НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Профессии на стройке. Буква и звук З».
НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Профессии на стройке. Буква и звук З».
Приветствие. Друг другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились
И не много покружились
Все готовы заниматься?
- Будем очень мы стараться!
Организационный момент. Загадывание загадки.
Кирпичи кладет он в ряд
Строит садик для ребят.
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит (строитель).
- Сегодня мы продолжим разговор о стройке, о профессиях людей, которые работают на стройке, познакомимся с буквой З.
3. Послушайте чистоговорку и скажите, какой звук встречается в нем чаще других:
Под зонтом гуляет Зоя,
Зоя прячется от зноя.
- Давайте произнесем звук З все вместе. Когда мы произносим звук З, язык стоит «мостиком», кончик языка упирается в нижние зубы. Значит, во рту есть преграда, это зубки.
-Как вы думаете, звук З гласный или согласный?
- Правильно, его нельзя петь, открыв рот, поэтому мы обозначим его, синим цветом.
- Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой. Твердый или мягкий?
- Верно. Это согласный твердый звонкий звук.
4. Игра «Кто внимательный»
- А теперь внимательно слушайте меня, я буду называть разные звуки, как только услышите звук З, хлопайте.
З, с, д, З, ж, т, ц, з,.
За, ду, со, зу, жа, зо, то..
Зубы, сова, коса, ваза, жужжать, звенеть, звонкий, добрый, коза.
5. Упражнение «Строители»
Представьте себе, что вы строители. Возьмите в руки воображаемые отбойные молотки. Я буду прохлопывать ритм. Вы будете изображать, что работаете с отбойным молотком, и повторять этот ритм произнеся слог за.
За, за, за, За и т.д.
6. Упражнение «Кто скорее?»
А сейчас игра. Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их. Кто быстрее сообразит, тот получит фишку. Победит тот, у кого будет больше всех фишек.
З + А = ЗА
З + О = ЗО ЗУ, ЗИ, КОЗА, ВАЗА и т.д.
7. Логопедическая распевка. Послушайте, и повторите за мной:
За – За – За – За – За - прибежала к нам коза
Зы – Зы – Зы – Зы – Зы - ой беда у той козы
Зо – Зо – Зо – Зо – Зо - не поют козлята «ЗО»
Зу – Зу – Зу – Зу – надо выручить козу.
8. Посмотрите на картинку. Что вы видите?
Правильно, это буква З большая и маленькая. На что похожа буква З.
- Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
- Правильно, синий означает твердый звук З, а зеленый мягкий звук З*.
9. Речевая зарядка (индивидуально). Повтори за мной слоги и скажи, с какими ты произнес: твердыми или мягкими?
- А теперь посмотрите и найдите картинки, в названиях которых есть твердый звук З, а затем с мягким звуком. Назовите.
10. Пальчиковая гимнастика с карандашом.
Я карандаш в руке катаю и руку развиваю.
Теперь пальчиками катаю и пальцы развиваю
11. Работа в тетради. Заштриховка картинок.
12. Игра «Кто что делает?» поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю профессию строителя. Вы ловите мяч и перечисляете все, что может делать этот человек.
Крановщик – управляет краном, поднимает груз.
Каменщик – берет раствор и кирпичи, кладет стену.
Маляр – разводит краску, красит стены.
Штукатур – берет раствор, выравнивает стену.
Молодцы. Давайте вспомним с вами стихотворение:
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!
14. Итог.