Конспект урока физики Состав атомного ядра

50 9 класс Дата проведения Состав атомного ядра Тип урока: комбинированный. Цели урока: Образовательные: 1. Создать условия для усвоения учащимися состава атомного ядра, понятия ядерных сил.
2. Сформировать умение применять полученные знания.
3. Продолжить работу по формированию навыков учащихся: анализ источников информации, самостоятельный поиск необходимой информации, решение задач.
3. Закрепление ранее изученного материала.
Воспитательные: 1. Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы.
2. Изучая структуру строения атомного ядра, показать учащимся относительный характер знаний человека о природе, что процесс познания бесконечен.
3. Развивать сотрудничество между учащимися.
Развивающие: Развивать умение самостоятельно работать. Развивать умение анализировать, обобщать, высказывать суждения. Способствовать расширению кругозора учащихся.
Основные знания и умения, полученные на уроке: Знать строение атомного ядра и особенности ядерных сил, уметь определять массовое число, число протонов и нейтронов в ядре любого химического элемента, работать с периодической системой Менделеева.  Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. Приемы работы: Аналитическая беседа; Таблица ЗХУ; Самостоятельное изучение материала по учебнику и специальному тексту; Использование наглядных пособий (слайды); Тренировочные упражнения; Самопроверка и самооценка; Синквейн.
Оборудование: Печатные пособия: карточки с заданиями, карточки с текстом; Проектор, экран. Периодическая система элементов.
Конспект урока 1) Организационный момент. Целеполагание. Здравствуйте, ребята, рада видеть вас. У всех на столах лежат учебные и письменные принадлежности, а в глазах горит блеск нетерпения. Начнем, друзья! Эпиграфом к уроку предлагаю взять слова: «Все гениальное просто». Постараемся убедиться в этом. В 1911 г. Эрнест Резерфорд предложил ядерную модель атома, она хорошо нам известна.  Опишите эту модель. – Ответ учащихся. Но когда у Резерфорда спрашивали о структуре ядра, он обычно ограничивался словами: «Спросите у Бора». Нильс Бор был учеником Э. Резерфорда, крупнейший физик современности, создатель первоначальной квантовой теории атома. Однако и Нильс Бор долгое время не мог дать содержательного ответа. Тем не менее, одну из первых моделей ядра – капельную – предложил именно Бор. Так что в итоге совет Резерфорда был верным.  Возможно, уже кто-то догадался о теме сегодняшнего урока. – Предположения учеников. Выбираем наиболее точный вариант.  Запишем тему: Состав атомного ядра. (на доске и в тетрадях).  И нашей целью будет узнать о строении ядра.  Я бы даже определила тему немного иначе: Чем и как живут ядра? (слайд). 2) Вызов. Работать сегодня мы будем с таблицей ЗХУ. В тетрадях постройте эту таблицу.
З – что мы знаем
Х – что хотим узнать
У – что узнали





Начнем с того, что же мы знаем о ядрах и их строении.  Вместе заполняем первую колонку. Учитель на доске, ученики в тетрадях. – А теперь подумаем, что бы хотелось знать об атомных ядрах.  – Работа со второй колонкой таблицы. Учащиеся предлагают интересующие их вопросы, учитель помогает с более точными и сжатыми формулировками этих вопросов, «наводит на мысль». ^ 3) Осмысление. – Ученики читают материал, в третью колонку заносят в тезисной форме ответы на вопросы колонки 2-й и новую информацию.  - Вместе заполняем 3-ю колонку. После заполнения обращаем внимание: какие из ранее имевшихся знаний оказались верными? какую еще нужную информацию вы получили из текста? Вопросы, оставшиеся без ответов. ^ 4) Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Работа с периодической системой Менделеева. 1) Чему равен порядковый номер элемента? (числу р и е; заряду ядра в элементарных зарядах). 2) Если число протонов равно 17, что это за элемент? (Сl – хлор) 32? (Ge – германий) 3) Сколько протонов в ядре фтора F? (Z = 9) кремния Si? (Z = 14) 4) Назовите элемент в атоме которого 5 электронов? (В – бор) 12 протонов? (Mg – магний)  5) Определите массу ядра натрия Na? (23 а.е.м. = m) кислорода О? (16 а.е.м. = m) 6) Чему равно массовое число лития Li? (А = 7) алюминия Al? (А = 30) 7) Определите заряд ядра атома железа Fe (q = 26), селена Se (q = 34) Задача № 1 (слайд с условием и примером решения). Сколько нуклонов в ядре атома меди 64Cu? Сколько в нем протонов? Нейтронов? 29 Дано: Решение: ^ 1-й способ 2-й способ 64Cu А = Z + N 64Cu 29 А = 64 29 А - ? Z = 29 Z = 29 Z - ? N = А – Z = 35 А = 64 N - ? N = 35 108Ag; 207Pb – определите нуклонный состав ядер.  47  82  Слайд стоит на экране. Устная фронтальная проверка понимания. 108Ag; А = 108; Z = 47; N = 61. 
47  207Pb; А = 207; Z = 82; N = 125.  82 ^ 5) Закрепление новых знаний. Самостоятельная работа в парах по карточкам.  - самоконтроль и самооценка по критериям. Объявить критерии «все верно» - «5» 1 ошибка – «4»  2 ошибки – «3» Выставление оценок. Помощник записывает в бланк оценки. ^ 6) Рефлексия. Вернуться к эпиграфу урока. Удалось ли нам убедиться в справедливости этих слов? (неиссякаемая сложность простоты). (слайд: атом без вопроса) Благодарность ученикам за работу, отметить, похвалить активных.  ^ Итог урока: Синквейн. Тема: ядро. Мой вариант: Ядро Центральное, положительное Удерживает, определяет, Ядро – это «Солнце» атома (очень маленькое, но очень крепкое) «Изюминка» (крепкий орешек) 7) Д/з – вопросы, оставшиеся без ответов.