Статья на тему: СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОЛЛЕДЖЕ –ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА


СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОЛЛЕДЖЕ –ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Гаджиева М. М.
Костанайский педагогический колледж.

Современный век ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.
Исходя из актуальности данного вопроса, в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности среднего профессионального образования является создание здоровьесберегающей среды, развитие компетентности будущего педагога и полноценная подготовка специалиста к профессиональной деятельности.
Все направления образовательного процесса колледжа по формированию, сохранению, укреплению здоровья обучающихся находит отражение в реализации Здоровьесберегающих технологий. Одним из важных компонентов здоровьесберегающей среды является личностно – ориентированные технологии.

Ключевые слова: здоровьеформирующая среда, здоровьесберегающие технологии, здоровье, личностно – ориентированные технологии.

Kostanay pedagogical college
Kostanay, Kostanay region, Republic of Kazakhstan
Gajiyeva Mekhriban
CREATING OF HEALTH-FORMING ENVIRONMENT IN COLLEGE AS AN EFFECTIVE WAY FOR DEVELOPMENT OF ADEQUACY OF FUTURE TEACHER.

Modern age poses a lot of problem
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· health-preserving technologies. One of the most important components of health-preserving environment is personal-oriented technologies.

Keywords: health-forming environment, health-preserving technologies, health, personal-oriented technologies.

