Выступление «Реализация районной программы информатизации и формирование задач на новый учебный год»


Выступление
«Реализация районной программы информатизации и формирование задач на новый учебный год»
Согласно Концепции развития системы общего среднего образования Белгородской области информационная культура становится составляющей общей культуры человека, поэтому одной из задач школы является необходимость повышения уровня информационной культуры учителей и школьников.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс школы обеспечивает его оптимизацию и интенсификацию, реализует идеи развивающего обучения, повышает темп урока, способствует увеличению объема самостоятельной работы и повышению мотивационно-ценностного отношения учащихся к учению.
Работая над выполнением задач областной и районной программы информатизации, РЦОКО за прошедший учебный год была проделана определенная работа.
В целях формирования и дальнейшего развития инфраструктуры единой образовательной информационной среды района, посещены все образовательные учреждения района, проверена оснащенность их средствами информатизации, проанализировано состояние образовательной информационной среды района. Наибольшее применение информационные системы в образовательных учреждениях находят при решении следующих задач:
— управление учебным процессом (формирование учебных планов, построение расписания, мониторинг результатов обучения);
— поддержка школьного сайта;
— учет состояния материально-технической базы;
— управление персоналом (штатное расписание, персональные данные, движение персонала, повышение квалификации);
— автоматизация деятельности библиотек;
— документооборот (формирование приказов, контроль исполнения);
— подготовка оперативной и внешней отчетности.
Современные технические средства существенно влияют на характер и содержание образования, принципиально изменяют его качество.
На сегодняшний день материально-техническое обеспечение ОУ района составляет: 436 компьютеров, 14 ноутбуков, 95 проектора, 23 интерактивных доски.
В среднем по району на один компьютер приходится 7.7 учащихся и 0,84 учителей.
В районе 14 школ имеют более 10 автоматизированных рабочих мест, что составляет 64%, 91% общеобразовательных учреждений имеет кабинеты информатики, оснащенные современным компьютерным оборудованием (Pentium III (его аналог) и выше).
В районе 21 школа имеет школьную локальную компьютерную сеть, что составляет 95% от общего числа школ.
Значительная часть компьютерной техники сосредоточена в базовых (опорных) школах и школах поселка : 254- компьютера, 22- интерактивных доски, 64- проектора, 10-ноутбуков.
Широкое внедрение информационных технологий в жизнь школ привело к необходимости решения ряда общих проблем информационной безопасности. Потенциальная уязвимость информационной системы (ИС) по отношению к случайным и предумышленным отрицательным воздействиям выдвинула проблемы информационной безопасности в разряд важнейших, стратегических, определяющих принципиальную возможность и эффективность применения ряда ИС в образовательных целях. Исходя из этого необходимо на всех ПК образовательных учреждений, установить антивирусные программы и контентные фильтры, которые перекрывают доступ к получению информации не соответствующей образовательным целям.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» скоростной безлимитный выход в Интернет по технологии ADSL со скоростью не менее 128 Kb/s имеют все школы района. С 1 января 2011 года стало возможным увеличение скорости до 512 Кбит/с в двух образовательных учреждениях (МОУ «ЧСОШ №1 с УИОП», МОУ «СОШ №4 п. Чернянка»), до 256 Кбит/с в шести ОУ (МОУ «СОШ №2 п. Чернянка», МОУ «СОШ №3 п. Чернянка», МОУ «СОШ с. Ольшанка», МОУ «СОШ с. Кузькино», МОУ «СОШ с. Лозное», МОУ «СОШ с.Ездочное»). В оставшихся четырнадцати школах нет технической возможности увеличения скорости из-за оборудования сельских АТС. В двух образовательных учреждениях района (МОУ «СОШ №1 п.Чернянка», МОУ «СОШ №3 п.Чернянка») настроены и функционируют школьные сервера, которые обеспечивают полноценную фильтрацию интернет-контента, обеспечивают, внутришкольный документооборот и создает политики доступа к файлам и сети интернет.
Во всех образовательных учреждениях района, подключенных к сети интернет по проекту «Образование», установлена связь по электронной почте (имеют индивидуальные электронные адреса), и осуществляется электронный документооборот согласно «Положения отдела образования об электронной почте». Все средние школы района регулярно работают с электронной почтой (в случае технических проблем со связью документы забираются, используя сменные носители информации).
