Статья по музыке на тему «Дирижирование – как исполнительское искусство»

Аты-ж™ні: Гылко Максим Константинович
ТуCан жылы: 1963
Бітірген оKу орны: €л-Фараби ат. Шымкент педагогика м‰дениет институты
Білімі: жоCары
МамандыCы: м‰дени аCарту Kызметкері, эстрадалыK ж‰не _рмелі аспаптар к™ркем™нерпаздар
ЕSбек ™тілі: 27
Санаты: ЖоCары
Лаузымы: СарKан гуманитарлыK колледжініS оKытушысы



«Дирижирование – как исполнительское искусство»

Человек, который мечтает
овладеет мастерством и считает
тем не менее, что кто-то другой
обязан отшлифовать его талант, -
это человек обреченный:
Посредственность – вот его удел.
Если ты собираешься выполнить
задачу с честью, ты должен совершенствоваться сам.
Смелей за дело!
Не сдавайся!
Не хнычь!
Джек Лондон

Путь настойчивой, кропотливой работы над совершенствованием своей дирижерской техники, связанный с поиском простых, ясных, доступных восприятию исполнителей двигательных форм, был пройден всеми и великими, и малыми дирижерами. Начинался он с момента знакомства с нотным текстом, продолжался на репетициях и концертах.
Об огромном значении техники дирижирования как средства управления коллективным исполнением и о необходимости специальных занятий этой техникой высказывались многие великие музыканты.
В работе над развитием двигательной речи дирижера мы исходим из простых и ясных положений, очевидных для каждого музыканта и сводящихся к следующему: музыка есть искусство, обладающее огромными выразительными возможностями для передачи богатейшего и разнообразнейшего жизненного содержания задача дирижера – раскрыть содержание произведения, выраженное автором в музыкальных образах, при помощи специфических средств, присущих дирижерскому исполнительству.
Но раскрытие внутреннего смысла, идейно – эмоционального содержания произведения в движениях дирижера есть процесс, из которого нельзя выделить двигательную его функцию в какую-то самостоятельную техническую категорию. Средства воплощения музыки в «двигательной речи» не могут существовать сами по себе - они органически рождаются исполняемой музыкой.
Техника дирижирования, дирижерское мастерство складываются не из каких – то особых, «заготовленных впрок» двигательных приемов управления коллективом исполнителей, а возникают в результате глубокого проникновения в содержание каждого данного произведения, осмыслив и прочувствовав которое в деталях и в целом, дирижер приобретает ту базу, без которой техника дирижирования не существовать, ни развиваться не может.
Таким образом, исполнительская техника дирижера есть средство выражения содержания конкретного музыкально-художественного произведения и должна рассматриваться лишь как двигательное воплощение определенного музыкального образа, звучащего в сознании дирижирующего.
Развитие и совершенствование техники дирижера возможно только на конкретном материале, полноценном по своему идейному содержанию и достаточно насыщенном разнообразием средств музыкальной выразительности.

