Урок. Распределение температуры воздуха.


Урок. Распределение температуры воздуха.
 
Тема: Распределение температуры воздуха.
 
Цели:
Сформировать знания о закономерностях распределения температуры воздуха в Казахстане.
Развивать умение составлять графики температуры.
Воспитывать стремление к изучению родного края.
 
 
Метод обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый.Форма организации: разделение на разноуровневые группы.Тип урока: комбинированный.Технологии: разноуровневая дифференциация, проблемное обучение. 
Оборудование:
 
Физическая карта Казахстана.
Климатические таблицы.
Климатическая карта.
Температурные графики.
Стрелки с названиями постоянных ветров.
Кружки с цифрами атмосферного давления.
Красные и синие картонные кружки для построения температурного графика.
Схема изменения температуры при подъёме в горы.
 
Ход урока.I. Организационный момент.
 
     Наш класс – единая команда, единая цепь, скрепленная знаниями. Каждый ученик – звено одной цепи. Прочность цепи – это прочность ваших знаний. Но насколько прочно скреплены звенья нашей цепи, мы сейчас выясним. Нет ли среди вас слабого звена? А кто является самым сильным звеном в классе? Это мы сейчас узнаем в ходе нашей игры «Слабое звено». Я буду задавать вопросы по пройденной на прошлом уроке теме «Давление воздуха и ветры», а так же по темам, пройденным ранее, а вы будете отвечать. После игры наш класс разделится на три группы. Набравшие наибольшее количество баллов займут места на первом ряду с табличкой «Сильное звено», набравшие наименьшее количество баллов, сядут на третий ряд с табличкой «Слабое звено», остальные сядут на второй ряд с табличкой «Среднее звено». В дальнейшем каждое звено будет получать задания по своим силам. Сильное звено будет получать более сложные задания, а слабое – полегче. Но если в ходе урока кто-то из учеников сможет проявить свои знания, то он будет иметь возможность перейти на более высокий уровень. 
II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
 
Как называется многолетний режим погоды, наблюдаемый в данной местности? (Климат)
Как называется сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы? (Атмосферное давление)
Как называется движение воздуха в горизонтальном направлении? (Ветер)
В каких единицах измеряется атмосферное давление? (В миллибарах, в миллиметрах ртутного столба)
Где в Казахстане будет самое низкое давление, если учитывать рельеф местности? ( На пике Хан-Тенгри)
Где в Казахстане будет самое высокое давление? ( Впадина Карагие)
Как называется полоса высокого давления вдоль 50 градуса северной широты, в обе стороны от которой давление постепенно понижается? (Ось Воейкова)
Сколько дней в году может дуть ветер эби? (70 – 100 дней)
С какой скоростью может дуть курдайский ветер? (144 км/ч)
Из какой области атмосферного давления будет дуть ветер (Из области высокого давления в область низкого давления)
Как называется линия на карте, соединяющая линии с одинаковым давлением? ( Изобара)
Как называется горно-долинный ветер в долине реки Или? (Чилик)
В каком направлении ветер чилик дует ночью? (С юго-востока на северо-запад)
Кто впервые описал ветер эби? (Ш. Уалиханов)
Как можно использовать постоянные ветры Казахстана? (В ветродвигателях и для выработки электроэнергии)
Какая связь между температурой воздуха и давлением? (Чем выше температура воздуха, тем ниже давление)
Как называется величина, характеризующая отражательную способность какого-либо тела или поверхности? (Альбедо)
Чему равна протяженность Казахстана с запада на восток? (3000 км)
Какая платформа относится к числу молодых платформ? (Туранская)
Когда Казахстан объявлен независимым государством? (16 декабря 1991 году)
    Итак, после нашего блиц опроса, каждый участник нашей игры занял определенное место. Сейчас мы проверим ваши всесторонние знания, и те, кто сможет проявить себя, показать свои знания, умения и навыки, имеет возможность перейти на более высокий уровень 
 
III. Всесторонняя проверка знаний.
     Всем ученикам даются задания с разным уровнем сложности.
     Первое задание. Показать на карте географические объекты. 
Для слабого звена: Каспийское море, озеро Балхаш, Аральское море, река Сырдарья, река Иртыш, город Астана, город Алматы, Сарыарка.
 
Для среднего звена: горы Тянь-Шань, озеро Алаколь, Туранская низменность, Западно-Сибирская равнина, хребет Жунгарский Алатау, река Ишим, озеро Зайсан, горы Мугоджары, Тургайская ложбина, река Или.
 
Для сильного звена: плато Устюрт, впадина Карагие, пик Талгар, Заилийский Алатау, Бетпак-Дала, Общий Сырт, Жунгарские ворота, Чу-Илийские горы, город Караганда, озеро Маркаколь, пески Большие Барсуки, Калбинский хребет, река Бухтарма, река Лепсы.
 
