Программа деятельности юнармейского отряда Альфа
Программа деятельности юнармейского отряда «Альфа»
Пояснительная записка
В связи с требованиями современной тактики, необходимостью защиты от возможных террористических актов, мелких вооруженных формирований, в условиях вооруженного противодействия в лесной, горной, пустынной, городской местности, во много раз возрастает роль военно-патриотического воспитания школьников.
В «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» говорится о том, что переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:
снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу;
отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе;
отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан, начиная с дошкольного возраста;
недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях;
Учитывая запросы общества и современную ситуацию в Вооруженных Силах России, в МАОУ СОШ №5 был организован Юнармейский отряд «Альфа».
Юнармейский отряд «Альфа» даёт воспитанникам разностороннее дополнительное образование, включающее в себя начальную военную подготовку, основы традиционной казачьей культуры, традиционные российские понятия о патриотизме, защите Отечества от иноземных захватчиков, мужестве и героизме воинов в борьбе за свободу и независимость своего народа.
Данная программа рассчитана на изучение курса в течении 68 часов в год, всего три года обучения.
Цель программы:
Развить у воспитанников начальные военные навыки, лучшие качества патриота России, преемственности поколений на основе военных и культурных традиций Российского воинства.
Задачи:
1. Обучение школьников начальной военной подготовке.
2. Совершенствование военно-патриотического воспитания, организация досуга подготовка к службе в ВС РФ.
3. Содействие личностному развитию подростков, укреплению физического и психологического здоровья, преодолению возрастных кризисов.
Направления реализации программы:
- Основы традиционной казачьей культуры (изучается в лагерях);
- Тактика действий Вооруженных Сил в современных вооруженных конфликтах;
- Общевоинские Уставы ВС РФ;
- Огневая подготовка;
- Военно-медицинская подготовка;
- Выживание в экстремальных условиях;
- Строевая подготовка.
В военно-патриотическом клубе организованы 2 - 3 отделения в зависимости от возраста обучаемых, знаний и навыков.
Ключевые знания, умения, навыки, приобретаемые воспитанниками за время реализации программы:
Знать:
основные положения Боевого Устава, общевоинских Уставов ВС РФ;
основы стрельбы, устройство и правила обращения с оружием, меры безопасности при обращении с оружием и при проведении стрельб;
основы боевых действий подразделений Сухопутных Войск, обязанности военнослужащего в бою, сигналы управления, основы наблюдения, разведки, маскировки, тактико-технические данные основных образцов оружия ВС РФ и вероятного противника;
способы остановки кровотечения, правила наложения медицинских повязок, правила проведения сердечно-лёгочной реанимации;
основы традиционной казачьей культуры;
правила поведения человека в экстремальных ситуациях, основы психологической само- и взаимопомощи.
Уметь:
обращаться с оружием, правильно его использовать, хранить и смазывать;
применять в боевой обстановке сигналы управления, вести наблюдение, разведку, проводить маскировочные мероприятия, грамотно передвигаться в бою, устанавливать противопехотные и противотанковые мины и «растяжки» и обнаруживать их по демаскирующим признакам;
правильно и чётко выполнять строевые приёмы;
оказывать первую медицинскую помощь;
петь казачьи песни, играть в традиционные казачьи игры, танцевать кадрили и другие танцы;
правильно действовать в экстремальной ситуации, грамотно оказывать психологическую помощь;
строить временные убежища, добывать и готовить пищу, разжигать костры.
Критерии результативности программы:
Механизм определения результативности и достижений кадет ведется в ходе учебного процесса на каждом занятии при выполнении практических занятий и заданий, контроль ведется только в индивидуальном порядке, вместе с обучаемым анализируются результаты выполненного задания, при этом указываются положительные стороны, какие допущены ошибки, недостатки, даются рекомендации по их устранению.
Кроме того, во многих заданиях, упражнениях заложены конкретные задания, условия его выполнения, дается устная оценка применительно к школьной оценке («удовлетворительно», «хорошо», «отлично»), а результаты заносятся в журнал учёта боевой подготовки отряда. Обучаемым рекомендуется вести конспекты в специальных тетрадях, что дает возможность затем проводить анализ полученных знаний, умений и выяснить как положительные стороны, так и допущенные ошибки и делать практические выводы по их устранению.
Окончательной оценкой результативности является достижение результатов по таблицам оценок (Приложение 3).
