Особенности овладения знаниями глухими учащимися в коррекционной школе.
Особенности овладения знаниями глухими учащимися в коррекционной школе.
Обучение глухих детей отличается глубоким своеобразием. Специальной психологией установлено, что общие законы развития применительно к развитию глухого ребенка проявляют себя специфически. Вследствие этого требования к условиям обучения глухого ребенка другие, чем требования к условиям обучения слышащего ребенка. Специально организованный процесс, как правило вызывает преобразования в развитии глухого ребенка, в частности в характере его познавательной деятельности.
В условиях специально организованного обучения это своеобразие постепенно сглаживается. Такой путь развития ребенка может быть назван компенсаторным.
Процесс компенсации происходит в двух направлениях:
1.Осуществляется явление замещения, которое выражается в образовании новых путей для педагогического воздействия, формируется зрительное восприятие устной речи
2.Устраняется отрицательное влияние глухоты и немоты.
В результате преобразования познавательной деятельности характер ее развития приближается к характеру развития, свойственному слышащему ученику.
Речь слышащего ребенка формируется в процессе общения его с окружающими.Глухой не может удовлетворить своей потребности в общении с окружающими при помощи устной речи, если он не будет специально обучен. Полноценное развитие глухого ребенка возможно лишь на основе овладения им словесной речью. Возможность общения со слышащими расширяет кругозор ребенка, обогащает его знания, побуждает интересы, направляет его склонности. Усвоение языка в каждой из его форм - устной, письменной, дактельной - содействует преобразованию наглядно-образного мышления глухих детей в словесно-логические, открывает возможность приобретения школьных знаний на более совершенной основе.
Для того, чтобы глухие дети научились говорить, их необходимо специально обучать словесной речи.
Речь слышащего ребенка развивается с развитием его мышления. У глухого - существенное расхождение в развитии мышления словесной речью.
Более позднее овладение словесной речью снижает роль этой речи в развитии познавательной деятельности.
Процесс учения для глухого ребенка- умственный труд значительной сложности. Овладевая общеобразовательными знаниями в единстве с овладением словесной речью как средством общения, он одновременно преобразует свое словесно-логическое мышление. В результате этого возрастает его познавательные возможности. Процесс восприятия учебного материала протекает иначе, чем у слышащего. Познавательная деятельность начинается с чувственного восприятия предметов и явлений.
Обучение глухих детей предполагает не только вооружение их знаниями и навыками, но и формированию их личности, преобразованию их познавательной деятельности.
Важнейший дидактический принцип - единство процесса обучения знаниям, умениям и навыкам и преобразование познавательной деятельности глухих детей на основе формирования словесно-логического мышления.
Обучение глухого ребенка требует дифференцированного и индивидуального подхода, учета психологических особенностей каждого ребенка - особенностей его характера, темперамента, восприятия, памяти и других. Индивидуальные различия между глухими значительно больше, чем между учащимися массовой школы. Кроме психологических особенностей , глухие отличаются друг от друга другими специфическими особенностями:
время потери слуха
степень потери слуха
причины потери слуха
обучался ли глухой ребенок до поступления в школу.
Принцип системности в обучении имеет большое значение в постепенном раскрытии связей между предметами и явлениями. Обучение строится таким образом, что каждое новое понятие, вывод, закон опираются на жизненный опыт ученика и на ранее приобретенные знания. В свою очередь прежние знания в значительной мере преобразуются под влиянием вновь полученных сведений.
Для географии, как и для большинства школьных предметов, характерно такое построение курса, когда на разных этапах обучения глухие школьники возвращаются к ранее изученному материалу, обогащая его новыми сведениями, новыми связями и знаниями, полученными на уроках по другим предметам.
Концентрическое расположение материала в рабочих программах позволяет обеспечивать его повторяемость, чем достигается более прочное усвоение знаний, позволяет углубить и расширить знания школьника.
Практические задания в значительной мере повышают эффективность последующего обучения, способствуют более сознательному усвоению знаний глухих учащихся.