Рабочая программа по учебному предмету ФИЗИКА 10 класс на 2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенского района Алтайского края
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО заместитель директора по УВР директор школы
______/Медведева Л.Н./ _____ /Часовникова Е.В./ ______ /Турецкая В.П. /
Протокол № ___ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ФИЗИКА»
10 класс
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
Ялова Н.В.,
учитель физики
с. Леньки
2014г.
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка.
2. Тематическое планирование.
3. Календарно-тематическое планирование.
4. Содержание учебного курса.
5. Планируемые образовательные результаты.
6. Контроль и оценка планируемых образовательных результатов
7. Учебно-методическое обеспечение.
8. Материально-техническое обеспечение образовательных программ.
9. Лист внесения изменений.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа составлена на основе:
-Основной образовательной программы школы;
-Программы общеобразовательных учреждений П. Г. Саенко ФИЗИКА10—11 классы. Программа по физике для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова 1 Программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия: 7—11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — С. 115—120).-Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- Задачи обучения физике:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
- Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10—11 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Так в 10 классе 35 учебных недель, то число учебных часов составляет 70, из расчета 2 учебных часа в неделю. В связи с этим появилась возможность увеличить на 1 час изучение темы «Постоянный электрический ток» и на изучение раздела «Электродинамика» теперь отводится 22часа. Резервное время, отведенное на повторение, увеличилось на 1час.
- Корректировка часов:
Смотри лист коррекции
- Распределение часов на лабораторные и контрольные работы:
контрольные работы: 8
лабораторные работы: 5
- Методы и средства обучения:
при преподавании используются:
классноурочная система,
лабораторные и практические занятия,
мультимедийный материал,
решение экспериментальных задач.
типы уроков:
изучения новых знаний,
закрепления новых знаний,
лабораторная работа,
лабораторный эксперимент,
комбинированный,
контроля знаний,
проверки знаний и умений,
повторения и обобщения.
методы обучения:
1.словесный,
2. иллюстрации,
3.самостоятельная работа,
4.сочетание словесных и наглядных методов,
5.поисковый,
6.исследовательский.
используемые технические средства:
1.Компьютер Pirit Codex (Комплект)
2.Мультимедийный проектор Acer P1265K
3.Экран Braun Photo Technik (13802)
4.Графопроектор Braun Photo Technik Paxiluk 4003
5.Компьютерный измерительный блок - БЛМО26.Сетевой фильтр- ITR Home7.Осциллографическая приставка – В101
- Формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов по данной рабочей программе:
Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
- знаний основ физики 1.монологический ответ,
2.экспресс-опрос,
3.контрольная работа,
4.тестовый опрос,
5.объяснение эксперимента,
6.написание и защита сообщения по данной теме); -приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности
7.в ходе выполнения лабораторных работ
8. решения задач.
- указание на УМК:
УМК «Физика», 10 класс , Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.
2. Тематическое планирование:
10 класс
2 часа в неделю, всего -70 ч.
Сроки
(примерные) Тема Количество
часов Кол-во
лабораторных
работ Кол-во
контрольных
работ
1. Введение. 1 ч 2. Механика 22 ч 2 3
3. Молекулярная физика. Термодинамика 21 ч 1 2
4. Электродинамика
22 ч 2 3
Повторение 4 ч всего 70 5 8
3.ПОУРОЧНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сроки (недели) тема номер урока Вид контроля Формы и методы обучения Средства обучения Планируемые результаты Домашнее задание
ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования. 1ч
1 Физикаи познание мира 1(1) 1 4 Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком-ДМ. Знать/понимать смысл понятий: «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория»; роль эксперимента и теории в процессе познания природы
Уметь: отличать гипотезы от научных теорий. Введение до заголовка «Физические величины и их измерение»
МЕХАНИКА. 22 ч
КИНЕМАТИКА. 7 ч
Основные понятия кинематики 2(1) 1 5 8 4 5 Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком-ДМ. Знать: различные виды механического движения, знать/понимать смысл физических величин: «координата», «скорость», «ускорение»; уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равномерном движении.
