Рабочая программа по учебному предмету ФИЗИКА 9 класс на 2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенского района Алтайского края
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО заместитель директора по УВР директор школы
______/Медведева Л.Н./ _____ /Часовникова Е.В./ ______ /Турецкая В.П. /
Протокол № ___ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ФИЗИКА»
9 класс
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
Ялова Н.В.,
учитель физики
с. Леньки
2014г.
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка.
2. Тематическое планирование.
3. Календарно-тематическое планирование.
4. Содержание учебного курса.
5. Планируемые образовательные результаты.
6. Контроль и оценка планируемых образовательных результатов
7. Учебно-методическое обеспечение.
8. Материально-техническое обеспечение образовательных программ.
9. Лист внесения изменений.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
- Рабочая программа составлена на основе:
-Основной образовательной программы школы,
-Примерной программы основного общего образования по физике. 7—9 классы: Физика. 7—9 классы. Авторы программы: Е. М. Гутник,А. В. Перышкин.
-Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
-Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
-Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
-Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
-Корректировка часов:
Смотри лист корректировки.
-Распределение часов:
на лабораторные и контрольные работы:
количество контрольных работ: 6
количество лабораторных работ: 9
количество тестирований: 1
- Методы и средства обучения:
при преподавании используются:
1.классноурочная система,
2.лабораторные занятия,
3.мультимедийный материал,
4. решение экспериментальных задач.
типы уроков:
1.изучения новых знаний,
2.закрепления новых знаний,
3.лабораторная работа,
4.комбинированный,
5.контроля знаний, проверки знаний и умений,
6. повторения и обобщения.
методы обучения:
1.словесный,
2.наглядной иллюстрации,
3.самостоятельная работа,
4.сочетание словесных и наглядных методов,
5.поисковый,
6.исследовательский.
используемые технические средства:
1.Компьютер Pirit Codex (Комплект)
2.Мультимедийный проектор Acer P1265K
3.Экран Braun Photo Technik (13802)
4.Графопроектор Braun Photo Technik Paxiluk 4003
5.Компьютерный измерительный блок - БЛМО26.Сетевой фильтр- ITR Home7.Осциллографическая приставка – В101
- Формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов по данной рабочей программе:
Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
- знаний основ физики
1.монологический ответ,
2.экспресс-опрос,
3.контрольная работа,
4. тестовый опрос,
5.объяснение эксперимента,
6.написание и защита сообщения по данной теме;
-приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности:
7.в ходе выполнения лабораторных работ
8.в ходе решения задач
- Указание на УМК:
Учебно-методический комплект (УМК) «Физика» (авторы: Перышкин А.В. , Гутник Е.М. и др.) предназначен для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. УМК выпускает издательство «Дрофа».
2.ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план 9 класс
2 часа в неделю, всего - 70 ч.
Сроки
(примерные) Тема Количество
часов Количество
лабораторных
работ Количество
контрольных
работ Количество
тестирований
Законы взаимодействия и движения тел 26 2 4 Механические колебания и волны. Звук. 10 2 1 Электромагнитное поле 17 2 1 Строение атома и атомного ядра 11 3 1
Резерв 6 Всего 70 9 6 1
3.ПОУРОЧНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
физика 9класс, 2 часа в неделю, 68 часов
Сроки
(недели) Название темы
и тема урока Количество
часов в теме и номер урока Вид контроля Формы и методы обучения
Планируемые результаты Средства обучения Домашнее задание
Законы взаимодействия и движения тел 26
1 Техника безопасности на уроках физики. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. 1 15 4 6 Знать: что изучает механика, две основные части этой науки, механическое движение, его описание с помощью СО, определение перемещения, траектории, пути.
Уметь: определять, в каких случаях можно считать тело математической точкой, строить вектор перемещения, его проекции, определять знак проекции и определять координаты движущегося тела, строить вектор перемещения, его проекции, определять знак проекции и определять координаты движущегося тела.
