Рабочая программа кружка Активисты школьного музея
Управление образования администрации муниципального образования
«Тахтамукайский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24» аула Шенджий
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по ВР Директор школы
Абреч З.Н. ___________Жане С.И.
“___”__________ 2015 г. “ ” _________2015 г.
Рабочая программа кружка «Активисты школьного музея»
Патриотическое направление Возраст обучающихся – 12-16 лет
2015-2016 учебный год.
Составитель: учитель истории и обществознания высшей кв. категории Жане С.И.
а. Шенджий2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Активисты школьного музея» составлена на основе
Закона об образовании
Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы: Казурова О.А., Константинов Ю.С. , программа подготовлена Федеральным центром детско - юношеского туризма и краеведения, рекомендована для использования в системе дополнительного образования детей. М. 2008г.
Образовательной программы МБОУ «СШ № 24» аула Шенджий.
Базисного учебного плана МБОУ «СШ № 24» аула Шенджий на 2015/2016 учебный год. Приказ №122 от 27.08.2015 г.
Положения школы «О рабочей программе кружка».
Цель программы:
- развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.
Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:
- создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
- формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экскурсиям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;
- внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения.
Цель достигается через решение следующих задач:
- формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;
- формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
- профессиональная ориентация подростков;
- формирование прочных трудовых навыков и навыков;
Задачи данной программы подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере - памятники и достопримечательности великой истории и культуры России; природный ландшафт; непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских городах; включенность подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности; приобретение разнообразных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков; формирования дружбы и товарищества путем совместной работы - вот реальные рычаги воспитания духовности и характера подростков.
Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно школьный музей - самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном образовательном проекте - создании школьного музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения.
Формы и методы работы. При реализации программы необходимо отдавать преимущество активным формам работы, предусматривать организацию краеведческих викторин, экскурсионных поездок, подготовку учащимися докладов, исследовательских работ, разнообразной наглядности (альбомы, раскладушки, плакаты), которая пополнит научно-вспомогательный фонд музея, а так же участие кружковцев в различных культурно-массовых мероприятиях, проводимых на базе школьного музея (экскурсии, музейные часы, вечера встреч). Реализация принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, уровня усвоения материала, формирование чувства ответственности за результат своего выбора. Процесс успешного развития навыков неразрывно связан с активной умственной деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в объединении. Воспитанники должны быть призваны активно соучаствовать в выработке, анализе и реализации действий по решению стоящих задач.
Организационно-педагогические условия
Рабочая программа «Активисты школьного музея» рассчитана на 35 часов на год обучения
Занятия проводятся с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия по выполнению творческих заданий, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация. Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий и консультаций с участниками объединения по их функциональным музееведческим и краеведческим специальностям.
Организация учебного процесса по программе предусматривается в течение календарного года (35 учебных недель)
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, мероприятия.
Результативность программы.
Результатом выполнения программы для учащихся является создание в музее раздела о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках.
По результатам обучения у учащихся должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
Знания
Умения и навыки
Понятие о музее и его предназначении. Понятие о структурной организации музея Культурное поведение в музее. Нахождение музейных терминов в тексте, работа со словарем
Понятие о коллекционировании древностей. Понятие о значении музеев для развития современного общества Начальные этапы работы с научно-популярной литературой
Понятие об основных типах и видах музеев. Ведущие музеи мира Определение профиля музея
Понятие основ исследовательской деятельности
Начальные выполнения учебно-исследовательской работы
Понятие термина «фонды музея»
Различие между подлинником и копией
Понятие термина «экспозиция»
Отличие музейных экспозиций по профилю музея
Понятие основных задач и функций выставки
Формирование художественного и эстетического вкуса
Понятие основ экскурсоведенияСоставление вопросов для экскурсовода по интересующей проблеме
Основные сведения по истории и культуре родного края Нахождение объектов культурно-исторического наследия. Ведение исследовательских записей
Понятие о культурно-образовательной деятельности музея Участие в научно-практической конференции
Основные этапы развития музейного дела в России и в Адыгее Отбор краеведческого материала по теме
Понятие о требованиях к организации и проведению поисково-исследовательское работы, к написанию и оформлению учебно-исследовательской работы Составление плана поисковой работы. Общение с людьми. Грамотное ведение поисковых и исследовательских записей. Написание и оформление учебно-исследовательской работы
Понятие об основной учетной документации музея
Заполнение инвентарной книги. Составление паспорта на музейный предмет
Понятие о планировании и организации экспозиционной работы
Составление тематико-экспозиционного плана. Оформление экспозиции. Составление аннотаций к экспозиции
Понятие об основных требованиях к художественному оформлению выставки
Оформление стенда, выставки. Подготовка экспонатов для выставки
Понятие об экскурсионной методике и профессиональном мастерстве экскурсовода
Создание текста экскурсии. Проведение экскурсии. Сочетание показа с рассказом
Основные памятники истории и культуры родного края. Понятие о методике проведения экскурсии по аулу и памятным местам Тахтамукайского района Изучение краеведческих объектов. Разработка маршрута по памятным местам своего аула и района. Проведение экскурсии
Понятие об организации культурно-образовательной работы в музее Выступление с докладом на научно-практической конференции
Понятие о современном развитии музеев
Составление рекламной афиши, буклета. Оформление текста для публикации в СМИ
Учебный план «Активисты школьного музея»