Уметь: читать и строить графики этих зависимостей § 3—8
2 Скорость. Равномерное прямолинейное движение (РПД) 3(2) 1 5 8 4 5 Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком-ДМ. Уметь: определить по рисунку пройденный путь. Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени § 9, 10; рассмотреть примеры решения задач на с. 26 и упражнение 1
Относительность механического движения. Принцип относительности в механике 4(3) 1 5 8 4 5 Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком-ДМ. Знать смысл понятий: система отсчета, перемещение, пройденный путь, траектория, скорость. Уметь : приводить примеры, решать задачи. § 11, 12, 30; рассмотреть примеры решения задач на с. 30, 31
3 Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения(РУПД) 5(4) 1 5 8 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Знать уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равноускоренном движении.
Уметь решать расчетные и графические задачи на прямолинейное равноускоренное движение. § 13—16; рассмотреть примеры решения задач на с. 39, 40
Свободное падение тел — частный случай РУПД 6(5) 15 8 4 5 3 Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком-ДМ. Знать /уметь применить уравнение движения с постоянным ускорением свободного падения. § 17, 18; рассмотреть примеры решения задач на с. 45—47
4 Равномерное движение точки по окружности (РДО) 7(6) 15 8 4 5 3 Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком-ДМ. Уметь решать задачи на определение скорости и центростремительного ускорения точки при равномерном движении по окружности. § 19—21; рассмотреть пример решения задачи на с. 56 и упражнение 5
Контрольная работа №1 «Кинематика» 8(7) 3 3 УМК
4. Знать формулы и законы кинематики и уметь их применять при решении задач по теме.
Динамика и силы в природе. 8 ч
5 Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение 9(1) 1 5 8 4 5 3 Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком-ДМ. Демонстрации: проявление инерции. Демонстрации: зависимость ускорения от величины, действующей на тело силы и от его массы. Комплект «Вращение», согласованный с компьютерным измерительным блоком-ВД. Демонстрации: отношение модулей двух взаимодействующих тел, движущихся по окружности Знать/понимать: смысл понятий механическое движение, относительность, инерция, инертность, «масса», «сила», «инерциальная и неинерциальная система отсчета». Смысл принципа относительности Галилея, смысл законов Ньютона. Уметь: приводить примеры инерциальной системы и неинерциальной, объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли. § 22, 24—28; рассмотреть примеры решения задач на с. 80—83. См. [8, с. 25, табл. 2, 3]
Решение задач на законы Ньютона (I часть) 10(2) 1 5 8 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Уметь: Применять законы Ньютона для объяснения механических явлений и процессов. Повторить параграфы прошлого урока; упражнение 6, вопросы 1—6
6 Силы в механике. Гравитационные силы 11(3) 1 5 8 4 5 Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком-ДМ. Демонстрации: движение системы тел в поле силы тяжести. Знать/понимать: историю открытия закона всемирного тяготения; смысл понятий: «всемирное тяготение», «сила тяжести»; смысл величин: «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения».
Уметь: Объяснять природу взаимодействия, решать задачи на применение основных формул.
§ 31—34; упражнение 7, вопрос 1. См. [8, с. 50—53]
Сила тяжести и вес Решение задач по теме «Гравитационные силы. Вес тела» 12(4) 1 5 8 4 5 3 Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком-ДМ. Демонстрации: движение системы тел в поле силы тяжести. Знать/понимать: смысл понятий: «сила тяжести», вес тела невесомость.
Уметь: использовать законы механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. § 35. См. [8, с. 53—55]
Повторить § 35.См. [8, с. 68—70, табл. 12]
7 Силы упругости — силы электромагнитной природы 13(5) 1 5 8 4 5 3 Комплект по механике. Демонстрации: Зависимость силы упругости от деформации. Знать/понимать смысл понятий: «деформация», «жесткость»; природу сил трения, смысл закона Гука.
Уметь вычислять силы. § 36, 37; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 104, 105 и упражнение 7, вопрос 2
Лабораторная работа 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» 14(6) 7 3 6 Наборы лабораторного оборудования. Знать/понимать условия движения тела по окружности.
Уметь: выполнять работу по инструкции. Изучить инструкцию к лабораторной работе 1 в учебнике
8 Силы трения 15(7) 1 5 8 4 5 3 Комплект по механике. Демонстрации: Силы трения. Знать/понимать: природу сил трения, виды сухого трения, роль сил трения.
Уметь применять знания о силах при решении задач. § 38—40; рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 105, 106 и упражнение 7, вопросы 3, 4
«Контрольная работа №2 «Динамика. Силы в природе» 16(8) 3 3 УМК
4.
Уметь: применять полученные знания в решении разного вида задач по теме.
