ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ — ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА И ЗАЩИТНИКА СВОЕЙ СТРАНЫ.


Никитин Сергей ЭриксоновичВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА И ЗАЩИТНИКА СВОЕЙ СТРАНЫ.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №17 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области.
Проблема формирования военно-патриотического воспитания молодежи в силу ее потенциальной значимости в социуме является одной из актуальных в современном обществе. Отсутствие целенаправленных и систематических военно-физических занятий молодежи в недавнем прошлом негативно отразилось на подготовке призывников в Вооруженных силах Российской Федерации, вызвало нежелание юношей служить в армии. Этим вызвано наше желание выяснить положение дел сегодняшнего дня на примере нашей школы №17, города Сызрань, Самарской области.
Понятие патриотизма у всех вызывает довольно смешанные чувства и эмоции. Для одних – это очень важно, для других – ничего особенного, третьи – понятия не имеют, о чем идет речь. Но все же для многих очень важно быть самому патриотом, и так же воспитать своих детей.
Самое распространенная ассоциация о человеке-патриоте – это человек в военной форме. Однако патриотизм заключается в нашем поведении, в уважении к предкам, почитании традиций, соблюдении своего как физического, так и морального здоровья, создании крепкой семьи, и воспитании детей на тех же основах. Чувство патриотизма есть в душе у каждого человека, но необходимо его просто пробудить, суметь достучаться и поставить правильные жизненные приоритеты.
. В нашей стране, более 300 лет тому назад, зародилась, многие десятилетия отлаживалась и постоянно совершенствовалась система раннего воинского воспитания, обучения и патриотического воспитания подрастающего поколения. Начало этому положил великий преобразователь России, Петр I.
На разных исторических этапах нашей страны по разному велась работа по воспитанию молодого поколения, но цель была одна – воспитать преданного своей стране патриота и гражданина. Создавались кадетские корпуса, навигацкие школы, подготовительные школы, суворовские и нахимовские училища. За все время их существования была подготовлена целая плеяда великих военноначальников и полководцев.
Современная социально-экономическая и военно-политическая обстановка предъявляют высокие требования к военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В этой связи становится все более неотложным решение задачи фундаментального и всеобъемлющего решения всего комплекса проблем, накопившихся в деятельности по воспитанию патриотизма, обеспечению готовности молодежи к выполнению гражданского и воинского долга по защите Отечества.
Реализация этой задачи невозможна без глубокого и серьезного осмысления всех тех вопросов, от решения которых зависит уровень организации и эффективность патриотического и военно-патриотического воспитания.. Школа постепенно становится основным военно-воспитующим звеном молодежи, именно в школах закладываются основы патриотизма в школьниках.
Само понятие «военно-патриотическое воспитание», как определил статс-секретарь – заместитель министра обороны Российской Федерации Н. Панков:
«это социальная технология, предлагающая юному гражданину приобрести важнейшие личностные морально-психологические качества, которые помогут ему противостоять имеющимся негативным тенденциям».
Военно-патриотическое воспитание, подготовка граждан к военной службе, сама военная служба по призыву должны рассматриваться, как обязательный экзамен на звание гражданина и патриота.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 года № 134-р была принята Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года, которая определяет цели, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе.
Концепция определяет основные задачи подготовки на период до 2020 года, однако на примере нашей школы можно сказать, что часть положений у нас работает уже давно.
Пункт 2 концепции совпадает с тенденцией общества и Российского образования на здоровый образ жизни и повышении физической подготовленности молодежи. Рост физической подготовленности юношей отмечается отделом военного комиссариата Самарской области по г.Сызрань при проведении ежегодных смотров конкурсов физической подготовки 11 классников города Сызрань. Юноши 17 школы всегда выступали достойно, показывая хорошие результаты. Этому способствует ежедневная работа педагогов внедряющих в свою повседневную деятельность здоровьесберегающие технологии, которые позволяют добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Эта система состоит из методов, приемов, которые проходят через:
плановые уроки по физической культуре,
плановые уроки по ОБЖ – раздел «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни,
проведение внеклассных мероприятий, привлечение учащихся в спортивные секции:
волейбольной, баскетбольной, лыжной, 6-ти спортивно-оздоровительных групп и стрелкового кружка.
пропаганда здорового образа жизни
проведение мониторингов по изучению состояния здоровья учащихся.
В школе ведется учебная работа, мероприятия военно-патриотического и морально-психологического характера, направленные на воспитание патриота и гражданина и качественную подготовку юношей к службе в вооруженных силах России:
плановые занятия по ОБЖ, разделы: «Основы военных знаний» и «Основы здорового образа жизни»;
интегрированные уроки физическая культура+ОБЖ; история +ОБЖ;
биология +ОБЖ; химия +ОБЖ и др.
Кружковая работа
Внеклассные мероприятия
Военно-спортивные мероприятия и соревнования.
Проведение внеклассных мероприятий
Проведение декады физической культуры и ОБЖ, «дней здоровья» в весенний и зимний периоды;.
Проведение конкурсов и игр «А ну-ка, парни!», «Богатырские потешки», «Веселые старты», «Школа безопасности», «Меткий стрелок», «Лабиринт», «Зарница»;
Проведение «Дней защиты Детей», «Дней здоровья», «Дней гражданской защиты»
Проведение школьных этапов и участие в городских соревнованиях «Безопасное колесо», «Дружин юных пожарных», «Орленок», «Разведчик», «Патриоты России».
Активное участие учащихся 10 классов в учебных военных сборах и тесное взаимодействие с отделом военного комиссариата при проведении мероприятий сборов.
Военно-патриотическое воспитание, подготовка молодых людей к службе в ВС и силовых структурах РФ составная часть сложного воспитательного процесса и начинать его нужно как можно раньше, с приходом ребенка в школу, с первого класса.
Воспитательная работа с молодёжью проводится при тесном сотрудничестве с местными органами исполнительной и законодательной власти, ветеранскими организациями и родительской общественностью. При их помощи был произведен капитальный ремонт и обновлена материальная база кабинета ОБЖ. На сегодняшний день методическая база школы, имеет все необходимое для качественной подготовки учащихся по вопросам ОБЖ и основ военной службы. На базе школы регулярно проводятся различные мероприятия городского уровня, Западного управления Министерства образования. (Совещания, мастер-классы, открытые уроки, методические советы преподавателей ОБЖ, и д.р.), Отдела военного комиссариата Самарской области по г. Сызрань, Военного комиссариата Самарской области. Депутат Думы г.о. Сызрань Ананьев С.Н. подарил макет автомата Калашникова – АК-74, который активно используется при проведении занятий и различных мероприятий в школе.
Большая воспитательная работа проводится при поддержке руководящего состава частей Сызранского гарнизона и филиала Военного Учебного Научного Центра ВВС ВВА им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина. Частые гости в школе неоднократные чемпионы мира по вертолетному спорту полковник Васильев Петр Викторович и подполковник Дегтярь Виктор Васильевич, начальник профессионального отбора училища подполковник Охотин Вячеслав Вячеславович, участник боевых действий в ДРА подполковник Дацюк Александр Николаевич и многие др.
Выпускники нашей школы практически ежегодно поступают в военные учебные заведения МО и МВД. Некоторые из них уже в офицерском звании часто посещают школу, например Начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы отдельной эскадрильи специального назначения МВД РФ капитан Никитин С.С. и Штурман звена вертолётной эскадрильи капитан Илюшин Р.Ю., летчик –штурман лейтенант И.А.Кочнев. Новиков Максим и Оськин Павел выпускники 2013 года , только на днях получили распределение в войска. Выпускники 2010года – Вишняков Илья, Ящерицын Алексей и Марукович Антон достойно отслужили по призыву и успешно влились в гражданскую жизнь. Неизгладимые впечатления оставляют встречи с ветеранами войн и вооруженных конфликтов. Учащиеся всегда с большим интересом слушают рассказы ветеранов, задают много вопросов.
