придумывает разные предлоги, чтобы заставить Обломова сделать ещё один круг на прогулке, потому что врач сказал ему больше ходить. Читая эти страницы, не держишь всё время перед глазами её внешний облик. Кроме того, Гончаров, не давая прямую оценку своим героиням, всё же выражал своё отношение косвенно, с помощью изобразительно-выразительных средств (сравнения: хотелось подвинуться к ней «как к доброму огню», стояла «как смирный конь» - даже последнее не кажется обидным, конь добрый, терпеливый, трудолюбивый). И этим вызывал тёплое отношение к ней читателя.
Теперь вернёмся к фильму. Специфика кино, в отличие от литературы, заключается в том, что зритель воспринимает героя в первую очередь через его внешний облик. Предположим, что режиссёр хотел бы, чтобы Пшеницына появилась на экране в исполнении какой-нибудь талантливой актрисы, подходящей по фактуре и внешним данным. В таком случае, Агафья Матвеевна выглядела бы простовато (здесь нужно заметить, что создатели фильма придерживались того внешнего облика героев, какими они даны в романе Гончарова). Сравним этот воображаемый образ Пшеницыной с экранным образом Ольги Ильинской в исполнении актрисы Елены Соловей. Ольга занимает довольно большое пространство фильма. Ольга умная, талантливая, деятельная натура. Она хороша собой. Мы видим её изящный силуэт то в изысканном платье, то укутанный в меха. Режиссёр даёт крупным планом одухотворённое лицо. Мы слышим пленительный голос – она поёт «Costa diva». Очень выразительна сцена в беседке, когда Обломов, отвечающий домашнее задание о культуре эпохи Возрождения, вдруг останавливает взгляд на прелестном завитке волос у Ольги на шее. И теряет дар речи Вот элегантная, смеющаяся Ольга катается на велосипеде. Создатели фильма точно следуют за Гончаровым: героиня изображена прелестной («Как она хороша!» - думал Обломов).
За привлекательным обликом в фильме не сразу заметна некоторая духовная ущербность Ольги. В отношениях с Обломовым она выставляет условия: если будешь вот таким, я буду с тобой.
Очень выразительна сцена фильма (этого эпизода нет в книге, это режиссёрская «находка»), когда Штольц (Ю. Богатырёв), Обломов (О. Табаков) и Ольга катаются в пролётке. Сначала правит лошадьми Штольц, а Обломов с Ольгой, как и полагается влюблённым, сидят позади вместе. Потом Ольга говорит: «Дайте, Андрей Иванович, я с вами сяду!» Пересаживается вперёд к Штольцу, уверенно берётся за поводья. Эти двое впереди - красивые, уверенные в себе, успешные. Они разговаривают, смеются, красиво поют дуэтом. А сзади за их спинами нелепо и потерянно маячит Обломов. Режиссер таким образом показывает прагматизм Ольги, её умение так же легко, как пересесть с одной скамейки на другую, поменять возлюбленного. Эта сцена глубоко символична. Авторы фильма говорят о том, что Ольге тоже свойственна «штольцевщина» - стремление поступать разумно и прагматично, даже когда речь идёт о сердечных делах. Заметим, что в романе Гончарова всё несколько иначе: Ольга первая рвёт отношения, но серьёзно переживает по этому поводу, а со Штольцем в тот момент её связывала только дружба. Значит, создатели фильма хотели подчеркнуть прагматизм героини в противовес жертвенной любви Агафьи Матвеевны. На Обломове Ольга в основном проверяет силу своих чар, ей нравится роль путеводной звезды, она любуется собою в этой роли. А зритель будет любоваться ею. И тогда у него может в финале фильма появиться такая мысль о главном герое: мечтал об Ольге, а получил Пшеницыну. Режиссёр, на наш взгляд, хотел добиться обратного: возвысить Агафью Матвеевну.