Законы сохранения в механике. Статика. 7 ч
9 Закон сохранения импульса (ЗСИ) 17(1) 1 5 8 4 5 3 Набор по механике: Демонстрации: опыт с взаимодействием шаров. Знать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы; смысл закона сохранения импульса. Знать границы применимости реактивного движения.
Уметь применять закон сохранения импульса при решении задач в случае упругих и неупругих столкновений Введение к главе 5; § 41, 42; рассмотреть примеры решения задач на с. 117, 118
Реактивное движение 18(2) 1 5 8 4 5 3 Набор по механике: Демонстрации: Реактивное движение. Знать/ понимать: смысл понятия реактивное движение; границы применимости реактивного движения; особенности реактивного движения в природе и технике. § 43, 44
10 Работа силы (механическая работа) 19(3) 1 5 8 4 5 3 Набор по механике: Демонстрации: Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Изменение механической энергии при совершении работы. Знать/понимать смысл физических величин: «работа», «механическая энергия»,
уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела § 45—47; упражнение 9, вопросы 1—3
Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии 20(4) 1 5 8 4 5 3 Набор по механике: Демонстрации: Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Изменение механической энергии при совершении работы. Знать формулировку теоремы об изменении кинетической энергии. Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы. § 48; рассмотреть примеры решения задач 1, 2 на с. 136
11 Закон сохранения энергии в механике 21(5) 1 5 8 4 5 3 Набор по механике: Демонстрации: Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Изменение механической энергии при совершении работы. Знать формулировку закона сохранения механической энергии и уметь применять при решении задач. § 52, 53; рассмотреть примеры решения задач 3, 4 на с. 137
Лабораторная работа 2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии» 22(6) 7 3 6 Набор лабораторного оборудования по теме работы. Знать/понимать смысл закона сохранения энергии. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Изучить инструкцию к лабораторной работе 2 в учебнике
12 «Контрольная работа №3«Законы сохранения в механике», 23(7) 3 3 УМК
4. Знать/понимать смысл законов сохранения. Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. См. [8, с. 86, 87]
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.
ТЕРМОДИНАМИКА. 21 ч
Основы МКТ. 9ч
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование 24(1) 1 5 8 4 5 3 Демонстрации: Свойства вещества в различных агрегатных состояниях. Механическая модель броуновского движения. Знать/понимать основные положения МКТ. § 57, 58, 60—62. См. [8, с. 96—100]
13 Решение задач на характеристики молекул и их систем 25(2) 1 5 8 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула». Знать/понимать смысл величин «молярная масса», «количество вещества», «постоянная Авогадро». Уметь: решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы.
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа 26(3) 1 5 8 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ. § 63—65; рассмотреть пример решения задачи 3 на с. 172
14 Температура 27(4) 1 5 8 4 5 3 Набор демонстрационный «Тепловые явления», согласованный с компьютерным измерительным блоком. Уметь анализировать состояние теплового равновесия вещества. Знать/понимать смысл понятия: «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре. § 66—68; рассмотреть примеры решения задач 1, 3 на с. 186, 187 и упражнение 12, вопросы 1—6
Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева — Клапейрона) 28(5) 1 5 8 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Знать уравнение состояния идеального газа.
Уметь применять при решении задач. § 70. См. [8, с. 120, 121]
15 Газовые законы 29(6) 1 5 8 4 5 3 Набор по термодинамике, газовым законам и насыщенным парам, согласованный с компьютерным блоком. Демонстрации: Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Знать/понимать смысл законов Бойля – Мариотта, Гей-Люссака и Шарля. Знать изопроцессы и их значение в жизни. § 71; рассмотреть примеры решения задач 1—3 на с. 195, 196
Решение задач на уравнение Менделеева — Клапейрона и газовые законы 30(7) 1 5 8 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Уметь решать задачи с применением уравнения Менделеева – Клапейрона. Уметь определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику. Упражнение 13, вопросы 1—13. См. [8, с. 122, 123]
16 Лабораторная работа 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» 31(8) 7 3 6 Набор лабораторного оборудования по теме работы. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Изучить инструкцию к лабораторной работе 3 в учебнике
«Контрольная работа №4 «МКТ газов» 32(9) 3 3 УМК
4. Уметь: применять полученные знания в решении разного вида задач по теме.