Демонстрация различных видов механического движения. ИКТ. Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком- ДМ П.1 упр.1 № 2,5
Определение координаты движущегося тела. 2 18 4 5 Знать: скорость – векторная величина.
Уметь: описывать движение графическим и координатным способами; решать задачи на совместное движение нескольких тел. 2. Перышкин А.В., Е.М. Гутник. Физика. 9 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 9 класс П.2 упр.2 № 1с.240
2
Перемещение при прямолинейном равномерном движении 3 1 5 3 4 Знать: характеристики равномерного движения, определение скорости, её единицы.
Уметь: в приведённых ситуациях определять направление скорости, вычислять числовое значение скорости, перемещения. ИКТ. 2. Перышкин А.В., Е.М. Гутник. Физика. 9 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 9 класс
Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком- ДМ П.3 упр.3
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. 4 1 8 4 6 Знать: характеристики равноускоренного движения, определение ускорения, его единицы.
Уметь: в приведённых ситуациях определять направление ускорения, вычислять числовое значение ускорения, скорости, перемещения. Демонстрация равноускоренного движения. ИКТ. Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком- ДМ П.4 упр.4, №3 с.240
3 Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. 5 1 2 4 3 5 Уметь: строить график скорости от времени и решать теоретические задачи и по графикам, приведённым учителем; оформлять решение по образцу. ИКТ
Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком- ДМ П.4 №4,7 с 241
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. 6 1 8 4 3 Знать: характеристики равноускоренного движения, определение ускорения, его единицы.
Уметь: в приведённых ситуациях определять направление ускорения, вычислять числовое значение ускорения, скорости, перемещения. ИКТ
Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком- ДМ
ИКТ П.5 упр.5 № 2,3
4 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. 7 1 5 8 1 3 5 Знать: характеристики равноускоренного движения, определение ускорения, его единицы.
Уметь: в приведённых ситуациях определять направление ускорения, вычислять числовое значение ускорения, скорости, перемещения. ИКТ
Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком- ДМ
ИКТ П.6 упр.6 №1-3
ЛР№1«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» 8 7 3 Уметь: применять на практике полученные знания. Набор по механике П.7 упр.7
5 Относительность движения 9 5 8 4 5 3 Знать: понятие относительность движения.
Уметь: приводить примеры относительности движения. Демонстрация относительности движения. П.8 упр.8
Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение» 10 5 8 4 5 1 Уметь: применять на практике полученные знания. 2. Перышкин А.В., Е.М. Гутник. Физика. 9 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 9 класс № 9,10 с 242
6 КР№1«Прямолинейное равноускоренное движение» 11 3 3 Уметь: применять на практике полученные знания. 3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. 12 1 5 4 Знать: понятия инерциальной системы отсчёта, инерции, массы тела; формулировку первого закона Ньютона; условие, позволяющее считать инерциальной СО.
Уметь: приводить примеры ИСО, пояснять, какое отношение имеет ИСО к первому закону Ньютона. Демонстрация относительности движения, первого закона Ньютона. ИКТ П.9 упр.9 № 2,4,5
7 Второй закон Ньютона. 13 2 5 4 5 Знать: что сила есть причина изменения скорости, а значит, и ускорения; что второй закон Ньютона – установление связи между ускорением, силой и массой тела; формулировку закона; что в случае действия на тело нескольких сил ускорение определяется их равнодействующей; что ускорение и вызывающая его сила сонаправлены, что сила – векторная величина.
Уметь: использовать закон для решения задач, находить равнодействующую сил; определять числовое значение ускорения при известной массе тела, движущегося под действием двух противоположно направленных сил. Демонстрация второго закона Ньютона. ИКТ П.9 № 19,20 с.244
Третий закон Ньютона. 14 2 5 4 5 Знать: формулировку закона; силы взаимодействия всегда приложены к разным телам, а потому не имеют равнодействующей.
