РазработкаМузыкальный образ и мастерство исполнителя


Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 5 классе
Музыкальная живопись и живописная музыка
В дневниках художника начала XX века Борисова - Мусатова есть запись: «Мои помыслы — краски, мои краски — напевы». И еще: «Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке» .Музыкой наполнены не только картины с музыкальными названиями «Осенний мотив», «Гармония», «Мотив без слов», «Молебен на станции железной дороги», но и все творчество живописца. Портрет В. Борисова - МусатоваВиктор Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове. В результате травмы он с детства стал инвалидом. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. Борисов-Мусатов в детстве
Художника не интересовали психологические черты или подробности пейзажа, ему важно дать почувствовать, что жизнь среди природы, в усадьбах столь же прекрасна, сколь и быстротечна. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. Борисов-Мусатов «Гобелен»
В 1899 г. Борисов-Мусатов пишет "программное" стихотворение в прозе:
…Спокойствие душу объемлет,
И я никуда не иду.
А я сижу дома и задаю концерты
себе одному.
В них вместо звуков — все краски,
А инструменты — кружева, и шёлк,
и цветы.
Я импровизирую на фоне фантазии,
А романтизм —
мой всесильный капельмейстер,
И мне кажется иногда, что я на каком-то
необитаемом острове.
И действительность
как будто не существует,
Мечты мои всегда впереди.
Они мне создают целые симфонии,
Тоска меня мучит, музыкальная тоска
по палитре, быть может.
И я никуда не иду,
Спокойствие душу объемлет… Борисов – Мусатов «Гармония»
Главной темой его лучших картин становится мотив сна или молчания, в тишине покоится дремлющая душа, начинает звучать внутренняя мелодия. Одна их самых известных и самых музыкальных картин Борисова-Мусатова «Водоем». Борисов – Мусатов «На балконе»
«Водоем» он писал для своей возлюбленной Надежды Юрьевны Станюкович, и она его приобрела. Ее похвала, вырвавшийся из ее груди восторг при виде картины «Водоем» были сильнее, чем какие-либо статьи критиков.
« Дама в голубом»

Сочные, «активные» краски, оригинальная композиция: круглый водоем — и две женщины, беседующие на берегу, но в водоеме ярко отражаются голубизна неба и белые облака. Вода написана с более высокой точки, а дамы — с более низкой. Синее платье гармонирует с голубизной неба, а белые облака — с белой кружевной накидкой дамы, стоящей боком. Синее и белое небо опрокинулось в пруд. Две женские фигуры в позах, исполненных покоя, умиротворения. Густой синий бархат платья перекликается с цветом неба и длинным синеватым барьером, окаймляющим водоем. В солнечном спокойствии «Водоема» дрожит легкая грусть. Художник как бы хочет задержать подольше это мгновение – внутреннее слияние человека с природой. Борисов-Мусатов «Водоем».
Константин Бальмонт, современник художника , написал стихотворение, близкое настроению картины
«Из моря смотрит островок,
Его зеленые уклоны
Украсил трав густых венок,
Фиалки, анемоны.
Над ним сплетаются листы,
Вокруг него чуть плещут волны.
Деревья грустны, как мечты,
Как статуи, безмолвны.
Здесь еле дышит ветерок,
Сюда гроза не долетает,
И безмятежный островок
Все дремлет, засыпает». Портрет Бальмонта
Вопрос: Что можно представить себе, слушая стихотворение? ПАУЗА
Ответ:
Образ, спящего в лучах солнца, островка. На нем не происходит никаких событий, не бывает гроз и ветров, жизнь как бы замерла, остановилась Иллюстрация к стихотворению К. Бальмонта
«Островок»
В свою очередь на стихи Бальмонта написал свой романс С. В. Рахманинов - выдающийся русский композитор XX века. Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины, русской природы. Портрет С. Рахманинова К. Сомов
Музыка – это особый вид искусства, она всегда находится в движении, в развитии. Может ли музыка (постоянно находящаяся в развитии и движении) создать образ полного покоя, остановки, тишины? Представьте, что вам нужно написать музыку к этим стихам и подчеркнуть созданный в поэзии образ полного покоя и тишины Фото С. Рахманинов за роялем
Вопрос:
Какими должны быть средства музыкальной выразительности, отображающие этот образ? ПАУЗА
Ответ:
Мелодия плавная, как линии и контуры на картине. Лад – мажорный, там много солнца, света тепла. Темп – медленный , все вокруг как будто замерло. Динамика тихая, сонная.