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. 4 ч
17 Реальный газ. Воздух. Пар 33(1) 1 5 8 4 5 3 Набор по термодинамике, газовым законам и насыщенным парам, согласованный с компьютерным блоком. Демонстрации: Кипение воды при пониженном давлении.Устройство психрометра и гигрометра. Знать: понятия реальный газ, воздух, пар. Знать/понимать смысл понятий: «кипение», «испарение», «парообразование»; смысл величин: «относительная влажность», «парциальное давление». Уметь измерять относительную влажность воздуха. § 72—74; рассмотреть примеры решения задач на с. 205, 206 и упражнение 14, вопросы 1—7; краткие итоги главы 11. См. [8, с. 127, 128]
Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости 34(2) 1 5 8 4 5 3 Набор по молекулярной физике и термодинамике НМФТ- 2ПС
Набор демонстрационный «Тепловые явления», согласованный с компьютерным измерительным блоком ТЯ Знать виды агрегатных состояний вещества, уметь описывать свойства газов, газов, жидкостей и твердых тел.
Уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества.
18 Твердоесостояниевещества 35(3) УМК
4. 4 5 3 6 Набор по молекулярной физике и термодинамике НМФТ- 2ПС Знать виды агрегатных состояний вещества, уметь описывать свойства газов, газов, жидкостей и твердых тел. Знать/понимать различие строения и свойства кристаллических и аморфных тел.
Уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества. § 75, 76. См. [8, с. 135, табл. 23, 24]
Самостоятельная работа «Жидкое и твердое тело» 36(4) 3 3 УМК
4. Уметь: применять полученные знания в решении разного вида задач по теме. Термодинамика. 8 ч
19 Термодинамика как фундаментальная физическая теория 37(1) 4 3 4 5 3 Набор демонстрационный «Тепловые явления», согласованный с компьютерным измерительным блоком ТЯ Знать: термодинамика-это физическая теория с выделением ее оснований, ядра и выводов-следствий. Знать/понимать смысл величины: «внутренняя» энергия. Знать формулу для вычисления внутренней энергии. Работа в термодинамике 38(2) 1 5 8 4 5 3 Набор по молекулярной физике и термодинамике НМФТ- 2ПС Знать/понимать смысл понятия: «работа». Формулу для вычисления работы газа при изобарном расширении/сжатии. § 78; рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 239 и упражнение 15, вопросы 2, 4
20 Решение задач на расчет работы термодинамической системы 39(3) 1 5 8 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Знать/понимать смысл понятий: «количество теплоты», «работа». Уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии.
Теплопередача. Количествотеплоты 40(4) 1 5 8 4 5 3 Набор по молекулярной физике и термодинамике НМФТ- 2ПС Знать/понимать смысл понятий: «количество теплоты», понятие «теплообмен», физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека. § 79; упражнение 15, вопросы 5, 8
21 Первый закон(начало)термодинамики 41(5) 1 5 8 4 5 3 Набор по молекулярной физике и термодинамике НМФТ- 2ПС Знать/понимать смысл первого закона термодинамики, уметь применять его для изопроцессов. Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа. § 80, 81; рассмотреть пример решения задачи 3 на с. 239 и упражнение 15, вопросы 3, 7
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики 42(6) 1 5 8 6 4 5 3 Набор по молекулярной физике и термодинамике НМФТ- 2ПС Знать физический смысл понятия: необратимость процессов в природе. Знать, что направление процессов в природе указывается вторым законом термодинамики.
§ 82, 83. См. [8, с. 159, табл. 27]
22 Тепловые двигатели и охрана окружающей среды 43(7) 1 5 8 4 5 3 Модели тепловых двигателей. Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД.
Уметь: называть экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, атомных реакторов и гидроэлектростанций. § 84; упражнение 15, вопросы 15, 16
«Контрольная работа №5 «Основы термодинамики» 44(8) 3 3 УМК
4. Уметь: применять полученные знания в решении разного вида задач по теме. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА. 21 ч
Электростатика. 8 ч
23 Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория 45(1) 1 5 8 4 5 3 Знать/понимать смысл физических величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»; знать смысл закона сохранения заряда § 85—88.См. [8, с. 174—177].См. [9, с. 186, табл. 34]
Закон Кулона 46(2) 1 5 8 6 4 5 3 Набор по электростатике- ДЭС Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия § 89, 90. См. [8, с. 177—180, табл. 30]
24 Электрическое поле.Напряженность. Идея близкодействия 47(3) 1 5 8 4 54 5 3 3Набор по электричеству- ЛЭ Знать/понимать смысл величины «напряженность», уметь вычислять напряженность поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости. § 91—94; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 278, 279. См. [8, с. 181—183]
Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции 48(4) 1 5 8 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Уметь решать задачи на расчет напряженности электрического поля и знать принцип суперпозиции полей. Упражнение 17, вопросы 1, 5. См. [8, с. 183—188]
25 Проводники и диэлектрики в электрическом поле 49(5) 1 5 8 4 5 3 Набор для исследования тока в полупроводниках и их технического применения - Э2Знать/понимать физический смысл понятий: проводники и диэлектрики.