Уметь: в приведённых примерах выделять взаимодействующие тела, определять силы взаимодействия. Демонстрация третьего закона Ньютона, ИКТ П.10 упр.10
8 КР№2 «Законы Ньютона» 15 3 3 Уметь: применять на практике полученные знания. 3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс П.11 упр.11 № 2,4,5.
Свободное падение тел. ЛР№2 «Измерение ускорения свободного падения» 16 5 4 6 Знать: понятия свободного падения, ускорения свободного падения; экспериментальный факт – ускорение свободного падения всех тел одинаково.
Уметь: решать задачи на нахождение ускорения, скорости движения тела, брошенного вертикально вверх и свободно падающего. Демонстрация движения тела, брошенного вертикально вверх. ИКТ
Набор лабораторного оборудования по механике П.11 упр.11 № 2,4,5.
П.12 упр.12
9 Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. 17 1 5 8 4 6 Знать: понятия свободного падения, ускорения свободного падения; экспериментальный факт – ускорение свободного падения всех тел одинаково.
Уметь: решать задачи на нахождение ускорения, скорости движения тела, брошенного вертикально вверх и свободно падающего. Демонстрация движения тела, брошенного вертикально вверх. ИКТ
Набор лабораторного оборудования по механике П.13 упр.13.
Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. 18 1 5 8 4 Знать: понятия всемирного тяготения, гравитационных сил; формулировку закона тяготения; три случая, при которых формула закона даёт точный результат.
Уметь: рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над Землёй, в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления. ИКТ П.14 упр.14
10 Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. Искусственные спутники Земли. 19 1 5 8 4 5 Знать: понятия криволинейного движения, центростремительного ускорения; почему равномерное движение по окружности считается равноускоренным; формулу центростремительного ускорения.
Уметь: решать расчётные и качественные задачи на движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Демонстрация направления скорости при равномерном движении по окружности. Комплект «Вращение», согласованный с компьютерным измерительным блоком – ВД. 2. Перышкин А.В., Е.М. Гутник. Физика. 9 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 9 класс П.13-14 №21,22 с.242
Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли». 20 1 5 8 1 5 Знать: понятия криволинейного движения, 4 3центростремительного ускорения; почему равномерное движение по окружности считается равноускоренным; формулу центростремительного ускорения.
Уметь: решать расчётные и качественные задачи на движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
2. Перышкин А.В., Е.М. Гутник. Физика. 9 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 9 класс П.15 упр.15 №2,3
П.16 упр.16 № 2,3
11 КР№3 «Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли». 21 3 3 Знать: понятие импульса, его обозначение, факт совпадения направления импульса с направлением скорости, формулировку закона сохранения импульса, примеры применения закона.
Уметь: определять общий импульс системы до и после взаимодействия тел. 3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. 22 1 5 8 4 5 Знать: понятие импульса, его обозначение, факт совпадения направления импульса с направлением скорости, формулировку закона сохранения импульса, примеры применения закона.
Уметь: определять общий импульс системы до, и после взаимодействия тел.строить вектор перемещения, его проекции, определять знак проекции и определять координаты движущегося тела. Демонстрация закона сохранения импульса, реактивного движения; демонстрация совершения механической работы. ИКТ П.18-19 упр.17 № 1,2 упр.18 № 2
12 Реактивное движение. Ракеты. 23 1 6 8 4 5 Знать: понятие импульса, его обозначение, факт совпадения направления импульса с направлением скорости, формулировку закона сохранения импульса, примеры применения закона.