В школе создан и активно проводит работу школьный музей. Активом музея организуются экскурсии, уроки мужества, тематические вечера, выставки. Классные руководители проводят в музее уроки граждановедения, классные часы, встречи с ветеранами боевых действий. На базе музея организуются школьные конференции и семинары военно-патриотической направленности.
Юноши ежегодно активно принимают участие в учебных пятидневных сборах. Изучают оружие и боевую технику, знакомятся с жизнью и бытом военнослужащих, приемами обращения и стрельбы из боевого оружия. По итогам работы по подготовке к службе в Вооруженных силах Российской Федерации и высокий уровень военно-патриотического воспитания школьников школа неоднократно награждалась переходящим кубком Военного комиссариата г.Сызрани.
Вся эта огромная работа ведется коллективом школы с одной лишь целью:
воспитать ГРАЖДАНИНА И ЗАЩИТНИКА СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА.
В связи с этим напрашивается ряд вопросов:
Насколько эффективна проводимая работа
Насколько школьники понимают суть проблемы
Готовы ли обсуждать учащиеся проблемы патриотизма и военно-патриотического воспитания.
Какую они имеют гражданскую позицию на данном этапе своей жизни.
Изучение этих проблем решено было проводить среди учащихся 8-11 классов. Во первых это категория молодых людей, которые вполне адекватно могут оценивать свои поступки и окружающий мир. У 9 - 11 классников период жизненного определения. 8-ми классники - промежуточный возраст между детством и началом юности. Поэтому мнение этих людей вполне может быть объективным при исследовании наших вопросов.
Для проведения исследования были разработаны тесты, дав ответы на которые, учащиеся ответили на интересующие нас вопросы.
В опросе участвовало 99 респондентов.
Результаты опроса - ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Таким образом, анализируя данные ответы можно сделать следующие выводы:
Учащиеся среднего звена и старших классов в полной мере осознают, что такое патриотизм, военно-патриотическое воспитание, исполнение гражданского долга и т.д. и полностью в курсе поднятой темы. Из этого можно сделать вывод , что наши ученики в полной мере охвачены военно-патриотическим воспитанием и вполне патриотичны.
Исследуя ответы учеников на поставленные вопросы заметно влияние современной общественно-политической ситуации на их сознание. Они более свободно мыслят, более прагматичны, абсолютно не закомплексованы в своих суждениях и оценке окружающего мира.
Исходя из положений первых двух пунктов можно сделать общий вывод, что работа по военно-патриотическому воспитанию в школе находится на достаточно высоком уровне. Однако работы в этой области предстоит еще очень много.
Список литературы.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010г № 134-р
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795)
3. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. – М.: Айрис-пресс, 2006.
4. Авель Иеромонах (Усачев). Серьезные дела «потешных» полков // Красная Звезда. – 3 апреля 2010.
5. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. – М.: МПА, 2000.
6. Боевые традиции Вооруженных Сил. Символы воинской чести. – М.: ВУ, 2004.
Приложение №1.
Результаты опроса.
Вопрос №1. Какого человека, на Ваш взгляд, можно назвать патриотом?.
Предложено было выбрать одну группу на их взгляд наиболее подходящую.
Который любит свою страну, свой народ – 24 ответа, 24,1%.
Законопослушен, честный, добросовестный, смелый, бескорыстный – 18 отв.,18,1%
Который заботится о своей стране, своем народе, приносит ему пользу – 16отв, 16,2%
Конкретные известные люди (В.В.Путин, В.В.Жириновский, А.И.Солженицын и др) – 8 ответов, 8,1%
Который готов к самопожертвованию ради своей страны – 9 отв, 9,1%.
Люди служившие или проходящие службу в армии, кто воевал за Родину – 11 отв., 11,1%.
Кто живет в своей стране, не уезжает из неё – 3 ответа, 3,1%.
Обычные люди нашей страны – 2 ответа, 2,1%.
Сейчас патриотов нет – 2 ответа, 2%
Затруднились ответить – 6 ответов, 6,1%..
Анализируя ответы на первый вопрос, можно смело сказать, что работа по патриотическому воспитанию в школе ведется очень даже правильно. Большинство учеников дали достаточно правильную характеристику человеку патриоту.
Вопрос№2. Считаете ли Вы, что нужно обращаться к опыту патриотического воспитания Советского времени?.

