Конспект урока физики Состав атомного ядра
50 9 класс Дата проведенияСостав атомного ядраТип урока: комбинированный.Цели урока:Образовательные:1. Создать условия для усвоения учащимися состава атомного ядра, понятия ядерных сил.
2. Сформировать умение применять полученные знания.
3. Продолжить работу по формированию навыков учащихся: анализ источников информации, самостоятельный поиск необходимой информации, решение задач.
3. Закрепление ранее изученного материала.
Воспитательные:1. Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы.
2. Изучая структуру строения атомного ядра, показать учащимся относительный характер знаний человека о природе, что процесс познания бесконечен.
3. Развивать сотрудничество между учащимися.
Развивающие:Развивать умение самостоятельно работать.Развивать умение анализировать, обобщать, высказывать суждения.Способствовать расширению кругозора учащихся.
Основные знания и умения, полученные на уроке:Знать строение атомного ядра и особенности ядерных сил, уметь определять массовое число, число протонов и нейтронов в ядре любого химического элемента, работать с периодической системой Менделеева. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.Приемы работы:Аналитическая беседа;Таблица ЗХУ;Самостоятельное изучение материала по учебнику и специальному тексту;Использование наглядных пособий (слайды);Тренировочные упражнения;Самопроверка и самооценка;Синквейн.
Оборудование:Печатные пособия: карточки с заданиями, карточки с текстом;Проектор, экран.Периодическая система элементов.
Конспект урока1) Организационный момент. Целеполагание.Здравствуйте, ребята, рада видеть вас. У всех на столах лежат учебные и письменные принадлежности, а в глазах горит блеск нетерпения. Начнем, друзья!Эпиграфом к уроку предлагаю взять слова: «Все гениальное просто». Постараемся убедиться в этом.В 1911 г. Эрнест Резерфорд предложил ядерную модель атома, она хорошо нам известна. Опишите эту модель. – Ответ учащихся.Но когда у Резерфорда спрашивали о структуре ядра, он обычно ограничивался словами: «Спросите у Бора». Нильс Бор был учеником Э. Резерфорда, крупнейший физик современности, создатель первоначальной квантовой теории атома. Однако и Нильс Бор долгое время не мог дать содержательного ответа. Тем не менее, одну из первых моделей ядра – капельную – предложил именно Бор. Так что в итоге совет Резерфорда был верным. Возможно, уже кто-то догадался о теме сегодняшнего урока. – Предположения учеников. Выбираем наиболее точный вариант. Запишем тему: Состав атомного ядра. (на доске и в тетрадях). И нашей целью будет узнать о строении ядра. Я бы даже определила тему немного иначе: Чем и как живут ядра? (слайд).2) Вызов.Работать сегодня мы будем с таблицей ЗХУ. В тетрадях постройте эту таблицу.
З – что мы знаем
Х – что хотим узнать
У – что узнали
Начнем с того, что же мы знаем о ядрах и их строении. Вместе заполняем первую колонку. Учитель на доске, ученики в тетрадях. – А теперь подумаем, что бы хотелось знать об атомных ядрах. – Работа со второй колонкой таблицы. Учащиеся предлагают интересующие их вопросы, учитель помогает с более точными и сжатыми формулировками этих вопросов, «наводит на мысль».^ 3) Осмысление.– Ученики читают материал, в третью колонку заносят в тезисной форме ответы на вопросы колонки 2-й и новую информацию. - Вместе заполняем 3-ю колонку. После заполнения обращаем внимание: какие из ранее имевшихся знаний оказались верными? какую еще нужную информацию вы получили из текста? Вопросы, оставшиеся без ответов.^ 4) Первичная проверка понимания учащимися нового материала.Работа с периодической системой Менделеева.1) Чему равен порядковый номер элемента? (числу р и е; заряду ядра в элементарных зарядах).2) Если число протонов равно 17, что это за элемент? (Сl – хлор) 32? (Ge – германий)3) Сколько протонов в ядре фтора F? (Z = 9) кремния Si? (Z = 14)4) Назовите элемент в атоме которого 5 электронов? (В – бор) 12 протонов? (Mg – магний) 5) Определите массу ядра натрия Na? (23 а.е.м. = m) кислорода О? (16 а.е.м. = m)6) Чему равно массовое число лития Li? (А = 7) алюминия Al? (А = 30)7) Определите заряд ядра атома железа Fe (q = 26), селена Se (q = 34)Задача № 1 (слайд с условием и примером решения).Сколько нуклонов в ядре атома меди 64Cu? Сколько в нем протонов? Нейтронов? 29Дано: Решение:^ 1-й способ 2-й способ64Cu А = Z + N 64Cu 29 А = 64 29 А - ? Z = 29 Z = 29Z - ? N = А – Z = 35 А = 64 N - ? N = 35 108Ag; 207Pb – определите нуклонный состав ядер. 47 82 Слайд стоит на экране.Устная фронтальная проверка понимания. 108Ag; А = 108; Z = 47; N = 61.
47 207Pb; А = 207; Z = 82; N = 125. 82^ 5) Закрепление новых знаний.Самостоятельная работа в парах по карточкам. - самоконтроль и самооценка по критериям.Объявить критерии «все верно» - «5»1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3»Выставление оценок.Помощник записывает в бланк оценки.^ 6) Рефлексия.Вернуться к эпиграфу урока.Удалось ли нам убедиться в справедливости этих слов? (неиссякаемая сложность простоты). (слайд: атом без вопроса) Благодарность ученикам за работу, отметить, похвалить активных. ^ Итог урока: Синквейн. Тема: ядро.Мой вариант: Ядро Центральное, положительное Удерживает, определяет,Ядро – это «Солнце» атома (очень маленькое, но очень крепкое)«Изюминка» (крепкий орешек) 7) Д/з – вопросы, оставшиеся без ответов.