Конспект урока Разноспрягаемые глаголы
___Класс___от______2016. Класс___от______2016. Класс___от______2016.
Тема: «Разноспрягаемые глаголы»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «разноспрягаемые глаголы».
Задачи: предметные: повторить морфологические признаки глагола; развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах; познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами; сформировать умение правильно писать окончания разноспрягаемые глаголы; правильно употреблять в речи разноспрягаемые глаголы, соблюдая нормы произношения; метапредметные: развивать путём создания проблемной ситуации познавательные способности учащихся, умения обобщать, делать выводы; личностные: формирование чувства уверенности в своих силах.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный этап.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Мы проснулись, мы здоровы, И к работе все готовы. Голова наша светла, Отдохнула до утра. Мышцы стали все сильнее, Каждый орган - здоровее. Нервы крепкие – стальные, Как пружинки заводные. Ноги-руки – все в движенье! Вот и снято напряженье.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
Проверка д/з.
Проверка наличия домашнего задания.
Показывают работы.
Повторение
Решение морфологического кроссворда
По горизонтали: 1. Часть речи, обозначает предмет (существительное)
4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).
5. Обозначает признак действия или другого признака (наречие).
6. Отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета (прилагательное).
7. Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их (местоимение).
По вертикали: 1. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
2. Изменение именных частей речи по числам и падежам (склонение).
3. Часть речи, которая отвечает на вопрос сколько? Какой? и обозначает количество и порядок предметов при счете 9числительное).
Устная разминка.
Мотивация УУД
– И вот пришло время продолжить путешествие по стране «Глаголия» и познакомиться с новыми грамматическими категориями.
– Я хочу прочитать стихотворение. Внимательно послушайте его и скажите, о каком грамматическом признаке глагола говорится в нём?
Как начнёшь ты меня гнать, Перестану я дышать,Перестанут уши слышать,Ну а руки всё держать,На меня начнёшь смотреть,Будешь мною ты вертеть,Буду всё равно терпеть,Буду от тебя зависеть,Раз ты смог меня обидеть,И тебя не буду видеть,Лишь открыто ненавидеть.
– (о спряжении). А что такое спряжение? (Спряжение это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени) Как определить его?
Анализируют, делают выводы.
Актуализация опорных знаний.
В русском языке глаголы бывают 1 и 2 спряжения.
Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в любую личную форму, кроме формы 1 лица и посмотреть ударное окончание или нет.
Например: глагол сидишь, сидит, сидят – 2 спряжения.
глагол шьёшь, шьёт, шьём, шьют - 1 спряжения.
Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (Н.Ф).
Например: читать – 1 спряжения.
варить – 2 спряжения.
Чтобы по начальной форме правильно определить спряжение, вы должны помнить, что ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ИТЬ, кроме брить, стелить + 11 глаголов исключения (4 на – АТЬ. 7 на – ЕТЬ).
Назовите эти глаголы:
Ко второму же спряжению Отнесём мы без сомненья. Все глаголы, что на – ИТЬ, Исключая брить, стелить И ещё смотреть, обидеть Слышать, видеть, ненавидеть Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть и терпеть. Вы запомните, друзья. Их на –е спрягать нельзя.
Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению. Вид глагола сохраняется.
Во время объяснения нового материала дети обращаются к таблице (алгоритму - инструкции), которая находится на партах и на доске.
Как определить спряжение глагола.
1.Укажи ударение, если окончание ударное, то
- ЕШЬ, - ЕТ; - УТ, - ЮТ – 1 спряжение;
- ИШЬ, -ИТ; - АТ, - ЯТ – 2 спряжение.
2.Если окончание безударное, определи вид глагола.
3.Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).
4.Посмотри на суффиксы: если глагол на – ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.
5.Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).
6.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.
Двое у доски, остальные – в тетради.
Самопроверка.
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.
А сегодня мы с вами познакомимся с глаголами, которые имеют другую парадигму спряжения.
Оформление тетради.
Работа над темой
Учащимся предлагается выполнить проблемное задание: лингвистическая игра «Четвертый лишний».
Задание: рассмотрите ряд слов, определяя лишнее по какому-то признаку: рисовать, отдавать, накрывать, молчать .
Слово учителя: чтобы правильно выполнить это задание, необходимо искать ответ с точки зрения грамматики. Если будет трудно, воспользуемся подсказками.
Подсказки:
1.Обратите внимание на спряжение глаголов
· 2. Вспомните алгоритм определения спряжения.
В ходе рассуждения учащиеся определяют, что «лишнее» слово – молчать, т.к. оно относится ко 2 спряжению (молчим, молчишь, молчите, молчит, молчат.
Окончание в глаголе молчать ударное.
Учащимся предлагается продолжить игру «Четвертый лишний»: молчать, кричать бежать ворчать.
( в случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы - поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа.
В результате выполнения данного задания учащиеся обращают внимание, что глагол бежать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит, НО бегут.
Слово учителя: с каким подобным лингвистическим явлением мы встречались при изучении имени существительного?
Ответ учащихся: разносклоняемые существительные.
- Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения?
Ответ учащихся: это разноспрягаемый глагол.