Уметь: Рассматривать особенности проводников и диэлектриков в сравнении. Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков. § 95—97. См. [8, с. 188—194]
Энергетические характеристики электростатического поля 50(6) 1 5 8 4 5 3 Набор по электростатике- ДЭС Знать/понимать физический смысл понятий: потенциал и потенциальная энергия электростатического поля.
Уметь сравнивать характеристики электростатического и гравитационного полей. § 98—100; упражнение 17, вопросы 3, 6. См. [8, с. 194—198]
26 Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора 51(7) 1 5 8 4 5 3 Набор по электричеству- ЛЭ Знать/понимать смысл величины «электрическая емкость». Знать применение и соединение конденсаторов. § 101—103; рассмотреть примеры решения задач 1, 2 на с. 287, 288 и упражнение 18, вопросы 1—3. См. [8, с. 201 — 207, табл. 34]
«Контрольная работа №6 «Электростатика», коррекция 52(8) 3 3 УМК
4. Уметь применять полученные знания и умения при решении графических, качественных и расчетных задач по электростатике См. [8, с. 200, 201]
Постоянный электрический ток. 8 ч
27 Стационарное электрическое поле
53(1) 58 Набор по электричеству- ЛЭ Уметь: Характеристика и сравнение полей. Опорный конспект
Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи 54(2) 1 5 8 4 5 3 Набор для исследования электрических цепей постоянного тока - Э1Знать условия существования электрического тока; знать/понимать смысл величин: «сила тока», «сопротивление», «напряжение». Знать закона Ома для участка цепи и уметь применять при решении задач См. [8, с. 211, 212]
28 Решение задач на расчет электрических цепей 55(3) 1 5 8 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Знать схемы и законы соединения проводников.
Уметь применять эти знания при решении задач.
Лабораторная работа 4 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников» 56(4) 3 3 6 Набор лабораторного оборудования по теме работы. Знать схемы и законы соединения проводников. Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.
Изучить инструкцию к лабораторной работе 7 в учебнике
29 Работа и мощность постоянного тока 57(5) 1 5 8 4 5 3 Набор для исследования электрических цепей постоянного тока - Э1Знать/понимать смысл величин: работа и мощность. Связь между ними.
Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока. § 108; упражнение 19, вопрос 4. См. [8, с. 213—215]
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи 58(6) 1 5 8 4 5 3 Набор для исследования электрических цепей постоянного тока - Э1Знать/понимать смысл величины ЭДС и смысл закона Ома для полной цепи и уметь применять его при решении задач проводников. § 109, 110; рассмотреть примеры решения задач на с. 307
30 Лабораторная работа 5 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» 59(7) 3 3 6 Набор лабораторного оборудования по теме работы. Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока Изучить инструкцию к лабораторной работе 6 в учебнике
Контрольная работа №7 «Постоянный электрический ток» 60 (8) 3 3 УМК
4. Знать и уметь применять законы постоянного тока Электрический ток в различных средах. 6 ч
31 Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» 61(1) 1 5 8 4 5 3 Набор лабораторного оборудования по теме работы. Знать закономерности протекания тока в различных средах.