Уметь: определять общий импульс системы до, и после взаимодействия тел.строить вектор перемещения, его проекции, определять знак проекции и определять координаты движущегося тела. Демонстрация закона сохранения импульса, реактивного движения; демонстрация совершения механической работы. ИКТ П.20 упр.19
Вывод закона сохранения полной механической энергии. 24 1 8 4 6 Знать: закон сохранения и превращения механической энергии. Уметь: описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения механической энергии Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую, .ИКТ П.21-22 упр.20 №2
13 Решение задач по теме ««Закон сохранения импульса»» 25 1 8 5 3 Уметь: решать качественные и расчётные задачи по динамике, закону сохранения импульса. Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую, .ИКТ П.23 упр.22 упр.21 №2
КР№4«Закон сохранения импульса» 26 3 3 Уметь: применять полученные знания. КИМы по данной теме 14 ТЕМА 2:Механические колебания и волны. Звук. 10 № 25-26 с.245
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение. 27 2 4 5 Знать: понятия колебательной системы, свободных колебаний и условия их существования; математический маятник, гармонические колебания, величины, характеризующие колебания.
Уметь: объяснять причины затухания свободных колебаний, решать задачи на нахождение величин, характеризующих колебательные движения. Демонстрация механических колебаний (набор грузов и пружин). Устройство для записи колебаний маятника. ИКТ. П.24-25 упр.23
Л.Р.№3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины» 28 7 3 6 Уметь: применять полученные знания. Набор лабораторного оборудования по механике П.26 упр.24 № 2,3,5.
15
Л.Р. №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» 29 7 3 6 Уметь: применять полученные знания. Набор лабораторного оборудования по механике П.27 упр.24 № 1,4
Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. 30 1 5 4 6 Знать: превращения энергии при колебательных движениях, причины возникновения резонанса.
Уметь: объяснять причины затухания свободных колебаний, приводить примеры, показывающие вред и пользу резонанса.
Демонстрация механических колебаний (набор грузов и пружин). Устройство для записи колебаний маятника. ИКТ. П.28 упр.25
16 Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. 31 1 5 8 4 6 Знать: понятия волны, поперечной и продольной волн, длины и скорости волны; формулы связи между скоростью, длиной и частотой волны.
Уметь: объяснять принцип распространения волн в различных средах.
Набор демонстрационный «Ванна волновая». Демонстрация механических волн, звуковых колебаний, условий распространения звука; сборники заданий.ИКТП.29-30 упр. 27
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. 32 1 5 8 4 6 Знать: понятия звуковых волн, скорости, громкости и высоты звука; определение интенсивности звука; единицы громкости; частота колебаний звуковой волны – высота звука.
Уметь: описывать возникновение звуковых волн при колебаниях камертона; на примере мегафона объяснять, как увеличить громкость звука. Демонстрация звуковых колебаний, условий распространения звука; сборники заданий. Генератор звуковой частоты. ИКТ. Комплект «Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком – КРЯ. № 34,35 с.246
17 Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. 33 1 5 8 4 6 Знать: причины распространения звуковых волн в среде.
Уметь: объяснять различие скоростей распространения звука в различных средах, приводить примеры явлений, связанных с распространением звука в различных средах.
Генератор звуковой частоты. ИКТ. П.31-32 № 36,37 с.247
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука. 34 1 5 4 6 Знать: причины распространения звуковых волн в среде; их отражение; возникновение эха, практическое применение этого явления; причины возникновения интерференции, практическое применение этого явления. Уметь: объяснять различие скоростей распространения звука в различных средах, приводить примеры явлений, связанных с распространением звука в различных средах; объяснять явление интерференции, приводить примеры явления интерференции. Генератор звуковой частоты. ИКТ П.33 упр.28
18 Решение задач по теме «Механические колебания и волны» 35 1 8 4 5 Уметь: применять на практике полученные знания. 2. Перышкин А.В., Е.М. Гутник. Физика. 9 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 9 класс П.34 упр.29
КР№5 «Механические колебания и волны» 36 3 3 Уметь: применять на практике полученные знания. 3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
19 ТЕМА 3: Электромагнитное поле 17 П.37-38 упр.31
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. 37 1 5 2 6 Знать: источники и индикаторы магнитного поля; суть гипотезы Ампера; понятия магнитных линий, однородного и неоднородного магнитных полей; направление линий магнитного поля можно определить по направлению тока в проводнике при помощи правила буравчика.