Дирижировать – значит руководить, управлять. Чтобы руководить исполнением дирижер должен не только отлично знать произведение и возможности коллектива, не только точно определить свои художественные требования к исполнителям, но и уметь в репетиционной работе и во время концертного выступления добиваться при помощи исполнительской техники осуществления этих своих требований.
Дирижер должен видеть и слышать, должен обладать быстрой реакцией и быть решительным, знать искусство композиции, природу и объем инструментов, уметь читать партитуру и кроме того обладать особым талантом. Движения дирижера и его тесты должны быть точны и экономичны, характерны и действительны.
Дирижерский взмах, начинаясь взмахом, содержащим дыхание, переходит затем в движение противоположного направления, которым рука стремится к некой воображаемой точке. Рука касается этой точки, ударяет по ней, и как рука отражается после удара, останавливаясь в тот момент, когда звучность нужно прекратить «снять».
Есть четыре составных частей взмаха: «дыхание», «стремление», «точка» и «отдача».
Части дирижерского аппарата – руки, лицо, корпус (голова, торс, ноги). Верхний отдел руки плечо – отличается в своих движениях широтой диапазона и массивностью, точностью и подвижностью. Средний отдел руки – предплечье, кисть – самый легкий и тонкий отдел руки.
Чтобы жест точно вызывал звучание вот цель, которую ставит перед собой музыкант, занимаясь дирижерской техникой. В дирижерском жесте могут быть адкватно воплощены все основные элементы музыки и музыкального звука: темп, метр, ритм, агогика, динамика, дыхание, артикуляция и т.д.
Ни одного движения без слухового представления, ни одного слухового представления без точного мышечного ощущения, материализующего звучание в конкретных условиях его возникновения, существования и исчезновения такого основное правило звукодвижения. Жесты и движения дирижера имеют только одну цель – вызвать к жизни определенное исполнение произведения. Дирижерская техника должна быть не менее отмечена.
Огромную роль с точки зрения выразительности дирижерского аппарата, играет лицо дирижера, его взгляд. Еще Берлиоз подчеркивал, что пюпитр дирижера «не должен быть настолько высоким, чтобы доска, поддерживающая партитуру закрывала его лицо. Выражение лица дирижера во многом содействует оказываемому им влиянию.
Выше уже говорилось, что максимум выразительности достигается при полном слиянии всех частей дирижерского аппарата (лицо, руки, и вся фигура дирижирующего) в одном эмоциональном порыве, стремлении. Предупреждая попытки исключить какую – либо часть технического дирижерского аппарата из всего процесса дирижирования в целом, умственно восполнить об опытах в Московской консерватории, на которые ссылается в своей книге известный советский хоровой дирижер К.Б.Птица. Высказывая мысль, что «совершенно невозможно управление и создание художественного образа жестами одних рук без участия лица и глаза».
Он пишет: «В истории дирижерско – хорового факультета Московской консерватории, в классе Г.А. Дмитриевского 1926 году проводились опыты занятий по технике дирижирования с вражденно – слепыми. Имея достаточную музыкальную одаренность и грамотность эти слепые студенты показали полную непригодность к дирижерской специальности.
Внешняя форма двигательных проявлений в процессе воздействия дирижера на исполнителей является исключительно тонким искусством, раскрывающим не только содержание данного музыкального произведения, но и внутренний мир самого дирижера.
Стиль дирижера – это принцип работы с исполнителями и манера воссоздания результатов этой работы на концерте. Сколько ярких дирижеров – столько и стилей. Дирижер педагог – воспитатель. Так было всегда, теперь класс оркестр вырос, прививать внимание к нюансам – музыканты это делают автоматически. Мы хотим, чтобы выполнение каждого нюанса имело осознанно психологическую подоплеку. Тоже subito piano бывает разное: иногда необходимо исполнить subito piano как испуг, вздрагивание; порою оно – внезапное погружение в иной мир слышимости; закрылось окно, на улице звучит громко, а вы слышите тихо; бывает необходим характер subito piano , как бы напоминающий ситуацию, когда все вдруг стали говорить шепотом, узнав, что рядом спит больной – три примера и три совершенно разных психологических оттенка нюанса.
Задача дирижера – развивать теорию исполнительства. Дирижер как важная фигура в музыкальном мире во многом формирует лицо своей страны.
Он обязан думать не только о своем дирижировании, но и о воспитании в музыкантах активного мышления и вообще о развитии исполнительства применительно к сегодняшнему дню. Руководитель должен уметь развивать инициативу исполнителей и тем самым двигать вперед современный взгляд на интерпретацию.

Резюме:

Материал статьи по теме «Дирижирование – как исполнительское искусство», посвящен развитию профессиональных умений, знаний и навыков учащихся по предмету Дирижирование. Дирижерские навыки очень важны для специалистов, выпускников колледжа по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художествен6ное творчество» с дополнительной квалификацией «Руководитель оркестра (ансамбля) народных инструментов». В материалы предложены формы и методы развития профессиональной компетенции будущих дирижеров.

13 EMBED PBrush 1415

Герберт Караян

Д. Китаенко

Д. Китаенко



Root Entry