Отчет совместной презентации выполнения задания № 7 «Совместное обучение: талантливые и одаренные ученики»


Отчет совместной презентации выполнения задания
№ 7 «Совместное обучение: талантливые и одаренные ученики»
Во время этапа «Практика в школе», мною было выполнено 8 заданий. В отчете о совместной презентации выполнения задания я бы хотела рассказать о задании №7 «Совместное обучение: талантливые и одаренные ученики». Почему я выбрала именно это задание? Для меня было важным узнать, как проходила групповая работа с привлечением талантливых и одаренных детей у моих коллег, к тому же это задание включает в себя вовлечение всех. Понимая что, такая работа сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования, мне бы хотелось узнать о том, как прошли такие уроки, с какими трудностями столкнулись и как решали их.
В нашей группе №1 данное задание обсуждали Салтанат, Мадина, Шнар, Айна, Дина. Дина организовала и презентовала нашу совместную работу. Мадина была в роли дизайнера, она смогла собрать фото доказательства, сделать слайд презентацию. Другие участники группы отвечали на вопросы, делились опытом практики в школе, советовали.

Рисунок 1. Обсуждение в группе
Фото 2: групповая работа на уроках коллег
В ходе обсуждения Дина рассказала о своем уроке. Приведу фрагмент: «У меня на уроке учащиеся с разной академической успеваемостью оказались в одной группе. Таттима ученица с высокой мотивацией стала организатором и вовлекла всех в работу, даже Диаса ученика с низкой мотивацией настолько, что он смог выступить в роли спикера от группы». Для себя я отметила, что Диас сам решил учиться, это было его внутренним желанием. И сделала выводы о том, что мы должны направлять талантливого и одаренного ученика для вовлечения всех в работу. Такие примеры я наблюдала и у других своих коллег, например у Айны на уроке Валерия ученица с высокой мотивацией смогла привлечь Олега – «троечника» к работе, дав ему индивидуальное задание. Таким образом, я сделала вывод, что у менее уверенных в себе и менее успешных учеников в процессе взаимодействия с одаренными учениками повышается самоэффективность через косвенный опыт.
Следующей выступила Мадина, она сказала «Алексей среднемотивированный ученик, имеет статус неформального лидера, в ходе групповой работы активно участвовал в обсуждении и создании кластера. Он смог организовать работу в группе. А другой учащийся с низкой мотивацией Алишер взял ответственность по выполнению задания на себя: активно участвовал в обсуждении, создании кластера, затем презентовал данную работу». Нам стала понятна идея совместного обучения, почему так важно предлагать всему классу задания и обучать совместно учеников с разными способностями. Задания, предложенные с учетом возрастных способностей, дают возможность каждому ученику проявить себя. Шнар привела свой пример: «Берик ученик со средней мотивацией, но очень спокойный и стеснительный. Несмотря на это он смог проявить себя, и даже выступил в роли спикера». Для себя я сделала вывод что, в группе каждый ребенок может достичь результатов, несмотря на свою академическую успеваемость, просто имея внутреннюю мотивацию.
Далее я рассказала о своем наблюдении: «Альмира, хотя и ученица со средней мотивацией у нее ярко проявились лидерские качества, например, она сразу распределила обязанности в группе, взяла на себя роль дизайнера, смогла оформить кластер. Для меня было открытием, что работая в группе, совместно выполняя творческое задание, учащиеся с низкой мотивацией активно были вовлечены в процесс, например ученица Азиза». Мадина отметила, что моя практика была эффективной, так как ученики, вовлеченные в обучение через диалог, прилагают все усилия для получения согласованного результата, как равноправные участники процесса «обмена мыслями» (Руководство для учителя, стр.135). Салтанат подметила, что групповая работа позволяет выявить одаренных и талантливых не только в математике, но и в других областях.
Следующей выступила Салтанат «Руслан мой ученик с низкой мотивацией не смог вовлечься в групповую работу, не показал свою заинтересованность, не смог усвоить материал». Я поняла, что не всегда групповая работа может повлиять на учащихся с низкой мотивацией.
Каждый из нас вспомнил то, как проходил урок, анализировал эффективность проведения групповой работы. Все доказательства с уроков мы оформили в виде совместной презентации, в которой каждый из нас представил фото фрагмент урока, где была представлена групповая работа учащихся с вовлечением талантливых и одаренных учеников.

Рисунок 2. Групповая работа
Я принимала активное участие в презентации работы группы. Совместная групповая работа помогла мне понять значимость совместного обучения талантливых и одаренных учеников потому, что каждый участник группы делился своим опытом. Мы обсуждали трудности, возникшие на практике, делали выводы, обсуждали пути решения.

Рисунок 3. Презентация
После совместной презентации всех из нашей группы, нам были даны пожелания и рекомендации следующего характера, приведу одно из них.
Гульжанат сказала: «Вы четко раскрыли работу учащихся при групповой работе, описали вклад каждого в работу, описали влияние талантливого и одаренного ученика на работу группы. У вас имеются доказательства работ т.е. флипчарты, кластеры, проекты». В качестве пожелания Гульжанат предложила поработать над фотографиями слайдов, сделать их больше.
Опыт моих коллег был очень важен для меня. После совместной презентации я сделала вывод что, данное задание во время практики прошло успешно. Я поняла, что задание на дифференциацию во время обучения очень важна, так как подразумевает вовлечение всех. А моя задача как учителя заключается в том, чтобы обучение было интересно всем обучающимся.
В ходе обсуждения с коллегами, проанализировав свою практику, я увидела, что и другие тоже столкнулись с определенными трудностями. Обмениваясь опытом и размышляя над трудностями при составлении заданий, мы отмечали необходимость консультирования с коллегами, изучения теоретических вопросов. При подготовке к урокам нужно тщательнее отбирать задания, продумывать использование на уроках вопросов высокого порядка. Чтобы каждый ученик был вовлечен в процесс обучения, чтобы каждый мог найти для себя работу по силам надо, чтобы задание находилось в зоне ближайшего развития ученика. Для высокомотивированных – усложненные задания. Для учеников со средней мотивацией – с возможностью использовать дополнительный ресурс. Для учеников с низкой мотивацией – возможность воспользоваться помощью одноклассников.
Обмениваясь опытом, мы пришли к выводу, что использование идей модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» очень важно для всех учеников класса. Это возможность для каждого ученика проявить свои способности. Это возможность для учителя проявить свое лидерство через вовлечение коллег в работу по выявлению и обучению талантливых и одаренных учеников.
Таким образом, для организации качественной работы важно создать коллаборативную среду, осуществлять инклюзивный подход, чтобы каждый ученик чувствовал себя в безопасности и смог раскрыть свои способности. Процесс обучения следует строить, используя активные формы обучения. Совместное обучение в группе использовать для усиления мотивации слабо мотивированных учеников через косвенный опыт и ситуации успеха, сложные задания для того, чтобы ученику было интересно на уроке.
Литература
1.Руководство для учителя. Третий (базовый уровень). Четвертое издание. 2015г.