Распределение учебного времени прохождения программного материала по годам обучения
№ Вид программного материала Количество часов
1 год 2 год 3 год Всего
1 Тактика действий Вооруженных Сил 9 10 13 33
2 Общевоинские Уставы ВС РФ 5 4 3 12
3 Огневая подготовка 26 22 7 55
4 Военно-медицинская подготовка 8 8 16
5 Выживание в экстремальных условиях 6 9 19 34
6 Строевая подготовка 24 20 10 54
Итого 68 68 68 204
Тематическое планирование предмета "Тактическая подготовка"
Кол-во часов Тема
1 год 2 год 3 год 1 Основы боевых действий подразделений Сухопутных Войск
2 Сигналы управления
4 Действия солдата в бою
2 Наблюдение
2 Маскировка
2 Разведка
2 МСО в наступлении
4 Тактико-строевое занятие. Наступление МСО в составе МСВ в условиях вне соприкосновения с противником.
2 Организация обороны МСО в условиях горно-лесистой местности
2 Выбор, подготовка и маскировка огневых позиций, схема опорного пункта взвода.
4 Тактико – строевое занятие. Организация обороны МСО
2 Тактико-технические данные основных образцов оружия вероятного противника.
2 Демаскирующие признаки минно-взрывных заграждений, ведение инженерной разведки, обезвреживание минных полей и заграждений.
2 Тактико – строевое занятие. Совершение марша 10 км в составе взвода
33 Итого
Тематическое планирование предмета "Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации"
Часы Тема
2 Строевой Устав - основные положения
4 Устав внутренней службы - обязанности лиц суточного наряда
2 УГиКС - Пост, часовой, караул, неприкосновенность часового
2 Дисциплинарный Устав - поощрения и наказания
1 1 Боевой Устав Сухопутных Войск - действия солдата в бою, отделение в обороне, отделение в наступлении
12 Итого
Тематическое планирование предмета "Огневая подготовка"
Кол-во часов Тема
1 год 2 год 3 год 10 Взаимодействие частей и механизмов при выстреле из АК, порядок разборки и сборки АК. Тренировка в разборке.
1 Меры безопасности при проведении стрельб и пользовании различными видами оружия.
1 0сновы стрельбы из стрелкового оружия. Внутренняя и внешняя баллистика. Прямой выстрел.
2 Изготовка к стрельбе и производство выстрела из АК
1 Правила стрельбы из АК
5 Уход за оружием, его хранение и сбережение
1 Ручные осколочные гранаты
4 Метание гранат
12 11 7 Стрелковые тренировки из пневматической винтовки
55 Итого
Тематическое планирование предмета "Военно-медицинская подготовка"
Кол-во часов Тема
1 год 2 год 3 год Первая помощь при ранениях
2 Способы остановки кровотечения
2 Перевязка, виды повязок
Первая медицинская помощь при переломах
2 Иммобилизация
2 Подручные средства
2 Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых
Содержание санитарной сумки
2 Медикаменты, способы их применения.
2 Инфекционные заболевания и их профилактика.
Сердечно-лёгочная реанимация
2 Правила проведения СЛР
16 Всего
Тематическое планирование предмета "Строевая подготовка"
Часы Тема
1 год 2 год 3 год 2 Строевая стойка. Выполнение команд.
2 Движение шагом и бегом. Изменение скорости движения. Прекращение движения.
2 Повороты на месте.
10 4 Движение строевым шагом. Повороты в движении.
2 Выход из строя и возвращение в строй
4 2 Отдание воинского приветствия на месте и в движении без оружия. Подход к начальнику.
2 8 5 Строевое слаживание. Прохождение торжественным маршем
6 5 Прохождение с песней
54 Итого
Тематическое планирование предмета "Выживание в экстремальных условиях"
Кол-во часов Тема
1 год 2 год 3 год 1 Психология выживания. Предотвращение паники, подавление страха, способы психологической саморегуляции1 Предметы, помогающие выживанию. Пользование ножом, подбор ножа, как средства выживания, использование подручных средств.
2 Ориентирование на местности без карты, с картой, определение сторон света по местным предметам.
1 Устройство убежищ - летние и зимние укрытия
1 Добывание огня, разведение костра для обогрева и приготовления пищи.
1 Пища растительного происхождения, животного происхождения, рыба и моллюски.
2 Ловушки, самодельное охотничье оружие
2 Разделка туш животных и приготовление пищи.
1 Приготовление пищи из ограниченного количества продуктов.
3 Организация быта в природных условиях (умывание, баня, туалет, умывальник, утилизация отходов и др.)
19 Закрепление материала в двудневном лагере
34 Всего
Библиографический список:
Конституция Российской Федерации.
Закон РФ «О безопасности» №390-ФЗ от 28.12.2010.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ). Закон РФ «О борьбе с терроризмом» №35-ФЗ от 06.03.2006.
Декларация о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Министра образования РФ от 13 июня 2002 г. № 2207.
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122.