Ритм – ровный, спокойный. Тембр рояля или скрипки на фоне печального голоса. Фактура прозрачная, немного звуков в аккомпанементе
Страница нот романса « Островок»
«Бродил по старому заснувшему парку и вспомнил Пюви де Шаванна, — записал Борисов-Мусатов в дневнике «Его живопись — музыка. И эта музыка у него так проста и общепонятна, и похожа на все века». …
Борисов – Мусатов «Гармония»
Полотно «Изумрудное ожерелье» полно жажды жизни, ликования. Восемь женщин, одна за другой в парке, они то ли стоят, то ли идут, но какая устойчивость, уверенность в такой фронтальной композиции, а в красках — сколько нежности, гармонии, покоя! Такими картинами можно лечить неустойчивую психику современного человека. Борисов – Мусатов «Изумрудное ожерелье»
Но однажды случилось так, что краски зазвучали с бетховенской страстью. Это было, когда он писал «Водоем» и когда понял, что безвозвратно влюблен в супругу своего товарища— Надежду Юрьевну Станюкович. Ее смех, ее интерес к живописи, музыке, ее деятельное отношение к людям волновали художника. Портрет Надежды Станюкович- http://allpainters.ru/borisov-musatov-viktor/2312-portret-nadezhdy-stanyukovich-viktor-borisov-musatov.htmlЗвучит III часть «Лунной сонаты» Л. Бетховена
Он захотел создать картину, посвященную памяти своего друга, — «Реквием» На этой картине изображены дамы в старинных туалетах, медленно проходящие перед дворцом. В центре группы, несколько особняком, — женщина в платье, которое выделяется своей белизной даже среди светлых прозрачных одеяний остальных. Она резким движением оборачивается назад, нарушая плавный ритм шествия, приковывая к себе взгляд зрителя. Этот прекрасный, светлый и печальный женский образ присутствует здесь как воспоминание о безвременно ушедшей навеки. Он вызывает не только чувство скорби и нежности, но и философские размышления о жизни. Все продумано и гармонично: теплые тона — желтоватые и розовые ритмично чередуются с холодными — голубыми и синими. Ни в одной из его работ еще не выражались с такой силой самые сокровенные чувства: страстная жажда прекрасного в жизни и связанные с этим скорбь и надежда..«Реквием» Борисова-МусатоваОкружающая действительность, события личной жизни художника — все, казалось, стремилось отнять у него веру в возможность осуществления идеалов высоких и светлых.
А он все-таки верил. И в этом проявлялась его большая душевная стойкость «Реквием» не был вполне закончен. Так же как «Реквием» Моцарта, он стал реквиемом самому художнику. Эта картина – лебединая песнь, его самое совершенное и высокое творение Автопортрет Борисова - Мусатова
Звучит « Элегия» С.Рахмантнова«Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несётся время… но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность», — написал в своей книге, вышедшей на следующий год после смерти художника, его верный друг Владимир Станюкович. В этих словах угадывается одно из потаённых стремлений Борисова-Мусатова: остановить время, сделать прекрасное прошлое длящимся вечно. « Куст орешника» Борисова - Мусатова
…Кто-то дверь незакрытой оставил,
И задержанный, жалобный стон
Неоплаканной тихой печали
Замер глухо у старых колонн… Борисов – Мусатов «Призраки» 1903