Работа по цепочке у доски.
Физминутка
Раз –налево, два – направо,Три –наверх, четыре вниз.А теперь по кругу смотрим,Чтобы лучше видеть мир.Взгляд направим ближе, дальше,Тренируя мышцу глаз.Видеть скоро будем лучше,Убедитесь вы сейчас!А теперь нажмем немногоА теперь нажмем немногоТочки возле своих глаз.Сил дадим им много-много,Чтоб усилить в тыщу раз!
Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.
Продолжение работы над темой
Переход к работе над новым материалом
Разноспрягаемые глаголы
глаголы, имеющие в одних формах окончания I спряжения, в других – окончания, свойственные II спряжению, или имеющие особые окончания.
хотеть, бежать, дать, создать, есть, надоесть, чтить
- Обращаем внимание учащихся на то, что к разноспрягаемым относятся 7 глаголов.
- Особенности спряжения глаголов хотеть и бежать
я бегу
мы бежим
ты бежишь 2 спр.
вы бежите
он бежит
они бегут 1 спр.
я хочу
ты хочешь 1 спр.
он хочет
мы хотим
вы хотите 2 спр.
они хотят
- Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе.
я ем дам
ты ешь дашь
он ест даст
мы едим дадим
вы едите дадите
они едят дадут
- Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми.
- Об употреблении глаголов есть и кушать
Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:
Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?). В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильно будет сказать: «Я ЕМ». Лучше так не говорить: «Вы кушали сегодня?». Нормативное употребление: «ВЫ уже ели сегодня?»
- А я знаю сказку, которая так и называется « Хотеть, есть, дать, бежать».
Английский крольчонок
В деревню Петушково-Гребешково в гости к бабушке Федосье приехала внучка Маша с мужем-англичанином. В подарок старушке они привезли настоящего английского крольчонка. И надо же было так случиться, что в первый же день кролик убежал в лес. А так как кролик был английский, по-русски он совсем не понимал. Приютила его добросердечная зайчиха, но лишь три слова выучил её новый английский сыночек: хотеть, есть, дать. Вот проснётся утром малыш и сразу к морковке. Пальчиком показывает: «Хотеть! Есть! Дать!» Потом на капусту. И снова: «Хотеть! Есть! Дать». Репку углядел: «Хотеть! Есть! Дать!» Как откажешь малышу? Сидит прожорливый английский крольчонок и уплетает за обе щеки. «Ну и аппетит у него, удивляются другие зайцы. Гляди, зайчиха, он и тебя слопает!» А зайчиха отмахивается: «Не обижайте зря. Растёт он». Вот узнал крольчонок, где в лесу малинник. «Хотеть! Есть! Дать!» - сказал и отправился по малину. Зайчиха отпустила: волк в ту пору ушел из этого леса. Давно его не видали. Вот набивает кролик рот малиной и вдруг видит: серый хвост в кустах мелькает, жёлтые глаза горят да зубы страшные щёлкают. Заголосил кролик да как припустит! Мчится и думает: «Как это по-русски сказать, чтобы всех в лесу об опасности предупредить?» А волк позади зубами щёлкает! Тут крольчонок и вспомнил слово да как закричит: «Бежать! Бежать! Бежать!» Все звери переполошились. «Бежать!» кричит кролик оленятам. «Бежать!» лосятам кричит. А сам в норку и дверь за собой захлопнул перед самой мордой у серого. Так кролик всех зверей в лесу спас. С тех пор его так и зовут: кролик ХОТЕТЬ-ЕСТЬ-ДАТЬ-БЕЖАТЬ. Вот и вся история.
- Как понимаете значение слова чтить?
Чтить относиться к кому-нибудь (чему-нибудь) с глубоким уважением и любовью. Чтить память погибших. (Словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.)
Чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят и чтут.
Задание: подберите к слову чтить синонимы.
Чтить – уважать, ценить, обожать, боготворить, дорожить.
Анализируют, делают выводы.
Закрепление
Я буду называть глаголы, нужно успеть записать, к какому спряжению они относятся. 1 – 1 спряжение, 2 – 2 спряжение, Р – разноспрягаемые глаголы. ( 2 учащихся пишут ответы на доске в столбик. Затем остальные проверяют их).
1. Плавать 9. Ходить
2. Примолкать 10. Дышать
3. Купить 11. Повторить
4.Смотреть 12. Спрашивать
5. Работать 13. Хотеть
6. Просить 14. Терпеть
7. Бежать 15. Дать
8. Думать 16. Сеять
Ответы: 1 – 1; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 2; 5 – 1; 6 – 2; 7 – Р; 8 – 1; 9 – 2; 10 – 2; 11 – 2; 12 – 1; 13 – Р; 14 – 2; 15 – Р; 16 – 1.
Парная работа. Ответы записывают в тетрадь.
Рефлексия, выставление оценок.
- Какова была тема нашего сегодняшнего урока?
- Что было нашей целью?
- Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
- Какие разноспрягаемые глаголы вы знаете?
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.
Д/з., оценивание
§72, упр.513
Запись в дневник.
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 3YђЗаголовок 515