В управлении образования, РЦОКО и в школах района установлено программное обеспечение (QIP, ICQ, Skype), которое позволяет организовывать видео- и аудиосвязь между образовательными учреждениями района. Также установлена виде- и аудиосвязь с районами области. Используя эти каналы связи, в школы района регулярно направляются рекомендации по использованию интернет - ресурсов, материалы по контентной фильтрации и другие технические рекомендации по работе с современными информационными технологиями.
Одним из важных элементов в формировании информационной среды современной школы является Web-сайт. В целях предоставления необходимой оперативной информации, обмена опытом по использованию накопленных образовательных ресурсов, во всех учреждениях образования района созданы и функционируют 22 школьных сайта, на которых можно ознакомиться с большим количеством методических разработок уроков и внеклассных мероприятий, а так же найти справочную информацию о каждом образовательном учреждении, учредительные документы. Ежегодно на сайтах размещаются публичные отчеты директоров школ.
В целях систематизации работы над сайтом в школах района, на начало учебного года, приказом по школе были созданы творческие координационные группы, которые несут ответственность за работу школьного сайта, куда вошли завучи, учителя информатики и другие учителя предметники. Моделирование, размещение и обновление сайтов – это прямая необходимость и обязанность школьных координационных групп. Приказом распределены обязанности, определена ответственность учителей предметников за дизайн сайта, за отбор и рецензию материала, за размещение, за разработку плана- графика подачи информации на текущий месяц. Сайт обновляться не реже 2-х раз в месяц новыми информационными материалами, но есть образовательный учреждения которые несвоевременно обновляют сайт образовательного учреждения – это МОУ «ООШ c.Новоречье», МОУ «СОШ с.Кочегуры» МОУ «СОШ c.Волоконовка», МОУ «СОШ c.Андреевка», МОУ «ООШ c.Большое», МОУ «ООШ c.Холки».
В текущем учебном году педагоги района неоднократно принимали участие в районных и областных конкурсах школьных сайтов, где становились лауреатами и призерами конкурсов. Три года подряд творческая группа МОУ «СОШ с.Ездочное» принимает участие в конкурсе «Зеленая планета», где занимает призовые места на уровне области (2009 год -3 места, 2010 год- 2 место, 2011 год – 1 место). Активно участвуют в конкурсах МОУ «СОШ с. Ездочное», МОУ «СОШ с. Орлик», МОУ «СОШ с. Лозное», МОУ «СОШ с. Волотово», МОУ «СОШ №2», МОУ «СОШ c.Русская Халань». Однако есть школы, которые не принимают участие, это МОУ «ООШ с. Новоречье» и МОУ «СОШ с. Волково».
С участием сотрудников РЦОКО на базе образовательных учреждений района был проведен ряд обучающих семинара для директоров, заместителей директоров и учителей информатики по вопросам использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы, WEB-дизайну, обновлению сайтов ОУ в сети Интернет, работе с электронной почтой, настройке компьютеров для работы в локальной сети и внедрению пакета свободного программного обеспечения. В 2009 году всеми образовательными учреждениями был получен пакет «Первой помощи 2.0» . В состав комплекта ПСПО вошли программные продукты, разработанные специально для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Свободное ПО – это программы, пользователь которых обладает четырьмя свободами: использовать, изучать, распространять и вносить изменения. Это значит, что:
- Программы, входящие в состав ПСПО, можно устанавливать и запускать на любом количестве компьютеров, как в школе, так и дома.
- Диски, входящие в состав ПСПО, можно копировать и распространять среди учеников, коллег и знакомых.
Во исполнение приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №2606 от 30 декабря 2009 года «О внедрении в общеобразовательные учреждения области пакета свободного программного обеспечения (ПСПО)» во всех школах установлено свободное программное обеспечение. На данный момент в районе свободное ПО установлено на 326(75%) персональных компьютерах.
