Рабочая программа факультативного курса «Спортивные игры» в 9 классе


Рабочая программа факультативного курса
«Спортивные игры» в 9 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Период обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с формированием духовных и физических качеств человека, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях демократического общества. Физическое воспитание – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может быть рассмотрено как второстепенный его компонент. Успехи системы физического воспитания не исключают необходимости дальнейшего ее развития и совершенствования. Развитие ловкости и точности движений – одно из фундаментальных условий решения этой задачи.
Программа «Спортивные игры» впервые наполняет содержанием раздел массового (общедоступного) спорта старших школьников, направленного на обеспечение физической подготовленности, укрепление здоровья и овладение спортивно-двигательными навыками, включая подготовку и участие в спортивных соревнованиях
 Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные игры.
С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает подростку возможность познать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интересным. Игра – самый увлекательный способ обучения, формирования юношеской души, развития физических сил и возможностей.Последовательность спортивных игр нужно заранее планировать, идти от простого к сложному. Нужно в процессе игр постоянно помнить о воспитывающих возможностях и умело использовать их.
Использование спортивных игр в качестве средств и методов спортивной тренировки позволяет решить задачи психической и моральной подготовки. Постоянное преодоление разнообразных препятствий, действуя в усложненных условиях, формирует морально-нравственную основу поведения занимающихся. Здесь воспитываются черты спортивного характера, отличающегося особой целеустремленностью и способностью к полной мобилизации в необходимых ситуациях.
Факультатив рассчитан на учащихся 9 классов. Занятия проводятся по 40 минут 1 час в неделю, в году - 34 часа.
Цель:
заложить основы доступных для детей знаний: о спорте, о летних и зимних видах спорта, о разнообразии спортивных сооружений, о разновидностях спортивной формы и спортивного инвентаря, понятия о соревнованиях и тренировке.
Задачи:
привить культуру здорового образа жизни для осознания физического и нравственного здоровья,
привлечь обучающихся к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом,
содействовать воспитанию чувства гражданской ответственности и патриотизма,
формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам техники безопасности на занятиях,
формирование интереса к активным занятиям физической культурой и спортом;
формирование двигательных умений и навыков, соответствующих психомоторному развитию детей определенного возраста, для совершенствования их физического состояния и различных его параметров (здоровья, физического развития, развития двигательных способностей);
развивать коммуникативные способности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Программу физического воспитания составляют жизненно важные двигательные упражнения, общеразвивающие и прикладные. В программу факультатива «Спортивные игры» включены игры – баскетбол, волейбол, пляжный волейбол, футбол, настольный теннис, бадминтон, пользующиеся большой популярностью среди учащихся.
Все эти игры направлены на физическое совершенствование подростка, на развитие двигательной системы, приспособленности к меняющимся жизненным обстоятельствам, закаленности не только физической, но и психологической. С одной стороны они развивают человека физически за счет жизненных состояний человеческого организма, а с другой – раскрывают и проявляют определенные черты характера, личные качества и способности.
Программа факультатива «Спортивные игры» предполагает освоение детьми основ знаний по теории и методике физической культуры, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований, об используемом инвентаре, о правилах поведения на спортивных площадках, о влиянии физических упражнений на организм человека, о формировании здорового образа жизни.
Содержание занятий включает в себя психологическую, физическую, техническую, тактическую, теоретическую и организационную подготовку.
Физическая подготовка включает в себя ОФП и СФП (ОПФ – общая физическая подготовка – направлена на повышение работоспособности организма, создает базу для достижения высоких результатов. СФП – специальная физическая подготовка – развитие физических качеств, специфических для данного вида спорта). В ФП включаются гимнастические ОРУ без снарядов, на снарядах и с предметами; кроссы, бег на короткие и средние дистанции, метание гранаты, прыжки, стойки, кувырки.
Во время технической подготовки вырабатывается умение владеть техникой выполнения отдельных приемов изучаемой игры. А тактическая подготовка предусматривает освоение индивидуальных, групповых и командных действий.
В процессе практических и теоретических занятий занимающиеся усваивают необходимые знания по гигиене, режиму питания и тренировки, технике и тактике игры и т.п. С этой целью используются беседы, наблюдения и разбор игр и практических занятий.
Структура занятия предусматривает три части: подготовительная, основная, заключительная.
Подготовительная – организация и подготовка к последующей деятельности. Проводится в виде разминки, направленной на специализированную подготовку организма к выполнению основной части занятия.
Основная – обучение специальным знаниям и навыкам и их совершенствование.
Заключительная – создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления, применяются упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Подведение итогов занятия.
Ожидаемые результаты программы.
создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровью, воспитанию и развитию личности;
формирование гармонически развитой личности, обладающей высоким уровнем резерва здоровья;
развитие физических, психических и социальных способностей;
выработка у учащихся должной формы поведения, помогающей избежать опасностей для жизни и здоровья;
создание познавательно–развивающей учебной деятельности учащихся на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подходов;
снижение заболеваемости среди учащихся.
Тематическое планирование 9 класс
№ СодержаниеКоличество часовформаконтроляДата проведениявсеготеорияпрактикаПо плануПо факту1
2 Техника безопасности. Виды спортивных игр. Правила и техника игры «Пляжный волейбол» 2 ч. 0,5 1,5 текущий7.09 14.09 3-6 Футбол. Техника передвижения. Бег. Передвижение. Остановки. Повороты. Ведение мяча. Удары. Техника защиты. Тактика нападения. 4 ч. 1 3 текущий21.09 28.09 5.10 12.10 7-13 Баскетбол. Техника передвижения. Стойка. Ходьба. Бег. Передвижение. Остановки. Повороты. Ведение мяча. Ловля. Ведение. Техника защиты. Тактика нападения. 7 ч. 1 6 текущий19.10 26.10 2.11 9.11 23.11 30.11 7.12 14-20 Волейбол. Техника передвижения. Передвижение. Стойка. Подача и прием мяча. Тактика нападения. Техника защиты. Владение мяча. 7 ч. 1 6 текущий14.12 21.12 11.01 18.01 25.01 1.02 8.02 21-27 Настольный теннис. Основы техники и тактики. Хватка ракетки. Техника передвижения. Стойка. Удар и подача мяча. 7 ч. 0,5 6,5 текущий22.02 1.03 8.03 15.03 22.03 29.03 12.04 28-31 Футбол. Техника передвижения. Бег. Передвижение. Остановки. Повороты. Ведение мяча. Удары. Техника защиты. Тактика нападения. 4 ч. 0,5 3,5 текущий19.04 26.04 3.05 10.05 32
33 Бадминтон. Техника передвижения. Передвижение. Остановки. Удары. Держание ракетки. Стойка. Подача. Способы держания волана. 2 ч. 0,5 1,5 текущий17.05 24.04 34 Итоговое занятие. 1 ч. 1 31.05 Итого: 34 ч. 5 29 Литература.
«Спортивные и подвижные игры в школе», тучин В.Е., Колчева В.В., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Белоглазова А.В., Волгоград, 1988.
«Спортивные и подвижные игры», под редакцией Ю. И. Портных, М: «Физкультура и спорт», 1984.
«Спортивные игры», под редакцией Ю. И. Портных, М: «Физкультура и спорт», 1975.
Распоряжение Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. “Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”
Комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М: “Просвещение”, 2005 год.