Решение коллегии Министерства образования от 10.04.01. № 8/2 «О проблемах и перспективах реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации».
С.Б. Попцов. Программа обучения курсантов юношеских военно-патриотических школ. Областной центр « Подросток». Оренбург. 1999г.
И. Дамаскин, П. Кошель. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. Энциклопедия для школьников. Москва. «Олма-пресс». 2001г.
С. Охлябин. Честь мундира. Русская армия от Петра I до Николая II. Москва. Издательство «Республика». 1994 г.
Б.И. Мишин. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 10-11 классов. Издательство АСТ-ЛТД. Москва. 2000г.
Б.И. Мишин. Основы безопасности жизнедеятельности. Программно-методические материалы. 1-11 классы. «Дрофа». 2001 г. 128 с.
Б.И. Мишин. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. Москва. ООО «Издательство Астрель» 2002 г. 285с.
В.Н. Латчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 10-11 классов. Издательство АСТ-ЛТД. Москва. 2000г.
В.Н. Латчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. Издательство «Дрофа». 2001 г. 10 и 11 класс. 128с.
И. К. Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 10-11 классов. Москва. «Просвещение». 1998 г.
А.А. Волокитин и другие. Основы безопасности жизнедеятельности. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11-х классов. «Дрофа». 2003 г. 256 с.
В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Дидактические материалы. Москва, «Дрофа». 2000 г. 320 с.
Н.А. Крючек. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. Москва, «Дрофа». 2003 г. 80 с.
Н. Н. Петров. Человек в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие для учащихся 5-11 классов. Челябинск. Южно-уральское книжное издательство. 1996 г.
В. П. Ситников. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. АСТ. Москва. 1997 г.
А.М. Горохова. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Самара. 1994 г.
С.Е. Яхновец. Верность воинскому долгу. Учебное пособие по курсу «Основы военной службы». Редакция журнала «Военные знания». Москва. 1998 г. 90 с.
А.Н. Иванов. Защита Отечества – обязанность каждого гражданина. Учебное пособие по курсу «Основы военной службы». Редакция журнала «Военные знания». Москва. 1998 г. 80 с.
Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Военное издательство. 1994 г.
В. Г. Бубнов, Н. В. Бубнова. Основы медицинских знаний. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. Издательство АСТ-ЛТД. Москва. 1997 г.
И.И. Соковня-Семенова. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Учебное пособие. Москва. Издательский центр «Академия». 1999 г. 208 с.
А. Б. Жук. Справочник по стрелковому оружию. Москва. Военное издательство. 1993 г.
Ген. - лейтенант Б. И. Баранов. Пособие по обучению молодых солдат. Москва. Военное издательство. МО СССР. Москва. 1973 г.
Ген. - лейтенант А. М. Попов. Начальная военная подготовка. Москва. Издательство ДОСААФ. 1979 г.
П. А. Гусак, А. М. Рогачев. Начальная военная подготовка. Справочное пособие военрука. Издательство «Народная асвета». Минск. 1972 г.
Боевой устав СВ. (часть II,III) М. Воениздат. 1990.
Военная топография. М. Воениздат. 1986.
Гражданская оборона. - М.: "Воениздат",1990.
Грабовой И.Д. "Современное оружие и защита от него" - М.: ДОСААФ, 1984.
Инженерное обеспечение боя. М. Воениздат. 1987.
Наставление по стрелковому делу. М. Воениздат. 1987.
Начальная военная подготовка /под редакцией Науменко Ю.А.), учебник для средних учебных заведений.- М: Просвещение, 1989.
Наставление по физической подготовке (НФП087). М. Воениздат. 1987.
Справочник по военной топографии. М. Воениздат. 1980.
Тактические учения. М. Воениздат. 1978.
В.П. Гаврилов, В.В. Капский. Допризывная подготовка. Учебное пособие. Издательство «Амалфея». Минск. 2001 г.
В.Б. Варламов. Допризывная подготовка юношей. Учебное пособие. Редакция журнала «Наука и образование». 2001 г.
Е.И. Тамм. Энциклопедия туриста. Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ». Москва. 1993 г. 607с.
А. Г. Маслов. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва. 2000 г.
В.И. Курилова. Туризм. Учебное пособие. Москва. «Просвещение» 1988.
224 с.
П.И. Лукоянов. Самодельное туристское снаряжение. Издательство «Нижегородская ярмарка». Н. Новгород. 1997 г. 400с.
Дон Миллер. Выживание по методам САС. Практическое руководство. Под общей редакцией А.Е. Тараса. Минск. Харвест. 1999 г. 448 с.
Will Fowler. Rifle AK-74. Merlin Publications. 1996. Автомат АК-74. Издательство ЭКСМО-Пресс. 2001 г. 160 с.