Во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 17.12.2009 года №1993-р, Постановления Правительства Белгородской области от 29 января 2010 года №34-пп «О системе мер по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Белгородской области на 2010-2012 годы» и с целью внедрения современных информационных технологий в управление образовательным процессом в образовательных учреждениях района с 1 сентября 2010 года организовать ведение во всех общеобразовательных учреждениях электронного дневника и электронного журнала успеваемости. Внедрение этого продукта позволит создать единое образовательное пространство района и области, ускорит формирование оперативной отчетности, повысит посещаемость и успеваемость за счет SMS-рассылки оценок и пропусков родителям. В ходе проверки внедрения АСУ «Виртуальная школа», выяснилось, что основная масса школ близится к завершению заполнения электронных дневников и журналов за 2010-2011 учебный год. Однако имеются образовательные учреждения, которые не приступили к выставлению оценок и заполнению электронных журналов – это: МОУ «СОШ №4 п.Чернянка» электронный журнал не ведется с начала учебного года, аналогичная ситуация в МОУ «ООШ с.Новоречье», МОУ «ООШ с.Лубяное», МОУ «ООШ с.Большое».
В следующем учебном году коллектив сотрудников РЦОКО будет продолжать работу по координации деятельности образовательных учреждений района по эффективному использованию ими средств информатизации, в следующих направлениях:
1. Обеспечивать информационно-методическую поддержку учебного процесса и техобслуживание аппаратно-программных средств. Оказывать консультационные услуги по использованию информационных технологий.
2. Своевременно обеспечивать образовательные учреждения района, аудиовизуальными и интерактивными средствами обучения, путем бесплатного проката и контролировать их наиболее полное использование в образовательном процессе.
3. Осуществлять своевременные выезды в образовательные учреждения с целью оказания помощи по обслуживанию компьютерной техники и контролю по исключению использования сети интернет в целях не связанных с образовательным процессом (установка контентной фильтрации).
4.Обсудить совместно с районным ДПиШ проблему низких результатов участия района в фото и видео конкурсах. Организовать на базе образовательных учреждений района фото и видео студии с целью вовлечения учащихся в освоение мультимедийного оборудования и использование его в творческих конкурсах и проектах.
5. Создать на базе РЦОКО постоянно действующую службу консультационной помощи по внедрению пакета СПО (Linux) в образовательный учреждениях района
6. Вести сбор материала по накоплению передового опыта работы педагогов, активно использующих на своих уроках современные ТСО и распространять его в учреждения образования района.
7. Осуществлять систематический контроль и оказывать помощь в обновлении и поддержке работоспособности сайтов общеобразовательных учреждений, исключить халатное отношение школ к наполняемости и несистематичному обновлению школьного сайта.
8. Проводить обучающие семинары по внедрению пакета СПО и перехода школ на электронный документооборот и ведение электронных дневников и журналов (программный продукт Виртуальная школа).
9. Разрабатывать методические пособия по использованию программных продуктов СПО.
10. Повышать личный уровень и компетентность сотрудников РЦОКО путем прохождения тематических курсов и посещения семинаров.
11. Продолжить создание , на базе образовательных учреждений, выделенных серверов для безопасной работы локальной в сети интернет и настройки фильтрации интернет-контента.
12. Разработать план внедрения и приступить к работе по созданию районной образовательной интрасети.
Руководителям образовательных учреждений:
Директорам школ проводить целенаправленную работу по реализации программы информатизации района и области.
Создавать необходимые условия для наиболее эффективного использования учителями предметниками своей школы современных средств информатизации.
Проанализировать содержание официальных сайтов своих образовательных учреждений на предмет соответствия ст.32 п.4 Закона «Об образовании».
Обеспечить контроль над своевременным обновлением (не реже одного раза в две недели) информации на сайтах образовательных учреждений.
Не допускать возможность установки и использования «пиратского» программного обеспечения.
Установить на все персональные компьютеры образовательного учреждения контентный фильтр для предотвращения посещения недопустимых сайтов.
Организовать работу по активному участию в районных и областных фото-видео конкурсах и конкурсах с использованием ИКТ.
Продолжить работу по объединению компьютеров образовательного учреждения в единую локальную сеть образовательного учреждения.
Начальник
отдела информатизации ЦОКО _____________/Долгушин А.В./