     Втрое задание: На карточках наклеена контурная карта Казахстана с цифрами возле географических объектов, названия которых нужно написать (рис.1-3).
Для слабого звена: на контурной карте обозначено цифрами пять легкоузнаваемых объекта.Для среднего звена: обозначено цифрами семь объектов.Для сильного звена: цифрами обозначено десять объектов 
     Третье задание: С помощью атласов определить географические координаты населенных пунктов. 
Слабое звено: координаты города Астана.Среднее звено: города Тараза.Сильное звено: села Мойынкум.
     Четвертое задание: Прикрепить стрелки, на которых написаны названия постоянных ветров Казахстана, к настенной карте с помощью английских булавок в нужном месте и в нужном направлении. 
Слабое звено: Ветер сайкан.Среднее звено: Арыстанды-Карабасский ветер.Сильное звено: Мугоджарский ветер.
     Пятое задание. Ученик из слабого звена прикрепляет к карте Казахстана бумажные кружки, на которых написаны цифры – показания атмосферного давления. Ученик среднего звена между эти кружками должен прикрепить стрелку, указывающую, в каком направлении будет дуть ветер (рис. 4). Ученик сильного звена должен объяснить причину этого явления. 
     Все эти задания позволяют почти одновременно задействовать весь класс и за сравнительно небольшой период времени выявить степень знаний и подготовленности всех учеников.
После этого этапа урока следует подсчитать количество набранных баллов и перевести учеников, показавших хорошие результаты, на более высокий уровень, после чего можно приступать кследующему этапу урока. 
 
IV. Подготовка к объяснению новой темы.
Написать на доске тему урока: « Распределение температуры воздуха на территории Казахстана, прикрепить температурные таблицы и графики, схему температурной инверсии и поставить перед учениками проблемный вопрос: считают ли они температурный режим благоприятным для земледелия? 
 
V. Новая тема.
     -Что влияет на температурный режим Казахстана? (Положение страны в умеренных широтах, количество поглощенной и отраженной радиации; атмосферная циркуляция и рельеф)     -Какой тип климата в Казахстане? (Резко континентальный)     -В чём проявляется резкая континентальность климата? (В больших суточных и годовых амплитудах) 
     Работа с учебником. Рассмотрите карты январских и июльских температур воздуха в учебниках: как изменяется температура по направлению с севера на юг? В горной местности? Можно с помощью изотерм января и июля определить: будет ли среднегодовая температура выше нуля на севере Казахстана или ниже? (Ученики с помощью карты приходят к выводу, что даже на севере республики среднегодовая температура положительная)     Да, действительно, на всей равнинно-низкогорной части Казахстана среднегодовая температура положительная. На севере + 0,4ºC, а на юге +13º C. Посмотрите по карте, какая среднемесячная температура на севере страны? (- 19 ºC). На юге? (- 1,5 ºC). Найдите на карте в атласе город Атбасар Акмолинской области – в окрестностях этого города отмечен температурный минимум: -57ºC.     С юго-запада на территорию республики проникают тёплые воздушные массы. Что можно наблюдать в это время? (Оттепели)      Зимой господствует сухой континентальный арктический умеренный воздух и сибирский антициклон.     В горах действуют свои закономерности. Что происходит при подъеме в горы с температурой воздуха? (Ученики дружно говорят, что при подъеме в горы температура воздуха понижается)     Дело в том, что летом, чем выше поднимаешься в горы, тем прохладнее становится, а вот зимой все происходит наоборот. Проблемный вопрос: Почему это происходит?  Внизу, в котловинах и долинах температура воздуха ниже, чем в горах на склонах. Выше 1500 метров температура снова понижается. Это явление называется температурной инверсией (запишите этот новый термин в своих географических словариках.) На доске висит «Схема изменения температуры при подъёме в горы» в районе Медео, внимательно рассмотрите её и сравните изменение в январе.  
 
VI. Закрепление материала. 
     На доске вывешен трафаретный график температур, рядом - таблица со среднемесячными температурными показателями различных городов Казахстана (рис.6). В коробочке находятся красные и синие картонные кружки, которые с помощью английских булавок необходимо приколоть к трафаретному графику согласно таблице (рис. 7). Синие кружки будут обозначать минусовую температуру, а красные – плюсовую. Ученик из сильного звена должен с помощью этих кружков выстроить температурных график города, указанного в таблице. Ученик из среднего звена должен рассчитать среднегодовую температуру этого города. Ученик из слабого звена должен определить амплитуду температур. Затем выходят следующие три ученика и выполняют те же действия, только с показаниями температур другого города. 
 
Вывод урока:
 
     Те из учеников, которые в начале урока высказали мнение, что температурный режим в Казахстане благоприятен для земледелия, оказались правы. Несмотря на резкие колебания как по сезонам года, так и в течение суток, несмотря на возможные ранние заморозки зимой и поздние – весной, в целом температура на территории нашей республике позволяет продуктивно заниматься земледелием, на юге нашей страны – выращивать такие теплолюбивые растения, как хлопок, рис, виноград, дыни. Но благоприятен ли для бесполивного земледелия режим осадков, мы узнаем с вами на следующем уроке.VII. Домашнее задание.
     Параграф № 23. На контурную карту Казахстана нанести январские (синим цветом) и июльские (красным) изотермы. В тетради построить температурный график города Тараза и определить амплитуду.VIII. Подведение итогов урока.
 
     Подсчитать общее количество баллов, набранное каждым учеником в течение всего урока, занести в таблицу, выставить оценки, отметить активность учеников при работе над новой темой.