Технологическая карта урока по биологии на тему «Введение. Зоология — наука о Царстве Животные»
Технологическая карта
Разработка урока по биологии
Преподаватель Кравченко Инна Юрьевна
Класс, дата, предмет: 7 класс, 9сентября, биология
Тема урока: «Введение. Зоология - наука о Царстве Животные»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок смешанного типа.
Цели: дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле и их значении для окружающей среды и человека.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии, системой зоологических наук, выявить сходство и различие животных и растений, разнообразии и значении животных;
Развивающие: развитие познавательных интересов и инициативы учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений , умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Воспитательные: воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный.
Проверяет готовность обучающихся к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.
- Здравствуйте, я очень рада видеть вас.
Настраиваются к работе на уроке
2. Актуализация знаний.
- В этом году вы продолжаете изучать биологию. Вспомните, пожалуйста, что изучает биология?
Учитель по необходимости корректирует варианты ответов.
- Биология изучает живые организмы. Их многообразие, строение, жизнедеятельность, историческое развитие.
Все живые организмы на нашей планете выделены в четыре царства?
(бактерии (дробянки), грибы, растения, животные).
С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 6 классе. Вы узнали, что бактерий изучает биологическая дисциплина бактериология, грибы – микология, растения – ботаника.
Представителей царства животные изучает наука зоология. (слайд 1)
Ученики дают свои ответы
Ученики записывают тему урока в тетрадь
3. Целеполагание
- Ребята, а какие цели на данный урок мы можем поставить?
Учитель корректирует
Итак, сегодня на уроке нам необходимо познакомиться
1) с предметом изучения науки зоологии,
2) системой зоологических наук,
выявить
3) сходство и различие животных и растений,
4) разнообразие и значение животных
(слайд2)
Ученики предлагают свои варианты целей
4 Изучение нового материала.
Современная зоология – это система наук о животных.
Одни из них изучают внешнее и внутреннее строение животных, процессы их жизнедеятельности, поведение, развитие, взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле, историю развития и многое другое. Это такие науки, как морфология, анатомия, физиология, этология, эмбриология, экология, зоогеография, эволюция.
Другие науки изучают отдельные группы животных. Энтомология изучает насекомых, ихтиология – рыб, орнитология – птиц.
(слайд 3)
Таким образом, мы теперь понимаем, что зоология - система наук о животных.
Ученики слушают
Ученики записывают понятие
Несмотря на большое разнообразие, все животные имеют сходные признаки. Назовите черты сходства.
Это клеточное строение, способность к питанию, дыханию, росту, развитию, размножению. (слайд 4)
Но эти признаки характерны и для растений. В: Почему же животных выделили в отдельное царство?
Животные имеют ряд отличительных признаков:
способны к активному передвижению;
питаются готовой пищей;
клетки животных отличаются по строению от клеток растений.
Давайте вспомним строение клетки.
Сравните рисунки, на которых отражено строение растительной и животной клетки. Назовите отличия. (слайд 5 с рисунками)
Учитель корректирует ответы ребят
Строение растительной клетки.
Сверху клетка растений покрыта плазматической мембраной, поверх которой расположена плотная целлюлозная оболочка. Под оболочкой находится цитоплазма. В цитоплазме расположены ядро, вакуоли, заполненные клеточным соком и хлоропласты.
В: Какова роль хлоропластов?
- принимают участие в процессе фотосинтеза.
Познакомимся со строением клеток животных.
Сверху клетка животных также покрыта плазматической мембраной, но в отличие от растительной клетки, поверх плазматической мембраны нет твердой целлюлозной оболочки. Под оболочкой находится цитоплазма с ядром. А вот вакуолей в клетках животных нет. Нет и хлоропластов.
Как вы думаете, почему животные потребляют готовые органические вещества?
Клетки растений и животных отличаются составом запасающих веществ. В клетках растений запасается крахмал, в клетках животных – гликоген.
Запишите в тетради отличительные признаки животных. (слайд 6)
Учащиеся предлагают варианты признаков сходства
Учащиеся сравнивают рисунки и называют отличия в строении клеток
Учащиеся предлагают ответы
Учащиеся записывают в тетради
В настоящее время известно около 2 млн. животных (по некоторым данным, 3-4,5 млн.). Животный мир Земли изучен далеко не полностью. Наиболее часто описывают новые виды насекомых, число которых составляет свыше 1/3 всех видов животных.
Животный мир, таким образом, достаточно многочислен и многообразен. Все это можно увидеть на схеме (слайд 7)
Человек испытывает к различным животным отнюдь не одинаковые чувства; по-разному относимся мы к дождевому червю и слону, к амебе и шимпанзе. Как же мы все-таки относимся к животным? Какую пользу или вред могут оказывать животные на среду?
Учитель корректирует ответы
Ученики слушают, изучают демонстрационный материал
Учащиеся предлагают варианты
6. Физкультминутка (здоровьесберегающие технологии)
7. Обобщение нового материала.
Закрепим и обобщим полученные знания выполнив следующие задания.
1)Сейчас, используя раздаточный материал, соотнесите термины из схемы с их значениями.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Один ученик выполняет задание на доске
Проверим правильность выполнения задания.
2) Игровой момент (повторение известных сведений о роли животных)
Учитель называет функции животных, ученики называют виды животных
Осуществляют опыление растений...
Улучшают структуру почвы и плодородие...
Участвуют в распространении плодов и семян...
Учитель корректирует и дополняет по необходимости
3) А сейчас обратная задача.
Я буду называть животных, а вы определите какие функции в среде обитания они выполняют.
Навозные жуки, мертвоеды, кожееды...
Муравьи, божьи коровки, скворцы, совы, лисицы и др....
Коровы, овцы, зайцы, пчелы, лошади и многие другие...
Учитель корректирует и дополняет по необходимости
Работают с карточками в парах
Ученики дают свои варианты
Ученики дают свои варианты
...насекомые (пчелы, шмели, бабочки, жуки, муравьи и т.д.): птицы (колибри), летучие мыши
....дождевые черви, почвенные клещи, личинки насекомых.. многоножки
...муравьи (чистотел, хохлатка, марьянник растения, семена которых содержат особые отростки, богатые жировыми веществами, маслами, белками.) Сойка, кедровка, мышевидные грызуны, белка делают запасы плодов, а затем их теряют. Млекопитающие (звери), имеющие шерстяной покров, переносят цепляющиеся плоды таких растений, как лопух, череда и т. д.
Ученики дают свои варианты
...участвуют в разложении трупов и экскрементов
...поедая других животных, сокращают численность вредителей (насекомых-вредителей, мышевидных грызунов)
...являются источниками пищевых продуктов для человека
8. Контроль новых знаний /тест/.
- Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему урока. Необходимо на листочках написать ответы к вопросам, которые вы увидите на слайдах. Тест «Один вопрос – один ответ».
Демонстрирует слайды тестового опроса
- Теперь поменяйтесь с соседом по парте листиками, будем проверять, сравнивая с эталоном.
Демонстрирует слайды с ответами
Ученики письменно отвечают на листиках
Ученики проверяют ответы товарищей и оценивают их
9. Домашнее задание
1) стр.4-9 учебник, вопрос 4 на стр. 7, вопрос 2 на стр. 9
2) составьте сообщение о развитии науки зоологии
Ученики записывают д.з
10. Рефлексия.
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Где сможете применить свои знания?
Как вы считаете, на какую оценку вы работали?
Ученики дают свои варианты
Литература.
Биология. Животные. 7 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Латюшин В.В., Шапкин В.А.. издательство: 13-е изд., стер. - М.: Дрофа 2012 год.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования