ФОРМУЛА УСПЕХА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕДЖЕ
ФОРМУЛА УСПЕХА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕДЖЕ
Кокова А.В., методист
Павлодарский гуманитарный колледж, г. Павлодар
Аннотация
Статья посвящена вопросам организации активных форм методической работы в колледже, что позволит повысить профессиональную мобильность педагогов в освоения ими инновационных технологий в сфере образования и совершенствовать методическую и исследовательскую культуру педагогов.
Высшее искусство, которым обладает
учитель,- это умение пробудить радость
от творческого выражения и получения
знаний. Альберт Эйнштейн
На сoвременном этапе одним из важных направлений технического и профессионального образования Казахстана является подготовка конкурентноспособных квалифицированных кадров для инновационной экономики. Прoцесс мoдернизации содержания технического и профессионального образoвания требует четкой кадровой политики, направленной на повышение профессиональной мобильности педагогов, освoения ими инновационных технологий в сфере образoвания. В условиях мoдернизации значимой задачей метoдической службы станoвится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики в ТиПО:
– поиск путей интенсификации учебного прoцесса на основе комплексного использования научных рекомендаций, передовых методов, организационных форм и приемов обучения;
– оптимизация сoдержания учебных дисциплин с обоснoванным соoтношением теоретического курса и практических занятий, обеспечение преемственнoсти, непрерывности и отраслевoй направленнoсти подготовки по общеобразoвательным и специальным дисциплинам;
– создание условий для повышения профессиональной кoмпетентности педагогoв кoлледжа;
– научно-методическое сопровождение инновациoнных процессoв.
В целях повышения имиджа препoдавателя Павлодарского гуманитарного колледжа ежегодно проводится рабoта по изучению и распространению передового опыта лучших преподавателей, методическая поддержка молодых специалистов, ежегодно выпускается методический журнал «Пути к педагогическим вершинам». Активизируется работа по oрганизации и участию педагoгов в республиканских, междунарoдных конкурсах и семинарах, выставках, в том числе в режиме он-лайн, стажировки на ведущих предприятиях Павлoдарской области. Предусматривается материальное поощрение лучших преподавателей за счет учредителей колледжа.
Задача методиста колледжа – предрасположить педагогов к продуктивной методической и научно-исследовательской деятельности. Удовлетвoренность профессией способствует тому, что педагогическая деятельность становится потребностью, несет в себе радость творчества и открытий.
Атмосфера высoкой педагогической культуры и успешности сoздается в работе предметно-цикловых комиссий колледжа. Чтобы заседания ПЦК были продуктивными и вместе с тем разноoбразными по структуре, можно использовать различные организационные формы.
В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по спосoбу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).
Пассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
Условия выбора формы заседания зависят от целей и содержания методического материала (таб.1), количественного состава ПЦК, от квалификации входящих в неё педагогов, от их заинтересованности, взаимопонимания и уровня креативности. К активным формам повышения педагогического мастерства относятся инновационные организационно-деятельностные и другие формы, которые способствуют формированию педагогической культуры и культуры саморазвития преподавателя.
Таблица 1. Соответствие цели форме повышения квалификации
Цель Форма повышения квалификации
Совершенствование педагогической техники Семинары, практикумы, школа молодого педагога
Совершенствование педагогического мастерства Педагогические мастерские
Развитие креативных способностей ВТГ (временные творческие группы)
Становление стиля педагогической деятельности мастер-классы, методические тренинги
Формирование готовности к инновациям Школа педагогического мастерства
Формирование педагогической культуры Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы
Разработка авторских методик, программ, технологий Проектировочные семинары
Создание индивидуальной дидактической и воспитательной методической системы Школа педагогического мастерства, научно-методические семинары
Активные формы организации и проведения методической работы в колледже могут быть следующими:
теоретический методический семинар,
сетевой научно-методический семинар-онлайн,
семинар-практикум,
коучинг,
сетевая работа фокус-групп,
сетевая дискуссионная площадка,
онлайн-консультации по обмену опытом,
вебинар,
научно-практическая конференция,
методическая декада,
дни науки,
методический фестиваль,
методический мост,
методическая мозаика,
творческая дискуссия,
дискуссионная онлайн-площадка,
творческий диалог,
творческая мастерская
педагогическая гостиная,
час коллективного творчества педагогов,
дискуссионная панель (площадка),
методический ринг,
деловая игра,
имитационно-ролевое моделирование;
мозговой штурм,
методический тренинг,
сетевой семинар-тренинг,
видеотренинг,
ярмарка методических идей,
педагогические ярмарки-выставки,
круглый стол,
педагогические чтения «Современное образование: от теории к практике»,
педагогические конкурсы «Лучший преподаватель», «Лучшее портфолио педагога», «Лучшее методическое пособие» и т.д.,
сетевой конкурс «Методическая система эффективного преподавателя колледжа»,
лекторий,
профессиональная выставка,
защита педагогического проекта,
открытое занятие (интегрированный, панорамный урок),
сетевой конкурс «Лучший урок SMART»
педагогический форум «Новые подходы в преподавании и обучении».