Вернёмся снова к финальной сцене фильма. За окном слышится радостный голос Андрюши: «Маменька приехала!» И беседа Ольги с мужем прерывается паузой. Мы видим искажённое болью лицо Ольги. Склонив голову на грудь, она тихо плачет. О чём эти слёзы? Наверное, о том, что эта любовь ребёнка обращена не к ней. На наш взгляд, этой сценой создатели фильма хотели показать, что в семье Штольцев не хватало сердечности, свойственной Агафье Матвеевне. Конечно, они вели здоровый образ жизни, «чтоб не расплескать ни капли из сосуда жизни» (Андрей Штольц, ч.2 романа), но в воспитании преобладал прагматичный подход. Сердечности, теплоты, видимо, не хватало.
4) Выявление авторской позиции создателей фильма в изображении Агафьи Пшеницыной.
Мы подошли к самому важному вопросу – вопросу об авторской позиции создателей фильма в изображении Агафьи Матвеевны. Исходя из всех собранных фактов, мы можем сделать вывод о том, что образ Агафьи Матвеевны представлен как образ женщины, способной на искреннюю глубокую привязанность. На вопрос, который читается между строк романа Гончарова (что ценнее – любовь требовательная, с выставлением условий или бескорыстная, безусловная?) авторы фильма дают свой ответ – говорят о ценности последней. Кроме того, на наш взгляд, авторы фильма хотели заставить своих современников задуматься о проблеме взаимоотношений. В 20 веке люди стали ещё более прагматичными по сравнению с веком Гончарова. Можно сказать, что «штольцев» стало больше, в том числе и среди женщин. Видимо, создатели фильма хотели сказать не только о ценности бескорыстной любви, но и о её дефиците. Возможно, отсутствие героини на экране тоже можно расценить как вопрос: «Где вы, Агафья Матвеевна?»
3. Заключение.
3.1. Выводы и результаты, полученные автором.
Проанализировав эпизоды фильма, осмыслив их значение в связи с содержанием романа, можно сделать вывод: создатели фильма говорят своим современникам о ценности, а возможно, и о дефиците таких человеческих качеств, как умение любить, ничего не требуя взамен, умение принимать человека таким, каков он есть, умение в первую очередь отдавать, а не брать. Чтобы донести это средствами кино до зрителя, авторы фильма образ Агафьи Матвеевны преподносят условно, через символические детали, отказываясь от зрительного образа.
Гипотеза доказана:
Вынося образ Агафьи Матвеевны за кадр, создавая его как внесценический персонаж косвенными средствами, авторы фильма хотели добиться возвышения героини.
3.2. Направления дальнейших исследований.
Изучение экранных интерпретаций литературных произведений особенно интересны в том случае, когда в исследовании не просто сопоставление сюжета, а сопоставление авторской позиции писателя и режиссёра. В этом смысле интересно сравнить между собой различные киноверсии.
3.3. Предложения по дальнейшему практическому использованию результатов исследования.
Данная работа может быть использована учителями русского языка и литературы при изучении творчества И.А. Гончарова в школе.
Приложение 1
Список используемых в работе терминов
Авторская позиция – в литературном произведении выраженное в тексте отношение автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, идейных, философских и нравственных проблем.
Внесценический персонаж – персонаж драматургического произведения, упоминаемый по ходу действия сценическими героями, но так и не появляющийся на сцене.
Символический эпизод, символическое значение, символический образ
(символ – условный знак, заключая в себе переносное значение, символ близок к сравнению, метафоре, многозначный художественный образ, в котором вторичные переносные значения слиты с основным, но не тождественны ему).
4. Список использованных источников и литературы
1.Гончаров И.А. «Обломов» - М. «Дрофа», 2007 г., с 606.
2.Лебедев Ю.В., Литература, 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. /Ю.В.. – М.: Просвещение, 2014, с.232
3. Безносов Э.Л. Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. «Дрофа», 2004 г., с.432.
4. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М. «Просвещение», 1978 г., с. 218.
Интернет-ресурсы.
http://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0103.shtml
https://ru.wikipedia.org
http://gramma.ru/LIT/?id=1.123
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Михалков Н.С., Адабашьян А.А. «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (художественный фильм в 2-х сериях, 1980 г.)
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
с. Сухобузимское, 2016
15