№ п/п
Тема Количество часов Срок проведения
I. Музей - хранитель наследия веков 18 1.
Исторические предпосылки возникновения музеев
1 2.
Историко-культурные памятники
1 3.
Крупнейшие музеи Республики Адыгея 1 4.
Крупнейшие музеи России 1 5 Крупнейшие музеи мира. 1 6 Музей в школе - хранитель памяти
1 7.
Вещественные музейные источники и архивные материалы
1 8
Источники информации. Подтверждение достоверности фактов
1 9 Комплектование фондов школьного музея
1 10 Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната
1 11. Определение и описание экспонатов
1 12 Фотография в музее
1 13.
Игры и праздники 1 14.
Музейная экспозиция
1 15.
Музейная экспозиция. Принципы и методы построения экспозиции
1 16
Приемы оформления сменной экспозиции.
1 17.
Сбор и обработка воспоминаний
1 18 Исследовательская деятельность в школьном музее
1 II. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы, родному селу. 6 19.
Семья. Семейные архивы
1 20 Мой населенный пункт
1 21 Военная слава земляков
1 22 Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение
1 23 Проект экспозиции, посвященной истории школы
1 24 Музейная экспозиция «Родная сторона» 1 4. Школа экскурсовода. 11 25 Экскурсионная работа. Классификация экскурсий
1 26 Методика подготовки и проведение экскурсий 1 27 Составление текста экскурсии
1 28 Формирования интереса к экскурсии
1 29 Пешеходная экскурсия с вовлечением зрителей в диалог
1 30 Пути овладения культурой общения
1 31 Развитие творческой активности
1 32 Проведения вечера-встречи в школьном музее 1 33 Психолого-педагогическая диагностика обучающихся. 1 34 Поход, экспедиция по родному краю 1 35 Подведение итогов года.
1 ВСЕГО ЧАСОВ
35 Содержание учебной программы
1. Музей - хранитель наследия веков.
1.1. Исторические предпосылки возникновения музеев.
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Охрана объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Цели и задачи работы музеев. Музейное дело в России. Закон Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.)
Классификация музеев. Государственные и частные музеи. Музей-заповедник, домашний музей, музей - выставка. Основы музейного дела.
Понятие «культура поведения». Правила поведения в музее.
Практические занятия.
Сформулировать при помощи изобразительных средств определения основных понятий: окружающий мир, время, культура, культурное наследие, музей, вещь музейного значения, подлинник, копия, реставрация. Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу». Посещение музеев, знакомство с их работой.
1.2. Музей в школе - хранитель памяти.
Туристско-краеведческое движение учащихся Российской Федерации «Отечество», его цели, задачи, участники, программы. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в учреждения образования. Задачи собирательской работы, её связь с профилем и тематикой музея, с содержанием туристско-краеведческих экспедиций.
Сущность понятия «школьный музей», его роль в микрорайоне. Документы, регламентирующие работу школьного музея. «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)» - основной документ по организации и деятельности школьного музея.
Понятие «профиль музея». Сущность и специфические особенности школьных музеев разного профиля. Функции школьного музея. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его членов, актив музея.
Практические занятия.
Посещение экскурсий в школьном музее. Планирование работы на год.
1.3. Фонды школьного музея.
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Сущность понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фотографии и документы родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды.
Практические занятия.
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Создание инвентарной книги собственного «домашнего музея».
1.4. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната.
Экспонат - памятник материальной культуры. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Рождение вещи, жизнь вещи, смерть вещи. Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Понятие об атрибуции музейных предметов. Взаимообмен экспонатами музея школы с другими музейными учреждениями и отдельными лицами.
