Отчет об участии в групповой презентации
Отчет об участии групповой презентации
- Что есть больше всего на свете? – Пространство.
- Что быстрее всего? – Ум.
- Что мудрее всего? – Время.
- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.
Фалес
Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Руководство для учителя стр.110)
Мне, честно говоря, как человеку, который не боится применять новое, посчастливилось попасть на курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан на третий базовый уровень.
Время идет, все меняется и дети в том числе, новые подходы, новые инновации. Значит,я должна тоже меняться и идти в ногу со временем. Настроив себя на позитив, я вошла туда, где мне была открыта дверь. Еще недавно мне казалось, что я знаю достаточно приемов и методов обучения, но пройдя данные курсы я узнала о семи модулях, идеи которых изменили мое представление о роли учителя в обучении и преподавании. Конечно, я не на необитаемом острове и о многих подходах я слышала, но мне казалось, что это для меня лишнее, мне достаточно своих знаний, но оказалось что это не так. Я узнала о таких понятиях как критическое мышление, групповая работа, рефлексия, формативное оценивание, критериальное оценивание и многое другое. Здесь на курсах мы с нашей группой работали, открывали для себя новые знания, методы, подходы для решения таких проблем как научить ученика и себя критическому мышлению, какие есть барьеры в обучении, тем самым старались мыслить по-новому.
Нежелание детей учиться заставляет задуматься над тем, что необходимы изменения подходов в преподавании и обучении. Надо учеников научить обучаться и быть ответственным за свое обучение. Мне нравятся идеи инклюзивного и коллаборативного обучения, обучение через диалог. Развитие критического мышления у учеников способствует развитию результативности в обучении, а развитие критического мышления у учителя позволит применять новые подходы и методы в обучении, поможет критически оценивать свою практику. Для себя я отметила важность проведения рефлексии, как одним из важных составляющей современного урока, так называемой самоанализ деятельности ученика, позволяющий ему оценить свою работу и корректировать свои действия.
Приехав на практику, я начала готовиться к урокам и решила провести четыре последовательных урока по алгебре в восьмом классе, где их 21 учащихся. С ребятами я провела анкетирование по оценке уровня школьной мотивации. В этом классе по результатам анкетирования выявились ученики с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности.У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
Вторая группа учащихся с хорошей школьной мотивацией. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень учащихся – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Что касается возрастной категории учащихся, задания я подбирала с учетом возрастных и психологических особенностей моих детей, с учетом их интересов и жизненного опыта.
Планируя, я поняла, что должна создать коллаборативную среду в данном классе.
Для начала мы с классом выработали пять «золотых» правил работы в группе:
1.На уроке говорить свободно
2.Быть активным
3. Соблюдать дисциплину
4. Помогать друг другу
5. Быть честным
Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета ⁄содержания обучения. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. (Задания для выполнения в период практики в школе стр.32).
Каждый урок начинала позитивными роликами, разминками, чтобы поднять настроение учащихся на работу. Данный прием сразу понравился учащимся, они предложили свои варианты разминок и сами были ведущими. Если на первых последовательных уроках они участвовали пассивно в разминке, были стеснения, то на последних уроках проводили самостоятельно физминутки, и все охотно принимали участие. Это раскрепостило всех, и они чувствовали себя уверенно.
Коллаборативная среда влияет и на работу в группе. Активность в группах была средней, работали больше учащиеся, те которые обладают большей мотивацией, которые хорошо занимаются, им интересно делится своим мнением - это и понятно. Работая в группе, разговаривали тихо, старались не нарушать дисциплину. Они привыкли себя вести так, потому что мы по правилам группы требуем от них этого на каждом уроке.
А что может быть важнее как побудить их к самостоятельному изучению, заинтересовать? Ведь при новых подходах к обучению роль учителя значительно меняется. Во время групповой работы учитель направляет и контролирует ход работы, регулирует споры, при необходимости оказывает помощь, иными словами направляет учебный процесс таким образом, чтобы создать коллаборативную среду. Чтобы сотрудничество в группах состоялось, надо приучать учащихся взаимодействовать в парах с любыми партнерами, работать активно, серьезно, испытывать чувство ответственности за свои действия и действия товарищей, быть вежливыми и доброжелательными, осознавать, что совместная работа – это серьезный труд. Положительные моменты групповой работы заключаются в следующем:
- в активную работу включаются все обучающиеся;
- создаются условия для оказания поддержки и взаимопомощи, при которой обучающиеся сами осуществляют индивидуальный подход в решении проблем;
- развиваются и укрепляются навыки коллективного труда, усвоение нового материала происходит лучше, обучающиеся глубже осознают изучаемые вопросы;
- результаты работы обсуждаются совместно, исправляются ошибки, совершенствуются и закрепляются знания;
- формируются коммуникативные навыки, развивается критическое мышление и творческое воображение.
Результаты практики показали, что мне удалось заинтересовать детей работой в группах, повысить интерес к своему предмету, побудить их вступать в открытый диалог посредством применения новых модулей Программы, изученных на курсах. Но не все прошло, так гладко, как хотелось бы, на моем пути встречались и трудности: недостаточный словарный запас отдельных учеников для обоснования своих идей, их аргументации, ограниченность во времени, вечная спешка на уроке, чтобы все успеть. Но, я думаю, что все еще впереди и есть время для самосовершенствования, используя основные идеи и модули программы.
Приехав на второй этап «Лицом к лицу» мы с нашей группой начали делиться своими впечатлениями. Чтобы каждый мог показать, как он внедрил все модули в свою работу, была создана «Рыночная палатка». Каждый из нас мог показать свои труды и материальную базу. Здесь мы с группой делились, еще раз рассматривали все новые подходы, проводили анализ и защищали свои работы. В ходе обмена мыслями, идеями и практическими советами происходило внутреннее переосмысление. Мы вновь и вновь возвращались к рефлективным отчетам.
Хочется вспомнить слова великого Абая: «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного,как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет».
В дальнейшем я планирую продолжать работу по их внедрению в собственную практику, повышать мотивацию к обучению всех учащихся, как слабоуспевающих, так и сильных учеников. Развивать критическое мышление, повышать познавательный интерес учащихся через использование групповой работы.
Литература:
Руководство для учителя.
Интернет ресурс.