Вопрос №3. Что именно, по вашему мнению, следует Заимствовать из опыта патриотического воспитания Советского времени?
Предложено было выбрать одну группу на их взгляд наиболее подходящую.
Забота о досуге детей и молодежи – 24 ответа, 24,1%.
Опыт Воспитания детей и молодежи – 14 ответов, 14,1%.
Знание истории, преемственность поколений – 2ответа, 2,1%.
Военно-патриотическое воспитание – 10 ответов, 10,1%.
Обеспечение дисциплины, порядка, стабильности – 2 ответа, 2,1%
Служба в армии – 9 ответов, 9,1%.
Бесплатное образование – 5 ответов, 5,1%
Внимание к детям и молодежи в целом – 10ответов, 10,1%.
Организация работы с молодежью – 18 ответов, 18,1%
Затруднились ответить – 5 ответов, %.1%.
Понятно конечно, что это поколение не может помнить, как было в Советском союзе. Однако данные ими ответы говорят о том, что они в курсе событий, слышали, что-то из рассказов своих близких и дали, в общем-то, ожидаемый ответ. Приоритеты отданы заботе о молодежи и ее воспитании, военно-патриотическому воспитанию и службе в армии.

Вопрос №4. Возможно ли в нашей стране использовать опыт патриотического воспитания других стран?

Вопрос №5. Как Вы считаете, сегодня в школе ведется или не ведется военно-патриотическое воспитание.

Вопрос №6. Как Вы считаете, на сегодняшний день средства массовой информации способствуют или не способствуют воспитанию патриотизма?

Вопрос №7. Как Вы считаете, сегодня семья воспитывает или не воспитывает патриотизм?

Вопрос №8. Приносит ли военно-патриотическое воспитание пользу в воспитании патриота или наносит вред?

Вопрос №9. Патриот должен гордиться и любить свою Родину, возможно ли ее только любить или только гордится?

Вопрос №10. Что такое военно-патриотическое воспитание, как Вы понимаете это выражение.
Предложено было выбрать одно определение, самое правильное на взгляд респондента.
Воспитание любви к Родине – 18 ответов,
Воспитание детей и молодежи – 8 ответов,
Подготовка к службе в армии – 13 ответов.
Исполнение воинского долга – 13 ответов.
Труд и служение на благо Родины – 9 ответов.
Быть патриотом – 6 ответов,
Политическое, идеологическое воспитание, пропаганда идей патриотизма – 10 ответов
Изучение истории страны и истории Вооруженных сил – 10 ответов
Участие в военно-патриотических мероприятиях и объединениях – 15 ответов,
Затруднились ответить – 2 ответа.
Мнения респондентов разделились, но данные ответы как раз и характеризуют определение военно-патриотического воспитания.
Вопрос №11. Считаете ли Вы или не считаете себя патриотом?

Вопрос №12. С Вашей точки зрения, какую часть Россиян можно назвать патриотами?
а) всех; б) большинство, в) половину, г) меньшинство, д.) никого.

Вопрос №13. Может ли патриот критиковать власти своей страны?

Вопрос №14.Возможно ли патриоту избегать службы в армии?

Вопрос №15. Может ли патриот не знать Гимна своей страны?

Вопрос №16. Может ли патриот быть равнодушен к родной природе?

Вопрос №17. Может ли патриот не знать историю своей страны?

Вопрос №18. Может ли патриот позволить себе не ходить на выборы?

Вопрос №19. Может ли патриот предпочитать иностранную, а не отечественную литературу и искусство?

Вопрос №20. Может ли патриот позволить себе жить и работать за границей?