Уметь: объяснять опыт Эрстеда, изображать магнитное поле при помощи магнитных линий; применять правило правой руки при решении задач. Магниты, железные опилки. П.35-36 упр.30
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило «левой руки» 38 15 4 6 Знать: магнитное поле создаётся электрическим полем и обнаруживается по его действию на электрический ток.
Уметь: применять правило левой руки при решении задач. Проволочный моток, магниты, магнитная стрелка. П.37,инд.з20 Индукция магнитного поля 39 1 5 4 6 Знать: понятие магнитных линий; магнитная индукция – векторная характеристика магнитного поля; единицы магнитной индукции.
Уметь: рассчитывать магнитную силу по формуле магнитной индукции, изображать магнитное поле при помощи линий магнитной индукции. Набор для исследования переменного тока, явлений электромагнитной индукции и самоиндукции - Э3 П.39-40 упр.32 № 2,4
Магнитный поток. Явление ЭМИ. Направление индукционного тока. Правило Ленца. 40 1 5 4 6 Знать: понятие магнитного потока, характеристики магнитного потока, единицы, суть явления электромагнитной индукции, опыты Фарадея.
Уметь: отвечать на вопросы типа: «Как меняется магнитный поток при увеличении в n раз магнитной индукции, если ни площадь, ни ориентация контура не меняются?» Объяснять важность явления электромагнитной индукции. Прибор для изучения правила Ленца. П.41; 42,инд.з.
21 ЛР№5 «Изучение явления ЭМИ» 41 7 3 Уметь: применять на практике полученные знания. Набор лабораторного оборудования. П.43-44 упр.33,34
Явление самоиндукции. 42 1 2 8 4 6 Знать: смысл понятий самоиндукция , индуктивность, электромагнитное поле, роль явления самоиндукции в электро- и радиотехнике.
Уметь: определять индуктивность по формуле. Набор для исследования переменного тока, явлений электромагнитной индукции и самоиндукции - Э3 П.45 упр.35 №2,4,5
22 Получение и передача переменного электрического тока. Трансформаторы. 43 1 5 8 4 6 Знать: определение переменного тока, устройство и принцип работы электромеханического индукционного генератора; устройство и принцип действия трансформатора, как осуществляется передача электроэнергии.
Уметь: применять полученные знания в решении графических задач. Генератор. Трансформатор универсальный П.46 упр.36 №1-3
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны 44 1 5 8 4 Знать: понятия электромагнитного поля, вихревого поля, электромагнитной волны и её характеристик; диапазоны шкалы электромагнитных волн.
Уметь: объяснять причину возникновения электромагнитного поля и электромагнитной волны ИКТ П.47 упр.37 №2
23 Конденсатор 45 1 5 8 4 Знать: устройство и принцип действия конденсатора, его электроемкость. ИКТ П.48 упр.38
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. 46 1 2 4 Знать: смысл понятия «свободные электромагнитные колебания», аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями.
Уметь: объяснять превращение энергии в колебательном контуре при электромагнитных колебаниях. ИКТ П.49 упр.39
24 Электромагнитная природа света. Интерференция света. 47 1 5 8 4 6 Знать: понятия электромагнитного поля, вихревого поля, электромагнитной волны и её характеристик; диапазоны шкалы электромагнитных волн.
Уметь: объяснять причину возникновения электромагнитного поля и электромагнитной волны ИКТ. Комплект по волновой оптике. П.50 упр.40
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. 48 1 5 8 4 6 Знать: закон преломления света, относительный и абсолютный показатель преломления.
Уметь: выполнять построение изображений. ИКТ. Набор по оптике П.51 упр.41
25 Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. 49 1 5 8 4 6 Знать: понятие дисперсия света, смысл этого физического явления.