Виды домашних заданий преподавателям в рамках планирования интерактивной формы методической работы могут быть такими:
моделирование урока (целиком или фрагментарно),
разработка тематического модуля уроков по курсу,
разработка спецкурса, программы исследования по определенной теме,
подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме
аннотирование по теме, проблеме, курсу, опыту работы коллеги
составление методических указаний, банка контрольно-измерительных материалов,
составление и защита опорных схем, кластеров, интеллектуальных карт, памяток, дидактического материала,
разработка планов кружков, курсов по выбору, сценариев внеклассных мероприятий по предмету,
посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий спецкурсов, дополнительных занятий с последующим анализом,
представление собственного опыта работы по теме, проблеме,
подготовка и проведение мастер-класса,
подготовка и проведение творческой мастерской,
защита работы по теме самообразования.
Рассмотрим более подробно некоторые активные формы организации методической работы в колледже.
Методика «Мозаика»
Применяется на семинарских занятиях или заседаниях ПЦК в качестве просмотра видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных инновационных технологий и форм организации учебной деятельности с последующим совместным анализом и выработкой методических рекомендаций по проведению таких занятий. Эта форма стимулирует экспериментальную инновационную деятельность преподавателей, позволяет включить в работу большее количество участников проектирования учебного процесса и реализовать системно-деятельностный, проблемно-развивающий подходы к планированию урока.
Методика «Продленная конференция»
Может использоваться при подготовке к проведению открытого урока, когда преподаватель обсуждает с членами ПЦК структуру проектирования урока, детали организации учебного процесса на занятии, выбора технологий или методов, основных педагогических и дидактических задач на этапе актуализации, целеполагания, открытия и применения нового знания, рефлексии. Затем после проведения открытого урока продолжается обсуждение его эффективности со всеми членами ПЦК, в заключении дается рейтинговая оценка проведенному занятию. Данная методика в основном применяется при работе с молодыми специалистами и преподавателями без категории, в процессе ее реализации педагоги получают поддержку и методическую помощь преподавателей предметно-цикловой комиссии при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу.
Методика «Проект интегрированного урока»
Такая форма позволяет разрабатывать интегрированный урок совместно преподавателями ПЦК общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяют избежать дублирования излагаемого материала, выработать общие методические приемы его изложения, расширить кругозор учащихся по конкретной теме, активизируют самостоятельную познавательную деятельность учащихся и творческий поиск и взаимодействие коллег.
«Аквариум»
Педагогам предлагают обсудить в форме диалога или полилога проблему «перед лицом общественности». Проблемная группа выбирает спикеров, иногда это несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». Что дает этот прием педагогам? Формирование профессиональных коммуникативных компетенций. Возможность увидеть методическую проблему и своих коллег со стороны, как они реагируют на иную точку зрения, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, какие доказательства своей правоты приводят и, наконец, как могут пойти на компромисс в общем решении педагогической ситуации.
«Методический мост»
Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются преподаватели разных колледжей города, обучающиеся, родители. Целью проведения методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания, обсуждение острых вопросов методики обучения и воспитания.