Уметь характеризовать закономерности протекания тока в среде. § 111
Электрический ток в металлах 62(2) 1 5 8 4 5 3 Набор по электричеству- ЛЭ Знать различия в электрической проводимости различных веществ, носители заряда в металлах. § 112. См. [8, с. 223—226]
32 Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках 63(3) 1 5 8 4 5 3 Набор для исследования тока в полупроводниках и их технического применения - Э2Знать носители заряда в полупроводниках, устройство и применение полупроводниковых приборов. § 115, 116. См. [8, с. 229— 231]
Закономерности протекания тока в вакууме 64(4) 1 5 8 4 5 3 Набор датчиков ионизирующего излучения и магнитного поля – М501. Знать носители электрического заряда в вакууме. Знать устройство и принцип действия лучевой трубки. Знать носители электрического заряда в газах. Знать понятие «плазма». § 120. См. [8, с. 241—246]
33 Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях 65(5) 1 5 8 4 5 3 Прибор
для электролиза Знать носители электрического заряда в жидкости. Знать применение электролиза § 122, 123. См. [8, с. 247— 249]
Контрольная работа №8«Электрический ток в различных средах», коррекция, резерв 66(6) УМК
4. 4 5 3 Уметь решать задачи на закономерности протекания электрического тока в различных средах. Повторить тему «Электродинамика. Электростатика»
Повторение (резерв) 4 ч)
34 Повторение темы «Электродинамика. Электростатика» 1 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Уметь применять полученные знания и умения при решении графических, качественных и расчетных задач по электростатике Повторить тему «Электродинамика. Постоянный электрический ток»
Повторение темы «Электродинамика. Постоянный электрический ток» 2 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Знать и уметь применять законы постоянного тока Повторить тему «Электродинамика. Электрический ток в различных средах»
35 Повторение темы «Электродинамика. Электрический ток в различных средах» 3 4 5 3 Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802) Уметь решать задачи на закономерности протекания электрического тока в различных средах. Повторение курса физики 10 класса 4 4.Содержание учебного предмета:
10 КЛАСС
70 ч (2 ч в неделю)
1. Введение. Основные особенностифизического метода исследования (1 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.
2. Механика (22 ч)
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение. Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения. Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Фронтальные лабораторные работы 1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести. 2. Изучение закона сохранения механической энергии.
3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы. Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Фронтальные лабораторные работы 3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Электродинамика (22ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма. Фронтальные лабораторные работы 4. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников. 5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
5. Повторение – 4часа
5. Планируемые образовательные результаты:
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
Учащиеся должны знать и уметь:
Механика
Понятия: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.
Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.
Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.
Молекулярная физика
Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела. Законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клайперона, I и II закон термодинамики.
Практическое применение: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.
Электродинамика
Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник. Законы и принципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.
Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.
6. Контроль и оценка планируемых образовательных результатов
Контрольные работы Ф-10
Контрольная работа №1 «Кинематика»
Контрольная работа №2 «Динамика. Силы в природе»
Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике»
Контрольная работа №4 «Молекулярно-кинетическая теория газов»
Контрольная работа №5 «Основы термодинамики».
Контрольная работа №6 «Электростатика».
Контрольная работа №7 «Постоянный электрический ток».
Контрольная работа №8 «Электрический ток в различных средах».
Лабораторные работы Ф-10
Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».
Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии». Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа №3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака».
Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
2)Критерии оценок ответов уч-ся по физике.
Составлены в соответствии с Примерными программами по физике, сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, "Дрофа",2008.
Утверждены РМО учителей физики 28.08.2014
Оценка ответов учащихся
Оценка 5 ставится, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассма-тиваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определние и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправит самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.
7. Учебно-методическое обеспечение.
УМК «Физика», 10 класс , Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.
Состав УМК:
1. Физика. Программы для общеобразовательных учреждений 10-11 класс. М.: Просвещение, 2009. Авторы П.Г. Саенко,В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П.Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов. Аторская программа по физике для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова
2. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил.уровни/ Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. - М.: Просвещение, 2010.
3. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10—11 классы: пособие для учащихся базовый и профил. уровни/ Н.А. Парфентьева - М.: Просвещение, 2010.-206 с., ; ил. – (классический курс)
4. Заботин В. А., Комиссаров В. Н. Физика. Контроль знаний, умений и навыков учащихся 10-11 классов. Базовый и профильный уровень. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 2008
5. Парфентьева Н.А. Тетрадь для лабораторных работ. 10 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
6. С.М. Андрюшечкин, А.С. Слухаевский «Конструктор» самостоятельных и контрольных работ. 10—11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2010. – 191с.- Классический курс.
8. Материально-техническое обеспечение образовательных программ.
Физика (полнокомплектный кабинет):
-технические средства:
Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802)
Графопроектор Braun Photo Technik Paxiluk 4003
Компьютерный измерительный блок - БЛМО2Сетевой фильтр- ITR HomeОсциллографическая приставка – В101
-Комплект электронных пособий по курсу физики РФ – 5 дисков
-Набор учебно-познавательной литературы по КПМО РФ -12 книг
-Лаборатория физики:
Наборы, комплекты, приборы. (Смотри паспорт кабинета )9. Лист внесения изменений.