Уметь: объяснять образование сплошного спектра при дисперсии. ИКТ. Комплект по волновой оптике. П.52 упр.42 № 2,2
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. 50 1 5 8 4 6 Знать :постулаты Бора; какое состояние атома называют основным, возбужденным.
Уметь: объяснять совпадение линий в спектрах излучения и поглощения данного химического элемента. Набор спектральных трубок с источником питания. П.53-54
26 Решение задач по теме «Электромагнитное поле» 52 1 8 4 5 Уметь: решать качественные и расчётные задачи. 3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
П.35-54, инд.зКР№6 «Электромагнитное поле» 53 3 3 Уметь: применять на практике полученные знания. 3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
27 Л.Р.№6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» 51 7 3 Уметь: применять на практике полученные знания.Уметь: решать качественные и расчётные задачи. Набор лабораторного оборудования ТЕМА 4: Строение атома и атомного ядра. 11
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда. 54 1 2 4 Знать: числовое значение заряда электрона, состав радиоактивного излучения и его компонентов, их свойства; планетарная модель атома, размер ядра атома сравнительно с размерами электронной оболочки.
Уметь: по таблице Менделеева определять заряды ядер атомов химических элементов, описывать ход опыта Резерфорда. ИКТ П.55
28 Радиоактивные превращения атомных ядер. 55 1 8 1 Знать: правило смещения Содди; определения массового числа, зарядового числа.
Уметь: применять правило Содди для определения взаимного положения в таблице Менделеева исходного элемента и элемента, образующегося в результате его распада. ИКТ П.56
Экспериментальные методы исследования частиц. ЛР№7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». 56 7 3 Знать: атомы нельзя увидеть непосредственно, но только с помощью специальных приборов и установок.
Уметь: приводить исторические факты об открытиях элементарных частиц. Фото в учебнике П.57упр.43 №3-5
29 Открытие протона, нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. 57 1 2 8 4 Знать: состав атомного ядра, изотопы.
Уметь: приводить примеры применимости изотопов в народном хозяйстве. ИКТ П.58
Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы. Решение задач по теме «Ядерные силы» 58 1 2 8 15 Знать: новый вид взаимодействия (ядерное) и его особенности; смысл словосочетания «дефект масс».
Уметь: находить энергию связи по формуле Эйнштейна, дефект масс. ИКТ П.59-60 упр. 44
30 Деление ядер урана. Цепная реакция. ЛР№8 «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков». 59 1 7 3 Знать: новый способ получения энергии, открытый при наблюдении деления ядер урана; возможные неуправляемые последствия этого явления.
Уметь: использовать учебный материал для объяснения выделения энергии при реакциях распада и синтеза ядер; составлять уравнения ядерных реакций. ИКТ П.58-60
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. 60 1 5 8 4 Знать: факт «укрощения» ядерной энергии, о проблемах атомной энергетики в Ростовской области и в России в целом.
Уметь: объяснять принцип действия ядерного реактора; применять полученные знания при решении задач. приводить неоспоримые факты о необходимости использования ядерной энергии и соблюдении правил техники безопасности при её использовании. Фото треков в учебнике. П.61-63 упр.45
31 Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Л.Р.№9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» 61 1 7 3 Знать: факт «укрощения» ядерной энергии, о проблемах атомной энергетики в Ростовской области и в России в целом.