«Методическая биенналле»
Это одна из креативных форм профессионального общения. В переводе с итальянского языка «биеннале» - это выставка изобразительного искусства, кинофестиваль или музыкальный конкурс, проходящие каждые два года, показ чего-либо. Сейчас в нашу жизнь активно входят и другие направления биеннале: индустриальная, музейная, биеннале высоких технологий. Педагогику тоже можно рассматривать как искусство обучения и воспитания. Методическая биенналле – это показ методических и научно-исследовательских достижений, выставка проектов и макетов в прикладной области исследований. Работу биеннале можно организовать на нескольких площадках: актовый зал, музей, учебные кабинеты, используется формат организации выставочных стендов, баннеров для демонстрации управленческих и методических идей и их решений в колледже. Методические и педагогические идеи участники представляют в виде мультимедийных презентаций, демонстраций фрагментов открытых занятий, учебных фильмов и видеоколлажей, проведения открытых дискуссионных площадок и др.
«Чемпионат по решению педагогических
задач (ситуаций»)
Цель — знакомство с особенностями педагогического процесса учебного заведения, его логикой, характером взаимодействия преподавателей и учащихся, стилем их отношений. Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, формулирует на основе многостороннего анализа собственное решение данной ситуации.
Педагогические задачи целесообразно брать из практики, они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших преподавателей колледжа, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага. Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной и воспитательной работы.
«Ярмарка педагогических идей»
Создать условия для профессионального роста педагогов, мотивировать их на инновационные подходы к организации собственной профессиональной деятельности, повысить статус творчески работающих учителей – такова цель Ярмарки. Она активизирует методическую работу, формирует атмосферу профессионального соревнования и сотрудничества. Молодые специалисты учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, слушать, критически относиться к себе и своим коллегам.
«Методический фестиваль»
Цель Фестиваля – стимулирование творческой самореализации и профессионального роста педагогов, изучение и распространение инновационного опыта преподавателей колледжа, внедрение новых педагогических идей. Здесь происходит знакомство с опытом лучших педагогов, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей. Заявку на урок, методические идеи, приемы участники фестиваля подают предварительно. Данная форма работы позволяет эффективно формировать модель педагога – новатора и способствует созданию дискуссионных площадок для обсуждения актуальных вопросов модернизации системы методической работы колледжа и обмена иннновационным опытом.
«Педагогические чтения»,
научно-практические конференции
Эти формы работы требуют привлечения всех звеньев методической службы и являются своеобразным подведением итогов их работы. Темы педагогических чтений, научно-практических конференций должны быть связаны с единой методической темой колледжа и не носить случайный характер, а отражать опыт педагогического коллектива в решении данных вопросов, их достижения, успехи, исследовательскую работу, связанную с преодолением ошибок, недочетов профессиональной деятельности и приведшую, в конце концов, к положительным результатам. Доклады должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, слайдами, фотографиями, продуктами труда учащихся и т.д. По содержанию доклады должны быть предельно логичными, четкими, но отличаться большой информативной емкостью, богатством и разнообразием экспериментально - исследовательского материала. Выступления докладчиков ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются после того, когда выступающий ответит на вопросы, часто в дискуссионной форме.
Сегодня перед руководителями предметно-цикловых комиссий преподавателей профессионального образования и методистами зачастую стоит вопрос: как сделать так, чтобы каждый педагог стал активным участником учебного процесса? Как избавиться от пассивности отдельных преподавателей? Как перевести их профессиональную направленность от репродуктивной деятельности к исследовательской? Как решить формулу успеха методической работы в колледже? Ответ есть. Начать формирование благоприятной методической среды, которая будет стимулировать активность педагогов в освоении инновационных методик и проведении нестандартных занятий, способствовать рождению «искусства урока». Я почти полностью убеждена, что по-настоящему талантливого специалиста, влюбленного в свою профессию, может воспитать только по-настоящему талантливый и инициативный педагог, который озаряет своих учеников светочем любви к своему делу. Как точно звучит высказывание Уильяма Артура Ворда: «Посредственный преподаватель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. - М.: Мастерство, 2001 г.
Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/
Глинский, А.А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении: пособие для руководящих работников и специалистов учреждений общего среднего образования и системы повышения квалификации / А.А.Глинский. – Минск: Зорны верасень, 2008 г.
Макарова, Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе / Т.Н.Макарова. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002 г.