Реализация программы коррекционной работы через внеурочную деятельность
Костюк И.Н.
МОУ «Железнодорожная СОШ №2»
Реализация программы коррекционной работы через внеурочную деятельность.
Перед учителем-логопедом стоит задача не только исправить дефекты в устной речи или устранить нарушения письма и чтения, но и стремиться параллельно развивать ребенка через различные виды деятельности.
Проблема в том, что количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. Приходится создавать некую очередь из нуждающихся, или же – это более распространенный вариант, – набрать детей в группы в большем количестве, ибо в коррекционной работе с речевыми нарушениями очень важен фактор времени. Логопедов же, не хватает и по сей день! Это подтверждается статистикой: в Усть-Илимском районе 8 детских садов, в которых работают 6 логопедов. Школ – 10. Из них только в 1 работает логопед! Предельная наполняемость логопедического пункта не более 25 человек. По результатам диагностики первых классов в нашей школе за последние три года картина следующая:
13-14гг. всего 22 чел. – 14чел. с наруш. устной речи (63%)
14-15гг. всего 43 чел. – 25чел. с наруш. устной речи (58%)
15-16гг. всего 42 чел. – 25чел. с наруш. устной речи (59%)
Как мы видим процент первоклассников с нарушениями устной речи существенно не меняется и не идет на спад. А если учесть всех детей начальных классов?
Всем известно, что ФГОС как нельзя лучше реализуется и во внеурочной деятельности. Как раз это направление и помогает охватить намного больше детей развивающими занятиями, и осуществить системно-деятельностный подход в работе учителя-логопеда.
В нашей школе в период с 23 ноября по 21 декабря для ребят начальной школы прошел логопедический месячник. Целью которого являлось освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами для успешного использования приобретенных знаний в ходе изучения программы по русскому языку.
Логопедический месячник проходил в преддверье Нового года, отсюда и название «Новогодние приключения». Мероприятие было разбито на 4 недели, каждая неделя имела свою цель и задачи. В начальной школе 7 классов, всего за месяц было проведено 28 занятий.
Первая неделя. Цель: Знакомство младших школьников с увлекательной наукой логопедией.
Для выработки правильных движений артикуляционных органов, укрепления мышц лица, языка, губ и мягкого неба, ребята выполняли артикуляционную гимнастику; познакомились с артикуляционным профилем. Для увеличения объема дыхания, нормализации его ритма, выработки плавного, длительного выдоха использовали дыхательную гимнастику по Стрельниковой. Помимо традиционной пальчиковой гимнастики использовали нетрадиционный метод - самомассаж «Су Джок». Это наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Так же ребята познакомились с историей происхождения ребусов, с основными правилами их разгадывания. В заключение ребятам 2-4 классов было объявлено о конкурсе на лучшее сочинение «Если б я был волшебником».
Вторая неделя. Цель: Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
Для реализации этой цели были использованы игровые приемы и упражнения: «Что это за звук?» - прослушивание записи неречевых звуков. «Дятел» - отстукивание ритма за логопедом. «Красный – зелёный», «Добрый слон» - подбор рифмы к слову, «А ну-ка, догадайся!» - по количеству слов с одинаковым звуком определить, какой звук задуман, «Колокольчик – наушники» - ребятам предлагалось определить характеристику первого звука в слове и поднять соответствующую карточку. Перед игрой «Отгадай слово по первым буквам» ребята узнали, что Деда Мороза в каждой стране называют по-разному, было предложено отгадать, как зовут финского Деда Мороза. Игры со звуками и словами «Буквы, по порядку становитесь», «Сто вопросов – сто ответов», «Волшебный коврик», «Исправь ошибки».
Третья неделя. Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.
В начале занятия ребятам предлагалось проанализировать занимательную загадку про туристов «9 вопросов». Далее ребята самостоятельно по первым буквам каждой строчки в стихотворении, отгадали задуманное автором ключевое слово, узнали, что такое акростих. В речевой игре «Снежные слова» ребятам были предложены загадки, в отгадках которых был корень снег, снеж; закрепили понятие однокоренные слова. В следующей игре «Кто самый внимательный» формировала у детей наблюдательность, развивала интерес к чтению. Познакомились со словами-перевертышами (палиндоромами). Насколько продуктивным для ребят стало занятие, выяснила с помощью методического приема «Синквейн». Так же ребята на этом занятии узнали о разновидностях кроссвордов: классический, сканворд, кейворд, крисс-кросс, филворд. Итогом занятия было разгадывание филворда по новогодней тематике.
4 неделя. Цель: развитие сенсомоторики.
Дети самостоятельно изготавливали поделки из воздушного шарика, ниток и клея, что способствовало развитию творчества, фантазии, самостоятельности, развитию художественных способностей и эстетического вкуса. Своими замечательными поделками ребята украсили рекреации школы к новогоднему празднику. А если учесть, что в начальной школе 143 ученика, то в нашей школе появился свой новогодний фейерверк. В «День открытых дверей» для учителей школы, логопедов района и родителей было показано открытое логопедическое занятие «Путешествие бегемотика Ромы». Цель данного занятия – постановка звука «р».
Для предупреждения утомления в каждое занятия и переменки были включены динамические паузы, логоритмические упражнения, базовые движения зумба – фитнесс. За месяц ребята выучили 5 новых физминуток: «Фиксики», «Соку-бачи-вира», «У жирафа пятна, пятна..», «В кружок все соберитесь…», «Кошка беспородная».
В последний день, на закрытии логопедического месячника, состоялся «Праздник правильной и красивой речи, или старой сказкой на новый лад». Праздник проходил в форме спектакля, все участники выразили добровольное согласие в постановке, было задействовано 40 человек – артистов. Целью праздника было показать значимость красивой и правильной речи. В конце праздника были подведены итоги сочинения «Если б был волшебником…»
Положительным и важным в течение логопедического месячника было то, что все упражнения и задания были подобраны в зоне ближайшего развития детей, активизированы все психические процессы, задействованы все анализаторы, а разнообразные задания способствовали не только смене видов деятельности, но и поддержанию интереса в течение всего месяца.
Поставленные цели и задачи были полностью реализованы. Для проведения мероприятий использовалась ИКТ-технология, что придавало мероприятиям эстетичность, красочность и наглядность.
Во всех мероприятиях ребята активно проявляли и использовали все свои знания, полученные на логопедических занятиях, а также на уроках по русскому языку и чтению. Со всеми заданиями ребята справлялись и были готовы к новым более сложным испытаниям.
Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободного и открытого высказывания, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.
Таким образом, проблему невозможности охватить всех детей-логопатов, решаю с помощью внеурочной деятельности.