Уметь: объяснять принцип действия ядерного реактора; применять полученные знания при решении задач. приводить неоспоримые факты о необходимости использования ядерной энергии и соблюдении правил техники безопасности при её использовании. ИКТ П.64-65 упр.46-48
Термоядерные реакции. Элементарные частицы. Античастицы. 62 2 7 1 Знать: определение термоядерной реакции; неразрешимые (пока!) проблемы «укрощения» этого явления; определение элементарные частицы, античастицы.Уметь: приводить примеры, где протекают термоядерные реакции. ИКТ П.66-67 П.68-69
32 Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра». 63 8 13 5 Уметь: применять на практике полученные знания. 3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
П.70-71
Тест «Строение атома и атомного ядра» 64 3 3 Уметь: применять на практике полученные знания. 3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс
тест
33 Резерв (Повторение курса физики 9 класса) 4 Законы взаимодействия и движения тел. 65 3 3 Уметь: применять на практике полученные знания. 4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 9 класс тест
Механические колебания и волны. Звук. 66 3 3 Уметь: применять на практике полученные знания. 4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 9 класс тест
34 Электромагнитное поле. 67 3 3 Уметь: применять на практике полученные знания. 4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 9 класс тест
Строение атома и атомного ядра. 68 3 3 Уметь: применять на практике полученные знания. 4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 9 класс тест
4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.] Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
2.Механические колебания и волны. Звук (10 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания.]
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. [Эхо.] Звуковой резонанс. [Интерференция звука.]
Фронтальные лабораторные работы
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.
4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
3. Электромагнитное поле (17ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
[Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. [Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
5.Изучение явления электромагнитной индукции.
6.Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания
4. Строение атома и атомного ядра (11 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада.] Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античастицы.]Фронтальные лабораторные работы
7.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
8.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
9.Измерение естественного радиационного фона дозиметром
Резервное время (6 ч)
5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро. смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона, Всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движении, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию.
использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях.
решать задачи на применение изученных законов,
использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1) набор контрольных и лабораторных работ по темам
График контрольных и лабораторных работ - 9 класс
Законы движения и взаимодействия тел
л/рприм. сроки к/рприм. сроки тест прим. сроки
Лабораторная работа №1«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Контрольная работа №1«Прямолинейное равноускоренное движение» Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»
.
Контрольная работа №2 «Законы Ньютона»
Контрольная работа №3 «Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли» Контрольная работа №4«Закон сохранения импульса» Механические колебания и волны. Звук.
л/рприм. сроки к/рприм. сроки тест прим. сроки
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины» Контрольная работа №5 «Механические колебания и волны»
Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» Электромагнитное поле
л/рприм. сроки к/рприм. сроки тест прим. сроки
Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции» Л.Р.№6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» Контрольная работа №6 «Электромагнитное поле» Строение атома и атомного ядра
л/рприм. сроки к/рприм. сроки тест прим. сроки
ЛР№7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». «Строение атома и атомного ядра. Энергия атомных ядер». ЛР№8 «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков». Л.Р.№9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» «Строение атома и атомного ядра» 2)Критерии оценок ответов уч-ся по физике.
Составлены в соответствии с Примерными программами по физике, сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, "Дрофа",2008.
Утверждены РМО учителей физики 28.08.2014
Оценка ответов учащихся
Оценка 5 ставится, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассма-тиваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определние и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправит самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / составитель В.А. Коровин, В.А. Орлов.- 2-е изд., , стереотип – М.: Дрофа,2009. – 334 с. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Физика. 7-9 классы.
2. Перышкин А.В., Е.М. Гутник. Физика. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник- 14-е изд. Стереотип. М.: Дрофа, 2009.- 300 с.: ил.
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс: учебно- методическое пособие- 3-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2005, – 127 с.: ил.
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 9 класс 2-е изд.стериотип. – М.: Дрофа. 2011 – 111 с.: ил.
5. Е.М. Гутник. Физика 9 класс: методическое пособие- М.: Дрофа, 2011, – 94 с.: ил.
8. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Физика (полнокомплектный кабинет):
-технические средства:
Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802)
Графопроектор Braun Photo Technik Paxiluk 4003
Компьютерный измерительный блок - БЛМО2Сетевой фильтр- ITR HomeОсциллографическая приставка – В101
-Комплект электронных пособий по курсу физики РФ – 5 дисков
-Набор учебно-познавательной литературы по КПМО РФ -12 книг
-Лаборатория физики:
Наборы, комплекты, приборы.
(Смотри паспорт кабинета )9. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