Конспект по музыке в 6 классе Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №21 г.Иваново
учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна.
Урок музыки в 6 классе.
«Музыкальный образ и мастерство исполнителя».
(УЧЕБНИК стр.26-27.)
Работа над новым материалом. Слайд №1.
Тема нашего урока называется «Музыкальный образ и мастерство исполнителя». Запишите.
Слайд №2. Урок наш начну с эпиграфа на стр.26 учебника: «Мира восторг беспредельный. Сердцу певучему дан…» А.Блок.
В чём смысл этих слов А.Блока? Попробуем разобраться.
Но сначала давайте послушаем музыкальный фрагмент, и ответьте на вопрос:
Что это звучит?
Самостоятельное произведение или фрагмент какой-то крупной формы?
Какие чувства переданы в музыке? Слайд №3.
Звучит «Ария Сусанина» (фрагмент)
(Это фрагмент из оперы «Иван Сусанин», его Ария. Композитор М.И.Глинка. Трагично, медленно, очень грустно, скорбно, безысходность.) доп.щелчок.
Совершенно верно. Эта ария прозвучала в исполнении низкого мужского голоса - бас. Исполнителем партии Сусанина стал низкий бас Ивана Петрова (портрет на слайде).
А сейчас мы услышим партию Сусанина в исполнении Фёдора Шаляпина. Слайд №4.
Запишите в тетрадь: «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки в исполнении Ф.И.Шаляпина.
Звучит ария Сусанина.
Что можете сказать, два разных исполнителя, два разных человека, как звучала ария?
(Скорбно, трагично, тембры голосов несколько отличаются друг от друга, голос Шаляпин выше…)
Что вы знаете об этом исполнителе? Слайд №5.
Годы жизни:1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж.
Это русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и
Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики, художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.
Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина:«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъёму, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность».
Запишите в тетради:
Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) – великий артист, русский исполнитель, который обладал уникальным тембром голоса - высокий бас - баритон.
А сейчас, давайте послушаем ещё один музыкальный фрагмент в исполнении Шаляпина – Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Слайд №6.
Какие особенности свойства голоса вы услышите?
Звучит «Рондо Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина
(Мощь, сила, бархатистость…)
Как благодаря этим свойствам создаётся образ оперного персонажа? (Самонадеенность, уверенность в себе….)
Можем ли мы по краскам звучания почувствовать характер героя, представить себе его внешний облик? (Да, возможно такой крупный, усатый, средних лет….)Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.
Запишите: Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.
А сейчас прочитаем в учебнике текст и отрывок из воспоминаний Ф.Шаляпина на стр.26-27. (Чтение страниц учебника.)
Что значит «правда чувства»? (Искренние, естественные, простые, человеческие.)
Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение? (Показ иллюстрации Шаляпин в образе)
Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?
Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду»
Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение? (Нужно прочувствовать то, о чем поёшь.)
Слайд №7. А теперь, давайте послушаем тоже Рондо Фарлафа, но уже в исполнении Алексея Кривченя.
Сравните эти исполнения разных солистов, что скажете?
Звучит Рондо Фарлафа в исполнении Кривченя. (есть видеофайл)
Какие чувства возникли? Сравните. (Очень похожи персонажи этих исполнителей, но манера исполнения несколько изменена. Но портреты героев одинаковые возникают…)Вы согласитесь, что у каждого исполнителя возникает свой образ оперного персонажа и каждый правдиво его передаёт. Но одним слушателям ближе исполнение Шаляпина, а другим – Кривчени.
И тут важно не только артисту и певцу воспитывать в себе тонкость чувствования, восприимчивость к прекрасному в жизни и искусству, но и кому? (Слушателю!)
Потому что, только настоящий слушатель может в полной мере понять воплощённый исполнителем замысел композитора.
Слайд №8. Вернёмся к эпиграфу. «Мира восторг беспредельный. Сердцу певучему дан…» А.Блок.
Как вы его понимаете? (Только тот, кто чувствует, может понять, передать – это и есть великие артисты…)
Рассмотрите рисунок В.Мешкова «Шаляпин на репетиции». Стр.26, Слайд №9.
Какие впечатления у вас вызывает этот рисунок?
Каким показан здесь певец? (Сосредоточен, серьёзный, вникающий…)
Ну и последнее музыкальное произведение в исполнении Ф.И.Шаляпина. Слайд №10.
Звучит «Песня Варяжского гостя» из оперы-былины «Садко» Римский-Корсаков.
Каким вы представляете образ этого героя? доп.щелчок – показ образа.
Какие интонации мы слышим в музыке? (Величавость, размеренность, уверенность, красота.)
Запишите название фрагмента в тетрадь.
Рассмотрите на стр.27 фотографии Ф.Шаляпина в ролях оперных персонажей. Охарактеризуйте образы, созданные певцом в песнях и ариях из опер.
(Очень разные образы – смелый, честный Иван Сусанин, трусливый Фарлаф, важный Варяжский гость - и всё это один исполнитель, который вживается в образ, передаёт чувства героя очень точно, правдоподобно.)
Итог урока: Слайд №12.
Как «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».
Как вы понимаете слова Шаляпина? (На сцене актёры, но они переживают всё то, что пережили когда то настоящие герои, которые жили….)
С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились? (Иван Сусанин, Фарлаф, Варяжский гость.)
Каким по тембру голосом он обладал? (Высокий бас – баритон.)