Практические занятия.
Классификация предоставленных музейных предметов.
Формулирование правил хранения фотографий, семейных реликвий.
1.5. Музейная экспозиция.
Музейная экспозиция. Основные понятия раздела («экспонат», «экспозиционный материал», «тематическаяструктура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом). Экспозиция в школьном музее.
Тексты в музейной экспозиции, их назначение. Виды оглавительных и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приемы размещения текстов в экспозиции.
Научное определение и описание музейных материалов. Шифр собранных предметов и документов. Порядок приема и выдачи музейных материалов.
Практические занятия.
Знакомство с постоянной экспозицией музея. Анализ существующей в школьном музее экспозиции по содержанию, приемам построения и оформления экспозиции. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам школьного музея. Собирательская работа для домашнего музея.
1.6. Приемы оформления сменной экспозиции.
Классификация экспозиций. Музейная экспозиция - текст (музейные предметы - вещи) и подтекст (понятия - ценностная ориентация, этно-конфессиональное самосознание, этнические стереотипы поведения). Алгоритм разработки и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.
Практические занятия.
Планирование проекта сменной экспозиции. Разработка и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.
1.7. Сбор и обработка воспоминаний.
Правила сбора и обработки воспоминаний. Правила анкетирования и интервьюирования. Работа с информаторами по вопросникам. Современные требования к анкетам, интервью. Обработка анкет информаторов.
Переписка с земляками, ветеранами Великой Отечественной войны: правила оформления писем, выявление адресатов, фиксация ответов, оформление документов для фонда музея
Практические занятия.
Проведение анкетирования и интервьюирования членов семьи, родственников.
2. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы.
2.1. Семья. Семейные архивы.
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Мое родословное дерево. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Как записать рассказы и воспоминания родственников. Дом – портрет эпохи. Вещи в доме. Обряды рождения дома. Хранители очага, обереги. Моя улица, архитектурные особенности зданий.
Практические занятия.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей рода и родного края. Составление родословных таблиц. Изыскание семейных реликвий. Описание семейных архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
2.2. Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение.
Школа, назначение кабинетов и помещений, школьный двор, дорога в школу; названия прилегающих к школе улиц, предприятия и организации микрорайона, памятные и примечательные места и пр.
Практические занятия.
Составление плана-схемы микрорайона школы и его вычерчивание условными знаками с указанием назначения зданий и сооружений. Чтение плана школьного двора и школы.
Экскурсия по территории микрорайона школы и ближнему окружению с выяснением назначения различных зданий и сооружений (жилые, торговые, культурно-досуговые и пр.) и нанесением их на план местности.
2.3. Проект экспозиции, посвященной истории школы.
История школы (гимназии, лицея). Школьные традиции и достопримечательности. Роль учителя в школе. Учительские династии и их семейные реликвии. Выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Практические занятия.
Подготовка и проведение анкетирования и интервьюирования учащихся школы на тему: «Какой должна быть экспозиция о школе?» Подготовка к анкетированию и интервьюированию учителей школы.
3. Школа экскурсовода.
4.1. Организация школьного музея.
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Охрана труда и техника безопасности в фондовых и иных помещениях музея.
Практические занятия.
Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.
4.2. Пути овладения культурой общения.
Этика взаимоотношений детей и взрослых. Пути овладения коммуникативной культурой. Правила интервьюирования жителей. Проведение социологического опроса. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Правила коллективного создания текста экскурсии в школьном музее по вновь созданной экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии в школьном музее по экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии по памятным местам окрестностей школы.
Практические занятия.
Прослушивание экскурсий разных типов (по населенному пункту, в музее, по памятным местам).
4.3. Развитие творческой активности.
Практические занятия.
Участие в организации и проведении конкурсов детских работ «Открытки для ветеранов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Сбор и оформление воспоминаний ветеранов.
4.4. Психолого-педагогическая диагностика обучающихся.
Практические занятия.
Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Выявление психолого-педагогического портрета окружения обучающихся. Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр. Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития воспитанников.
4.5. Подведение итогов года.
Подведение итогов годовой работы. Разбор деятельности каждого участника, его вклада в общее дело. Подведение итогов индивидуальных проектов. Планы на следующий учебный год.
Список литературы
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений.
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11)
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.
Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи. Методические рекомендации. М.: 2002 г.
Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
Школьные музеи. Сб. документов. – М., 1987.
Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.