Гаджиева Мехрибан Мехмановна, преподаватель физической культуры КПК, магистрантка Омского Государственного педагогического университета. тел. 8702-79-88-644, e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Образовательный процесс в любом образовательном учреждении насыщен эмоциями, переживанием, чувствами, оказывающими влияние на успешность и к учебной деятельности и к овладению профессиональными навыками. Беря во внимание еще тот фактор, когда формируются группы пришедших учиться из разных школ города и области и с нового учебного года ставятся новые задачи сделать все, чтобы вчерашние школьники, имеющие зачастую неблагоприятный опыт общения с учебными дисциплинами, почувствовали благожелательный настрой педагогов и желание учиться в новом коллективе. Поэтому не случайно, что среди факторов риска, формирующих патологические состояния у подростков, важное место занимают различные стороны воспитательно - образовательного процесса, которые должны обеспечить здоровьеформирующую среду.
Здоровьеформирующая среда – это та модель педагогической деятельности, в которой раскрывается способ реализации основной программы при одновременном сохранении и укреплении здоровья будущих педагогов, где здоровье рассматривается в целостности его физического, психического и духовного статуса. [1]
Здоровьеформирующая среда – это совокупность условий, организуемых школой при обязательном участии учащихся и их родителей с целью охраны и укрепления здоровья школьников. [2]
О необходимости обеспечения необходимых условий в Законе РК «Об Образовании» (статья 48 Охрана здоровья обучающихся, воспитанников) указано:
1) в организациях образования обеспечивается выполнение необходимых мер по предотвращению заболеваний, укреплению здоровья, физическому совершенствованию, стимулированию здорового образа жизни обучающихся, воспитанников;
2) учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов образования, санитарно-эпидемиологических правил и норм, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования;
3) расписание занятий в организациях образования должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха обучающихся и воспитанников.
Исходя из поставленных задач, создание здоровьеформирующей среды для будущего педагога - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед нашим колледжем. Решение данной задачи требует разработки и внедрения здоровьеформирующих технологий, направленных на реализацию эффективных способов развития компетентности будущего педагога.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения обучающихся, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию взаимодействия на здоровье обучающихся и педагогов.
«Здоровьесберегающие технологии» интегрирует все направления работы колледжа по сохранению, формированию и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить, как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать обучающихся, чтобы они смогли вырасти здоровыми, хорошо подготовленными к будущей профессии.
Перенапряжение функциональных систем, снижение умственной и мышечной работоспособности, выраженное утомление, нарушение кровообращения – вот далеко не полный перечень «побочных» результатов современного образования. Все это говорит о том, что есть необходимость создания здоровьеформирующей среды в условиях профессионального образования и ее экспертизы.
Одним из важных компонентов здоровьеформирующей среды являются личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития как будущего педагога, реализацию его естественного потенциала. В таких технологиях личность не просто субъект, а субъект приоритетный. Личность является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-то второстепенной цели. В рамках личностно-ориентированной технологии самостоятельными являются технологии гуманно-личностная; технологии сотрудничества и свободного выбора.
Гуманно-личностная технология имеет психотерапевтическую направленность на поддержку личности, оказание ей помощи. В ней заложены идеи уважения и любви к ближнему, оптимистической веры в творческие силы личности. Эта технология полностью отбрасывает принуждение.
Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектно-субъектных отношениях педагога и учащегося.
Технология свободного выбора делает акцент на предоставлении личности свободы выбора и самостоятельности в разных сферах жизнедеятельности. Делая выбор, личность лучше реализует позицию субъекта, идет к результату от внутреннего интереса, а не от внешнего влияния.
Следовательно, современные технологии можно назвать здоровьеформирующими. Их применение способствует созданию комфортного психологического микроклимата, который положительно влияет на саморегуляцию будущего педагога. Поэтому личностно-ориентированные технологии необходимо использовать параллельно с созданием здоровьеформирующих условий. Они обеспечивают: развитие тела и физиологических систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и т.д.); развитие познавательных психических процессов (сенсорных и интеллектуальных), адекватность психического отображения, восприятия, внимания, положительного мышления, памяти и др.); формирование психических состояний в пределах нормы (импульсивность, тревожность, агрессивность); свободное естественное проявление положительных эмоций; развитие личностных качеств (ответственности за порученное дело, выдержки, уверенности в своих силах, знаниях; доброжелательности, самоуважения; эмоционально-волевой сферы, активности, целеустремленности, ценностного отношения к жизни, здоровью, природе, людям, миру на Земле, обучению); преодоление отрицательного отношения к личному здоровью, жизни, самому себе, к детям.
По данным сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Профессиональное училище № 8 г.Киселевска работает в инновационном режиме с апреля 2005 года. Тема научно-экспериментальной площадки: «Здоровьеформирующая среда начального профессионального образования как условие подготовки конкурентоспособного рабочего». Научно-методическим советом разработан комплекс экспертизы различных сторон воспитательно-образовательного процесса. По такой же технологии работает наш педагогический колледж.
За период работы в инновационном режиме значительно укрепилась материально-техническая база, особенно спортивно-оздоровительная. Реконструирован спортивный зал, создан тренажерный зал, лыжная база. Создана открытая (летняя) спортивная площадка (баскетбол, волейбол, спортивные сооружения). Раздел двигательной активности и физического развития обучающихся оценивается довольно высоко. Под руководством руководителя физвоспитания проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия, традиционные легкоатлетические эстафеты, спартакиады, лыжные гонки, туристические слеты, инструктивные сборы и т.д.
Открыта группа «Здоровье». Приобретен спортивный инвентарь и специализированные тренажеры. Налажена связь с организациями, содействующими здоровьеформированию: городской отдел здравоохранения; спортивный комитет; молодежное крыло «Жас-Отан».
Активное включение педагогического коллектива в оздоровительный процесс принципиально изменило ситуацию. Сформирована система обучения обучающихся по здоровьесберегающим технологиям, изменилось в лучшую сторону политика содействия здоровью обучающихся. Один из возможных путей организации здоровьесберегающего образовательного процесса – это составление расписания с учетом динамики работоспособности в сочетании со сложностью предметов. Все это способствует сохранению высокой работоспособности и здоровья обучающихся.
Известно, что работоспособность, как в течение дня, так и в течение недели претерпевает закономерные изменения. На основе данных, полученных Новосибирским государственным педагогическим университетом (ГПУ), представленных в сборнике «Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации УВР в образовательных учреждениях» (Новосибирск, 2000), даны рекомендации по составлению рационального расписания уроков. Считается, что расписание уроков составлено правильно, если образуется кривая с одним пиком, приходящимися на вторник и среду, и составлено нерационально при наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле.
Требования к образовательной технологии с точки зрения сохранения здоровья обучающихся: а) обеспечение здоровьесберегающей направленности содержания предметов; б) учет возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей обучающихся; в)построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций; г) обеспечение прочного запоминания; д) учет основных свойств о нервных процессов обучающихся; е)учет индивидуальных особенностей обучающихся; ж) обеспечение мотивации к обучению; з) личностно-ориентированное образование; и) обеспечение развития личности в учебной деятельности; к) осознание успешности обучения; л) стимулирующая роль оценки; м) развитие творчества в обучении; н) исключение перегрузки памяти; о) обеспечение адекватного восстановления сил.
Успешнее всего педагоги справляются с такими функциями, как: учет возрастных анатомо-физиологических особенностей юношей и девушек (85%); осознание успешности обучения (84,5%), обеспечение стимулирующей роли оценки; обеспечение здоровьесберегающей направленности содержания предмета (78,5%); Хуже выполняются такие требования к технологии, как: учет состояния здоровья обучающихся (54,6%); обеспечение развития личности в учебной деятельности (61,3%).
Таким образом, вышеизложенное является основными показателями развития компетентности будущего педагога и в системной последовательности приобщение колледжа и каждого педагога к созданию здоровьеформирующей среды. Поэтому мы учитываем:
осознание проблемы негативного воздействия колледжа на здоровье обучающихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
признание педагогами колледжа своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья, обучения, развития, воспитания обучающихся;
овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций).

ЛИТЕРАТУРА
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М.: Медицина, 1989. – 128 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако.2004.296с.
Коростелев Н.В.Воспитание здорового школьника.М.,1986
Мажар Н.Е., Косенкова Т.В. Здоровьесберегающие технологии высшего учебного заведения как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Университеский вестник. 2007. № 1 (13). С. 3–7.
Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова. – СПб. : Каро, 2006. – 176 с.
Самойлов А.Б., Пучков А.А. Высшая школа и концепции здоровья: многообразие и противоречия // Молодежь, здоровье, физическая культура и спорт в современных условиях: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. В.П. Губы. Смоленск: СГУ, 2008. С. 148–152
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.
Интернет-ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]